Подача фактов в информационных жанрах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание

Актуальность данного исследования том, что в настоящее время существует проблема объективности материалов, представленных в прессе. Журналисты, отбирая факты и добавляя в них собственный смысл, способствуют представлению информации в ложном виде, либо представляют ее в нужном им свете. В результате возникает необходимость проверки и переосмысления фактов с целью их объективной подачи в материалах СМИ. Знание основных способов подачи фактов в материалах информационных жанров и их умелое использование позволит более объективно преподносить новость аудитории.
Цель исследования: выявить на основе анализа конкретных примеров различные способы подачи факта в материалах информационных жанров.
Соответственно, задачами выполнения данной курсовой работы являются:
- Определить понятие жанра журналистского произведения;
- Определить понятие информационного жанра;
- Определить сущность и содержание понятие факта в журналистском произведении;
- Определить основные способы подачи фактов в заметке, репортаже, интервью.
Основными методами выполнения данной курсовой работы являются методы наблюдения, сравнительно-сопоставительного анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Факт в системе информационных жанров
1.1. Понятие жанра и виды жанров в журналистике…………………….5
1.2. Место факта в информационных жанрах……………………………9
1.3. Тексты информационных жанров…………………………………...14
1.3.1. Заметка……………………………………………………..14
1.3.2. Репортаж……………………………………………………16
1.3.3. Интервью…………………………………………………...17
Глава II. Исследование подачи фактов в материалах основных информационных жанров
2.1. Факт в заметке………………………………………………….…...19
2.2. Факт в репортаже………………………………………………..….22
2.3. Факт в интервью……………………………………........................25
Выводы………………………………………..………………………............27
Заключение ………………………………………..……………………….....29
Список литературы………………………………………..………………….30

Работа состоит из  1 файл

Подача фактов в информационных жанрах.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по теории и практике средств массовой информации

на тему: «Подача фактов в информационных жанрах» 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Омск-2011

Содержание

  Введение……………………………………………………………………….3

  Глава I. Факт в системе информационных жанров

      1.1. Понятие жанра и виды жанров в журналистике…………………….5

      1.2. Место факта в информационных жанрах……………………………9

     1.3. Тексты информационных жанров…………………………………...14

             1.3.1. Заметка……………………………………………………..14

             1.3.2. Репортаж……………………………………………………16

             1.3.3. Интервью…………………………………………………...17

  Глава II. Исследование подачи фактов в материалах основных информационных жанров

      2.1. Факт в заметке………………………………………………….…...19

      2.2. Факт в репортаже………………………………………………..….22

          2.3. Факт в интервью……………………………………........................25  

  Выводы………………………………………..………………………............27  

  Заключение  ………………………………………..……………………….....29  

  Список  литературы………………………………………..………………….30

  Приложение………………………………………..……………………….....32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  данного исследования том, что в  настоящее время существует проблема объективности материалов, представленных в прессе. Журналисты, отбирая факты и добавляя в них собственный смысл, способствуют представлению информации в ложном виде, либо представляют ее в нужном им свете. В результате возникает необходимость проверки и переосмысления фактов с целью их объективной подачи в материалах СМИ. Знание основных способов подачи фактов в материалах информационных жанров и их умелое использование позволит более объективно преподносить новость аудитории.

    Цель  исследования: выявить на основе анализа конкретных примеров различные способы подачи факта в материалах информационных жанров.

    Соответственно, задачами выполнения данной курсовой работы являются:

    - Определить понятие жанра журналистского  произведения;

    - Определить понятие информационного жанра;

    - Определить сущность и содержание  понятие факта в журналистском произведении;

    - Определить основные способы  подачи фактов в заметке, репортаже, интервью.

    Основными методами выполнения данной курсовой работы являются методы наблюдения, сравнительно-сопоставительного анализа.

    Объектом исследования являются информационные жанры журналистики.

    Предметом исследования являются способы подачи факта в материалах информационных жанров.

    В качестве основных источников, из которых будет отбираться материал для исследования, являются как газеты, так и журналы общероссийского и регионального характера, это такие печатные издания, как:

  • «Российская Газета»;
  • «Вечерний Омск»;
  • «Домашняя Газета»;
  • «Телесемь - Омск»

   Данные  издания выбраны потому что они одни из  наиболее популярных. «Российская газета» - информационно-политическое издание федерального уровня, «Вечерний Омск» - информационно-политическое издание регионального уровня, «Домашняя газета» - информационно-развлекательное издание регионального уровня, «Телесемь - Омск» - информационно-развлекательное издание регионального уровня. Попытка охватить две основные сферы жизни людей – работа и дом.

   Степень разработанности темы: При работе над материалом были использованы труды  следующих авторов: Тертычного А.А,  Белановского С.А, Горохова В.М., Дэнниса Э., Мэррила Дж , Лазутиной Г.В, Поелуеваой Л.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава I. Факт в системе  информационных жанров. 

  1.1. Понятие жанра и виды жанров в журналистике.

  Жанр - вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками [13; 169].

  В жанрах закреплены лучшие технологии работы с информацией и наборы интеллектуальных операций, используемые как журналистами и их источниками  информации, так и аудиторией.

  Жанры в журналистике – устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными  признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, способ отображения [18; 115].

  Знание  жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и  зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений значимо как для автора, так и для адресата.

  В формировании набора характеристик  публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, наиболее значительную роль играет метод отображения  действительности [17; 56].

  Способ отражения действительности в каждом жанре предопределяется, прежде всего, познавательными задачами, решаемыми публицистом – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. Содержание предопределяет форму материала: система аргументации и способ сопоставления фактов, способ изложения аргументов создают целостность публицистического текста [18; 116].

  В журналистике существует три главных  способа, отображения:

  1. Фактографический способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло).
  2. Аналитический способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.
  3. Наглядно-образный нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

  На  основе этих способов выделяются три  группы жанров:

  • информационные,
  • аналитические,
  • художественно-публицистические.

  Перед каждой группой жанров журналистика ставит свои задачи [17; 67].

  Далее, для того чтобы лучше разобраться с осмыслением факта, мы рассмотрим основные виды жанров журналистики, природу и место факта в журналистском произведении.

Информационные жанры.

  Информационные  жанры – материалы средств массовой информации, опубликованные или вышедшие в эфире и отвечающие на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? [12; 45].

  Главная задача информационных жанров  оперативное  информирование аудитории о наиболее важных для неё событиях, явлениях, связанных с базовыми, наиболее актуальными  её потребностями: способствовать формированию у читателя максимально объективной картины окружающей действительности [18; 119].

  Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным,  сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт - новость). Это  основа основ, без фактов журналистика немыслима.

  Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.

  Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

  • оперативность;
  • релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;
  • декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;
  • очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
  • краткость информации [11; 139].

  Выделяют следующие виды информационных жанров:

  • Заметка;
  • Информационная корреспонденция;
  • Информационный отчет;
  • Информационное интервью;
  • Блиц-опрос;
  • Вопрос – ответ;
  • Репортаж;
  • Некролог [17; 75].

  Основа  текстов данной группы жанров   новость, то есть сообщение, содержащее информацию ранее неизвестную аудитории. Суть новости  факт  событие, имевшее место во времени и  пространстве. Информационный повод  это факт плюс его оценка журналистом сквозь призму социальной значимости [11; 141].

Аналитические жанры.

  Аналитические жанры  – в отличие от информационных жанров, где тексты содержат ответы на вопросы «Кто? Что? Где? Когда?», в аналитических жанрах добавляются ответы на вопрос «Почему?», таким образом, в них содержится анализ, обобщение, исторический экскурс, социальный, политический, экономический или иной   контекст для установления причинно-следственных связей, оценок и выводов [12; 54].

  Основное  отличие аналитических жанров журналистики заключается в том, что журналист-аналитик не ограничивается простой констатацией фактов. Он стремится анализировать  их и сопоставлять с другими, оценивает  явление, предлагает свое видение решения  проблемы. Поэтому фактический материал аналитических жанров шире, в отличие от информационных жанров. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, журналист стремится обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы.

  Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе.

  По  сравнению с информационными  жанрами, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений [3; 68].

  Художественно-публицистические жанры.

  Художественно-публицистические жанры – очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра [12; 110].

  Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в допустимости только домысла, но не вымысла.

Информация о работе Подача фактов в информационных жанрах