Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа
Актуальность данного исследования том, что в настоящее время существует проблема объективности материалов, представленных в прессе. Журналисты, отбирая факты и добавляя в них собственный смысл, способствуют представлению информации в ложном виде, либо представляют ее в нужном им свете. В результате возникает необходимость проверки и переосмысления фактов с целью их объективной подачи в материалах СМИ. Знание основных способов подачи фактов в материалах информационных жанров и их умелое использование позволит более объективно преподносить новость аудитории.
Цель исследования: выявить на основе анализа конкретных примеров различные способы подачи факта в материалах информационных жанров.
Соответственно, задачами выполнения данной курсовой работы являются:
- Определить понятие жанра журналистского произведения;
- Определить понятие информационного жанра;
- Определить сущность и содержание понятие факта в журналистском произведении;
- Определить основные способы подачи фактов в заметке, репортаже, интервью.
Основными методами выполнения данной курсовой работы являются методы наблюдения, сравнительно-сопоставительного анализа.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Факт в системе информационных жанров
1.1. Понятие жанра и виды жанров в журналистике…………………….5
1.2. Место факта в информационных жанрах……………………………9
1.3. Тексты информационных жанров…………………………………...14
1.3.1. Заметка……………………………………………………..14
1.3.2. Репортаж……………………………………………………16
1.3.3. Интервью…………………………………………………...17
Глава II. Исследование подачи фактов в материалах основных информационных жанров
2.1. Факт в заметке………………………………………………….…...19
2.2. Факт в репортаже………………………………………………..….22
2.3. Факт в интервью……………………………………........................25
Выводы………………………………………..………………………............27
Заключение ………………………………………..……………………….....29
Список литературы………………………………………..………………….30
Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ [8; 153].
Главное же отличие этих жанров заключается в подаче фактов. Конкретный, документальный факт отходит на второй план. На первый план выходят впечатления автора от факта, его оценка и авторские мысли. Основные жанры – очерк и зарисовка, отражающие положительные явления, а также сатирические жанры: фельетон и памфлет.
Из
всего выше сказанного можно сделать
следующий вывод: жанровая система
журналистики весьма разнообразна. Она
представлена различными группами жанров.
Однако же в современной журналистике
деление жанров на три обозначенные
группы, на наш взгляд, стало условным.
Это объясняется тем, что жанры очень подвижны.
1.2. Место факта в информационных жанрах.
Природа и назначение факта в журналистском произведении.
Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события [14; 45]. Подыскивая ключ к пониманию этого вопроса, автор обращается к теории отражения и в качестве опорной мысли придерживается того положения, что «отражение оригинала не является самим оригиналом».
В качестве объекта журналистского отражения может быть и сама действительность, и социальные явления и процессы, и человек. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская субъективность. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что «содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна» [15; 90].
Для
журналистов объективное
Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, однако, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, которое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией [7; 65-67].
Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативность [9; 126].
Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические. Факт представляет собой форму человеческого знания, обладающего достоверностью [9; 127].
Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом, чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки. В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность [1; 153].
Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.
Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность – основные признаки всех научных фактов [1; 157].
Наряду с научными фактами журналисты используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего [5; 118].
Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события. Ценность обыденных фактов состоит в том, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей.
В
основе обыденного факта лежат не
только некие моменты
Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.
Развертывание
факта в жанровую структуру произведения
всегда обусловлено задачами, стоящими
перед журналистами. В одном случае необходимо
сообщить о факте, в другом – дать подробности
о событии, в третьем – разобраться в причинах
возникновения той или иной проблемы,
в четвертом – создать документальный
образ современника. В зависимости от
целей сообщения журналисты используют
различные способы подачи, раскрытия,
изображения и истолкования фактов. Кроме
того, позиционирование фактов в различных
жанрах журналистики (информационных,
аналитических и художественно-
Назначение
информационных жанров оперативно
сообщать о важных событиях, основу
которых составляет факт.
Место факта в информационных жанрах.
Факт, то есть знание, ставшее достоянием человека, общества, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Факт в журналистике – актуальные, значительные сведения, имевшие место в действительности и представляющие общественный интерес.
Основу
информационных жанров составляют сообщения
о фактах, высказанных в разных формах.
Сообщение о самом событии, краткий рассказ
о его развитии, дающий представление
о происшествии, сообщение новых мыслей
по его поводу, высказанных компетентным
лицом. Информационные жанры лежат в основе
системы жанров, определяют отношения
между всеми журналистскими произведениями,
взаимоподчиненность ее составных частей,
их функционирование [17; 56].
Итак, рассмотрев сложную природу факта и его назначение в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста заключается в том, что не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.
1.3. Тексты информационных жанров.
1.3.1. Заметка.
Заметка краткое, в несколько строк информационное сообщение, отвечающее на вопросы Что? Где? Когда? Почему? и Зачем?
В хроникальной заметке новость может быть отражена в каком-либо факте или цифровом материале. В качестве информационного повода могут выступить любые общественно значимые события. Об актуальном факте журналист может сообщить как до начала события, так и после его завершения. В таких заметках используются один или два опорных факта, которые даются без комментария или какой-либо подробности [17; 84].
Иногда журналист может прокомментировать то, что кроется за фактами, тем самым выявив суть описываемого явления. В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Выделяют два варианта информирования: «жесткое» и «мягкое». В первом случае журналист оперативно информирует читателей о состоявшемся событии. «Жесткая» новость представляет краткий, сжатый вариант, в котором излагается только суть события. В «мягких» новостях оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее используется деталь. «Мягкая» новость рекомендуется при пониженной значимости события или когда необходим иной тон разговора, когда ослаблены или вовсе отсутствуют оперативный либо информационные поводы.
Говоря
о значимости события, нужно всегда
помнить о степени
Таким
образом, в основе хроникальной информации
лежат один или два опорных факта. В зависимости
от степени их аутентичности выбирается
«жесткое» или «мягкое» информирование.
Жанровые виды заметки
Существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами. Рассмотрим некоторые из них.
1.3.2.Репортаж.
Репортаж информационный жанр журналистики, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора-очевидца или участника события [17; 90].
Позиционирование фактов в репортаже. Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. «Наглядность» в репортаже достигается благодаря использованию различных деталей, штрихов и подробностей, а также через авторское сопереживание разворачивающимся на его глазах действиям. В ткань репортажного описания могут быть включены факты, зафиксированные журналистом ранее.