Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа
Актуальность данного исследования том, что в настоящее время существует проблема объективности материалов, представленных в прессе. Журналисты, отбирая факты и добавляя в них собственный смысл, способствуют представлению информации в ложном виде, либо представляют ее в нужном им свете. В результате возникает необходимость проверки и переосмысления фактов с целью их объективной подачи в материалах СМИ. Знание основных способов подачи фактов в материалах информационных жанров и их умелое использование позволит более объективно преподносить новость аудитории.
Цель исследования: выявить на основе анализа конкретных примеров различные способы подачи факта в материалах информационных жанров.
Соответственно, задачами выполнения данной курсовой работы являются:
- Определить понятие жанра журналистского произведения;
- Определить понятие информационного жанра;
- Определить сущность и содержание понятие факта в журналистском произведении;
- Определить основные способы подачи фактов в заметке, репортаже, интервью.
Основными методами выполнения данной курсовой работы являются методы наблюдения, сравнительно-сопоставительного анализа.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Факт в системе информационных жанров
1.1. Понятие жанра и виды жанров в журналистике…………………….5
1.2. Место факта в информационных жанрах……………………………9
1.3. Тексты информационных жанров…………………………………...14
1.3.1. Заметка……………………………………………………..14
1.3.2. Репортаж……………………………………………………16
1.3.3. Интервью…………………………………………………...17
Глава II. Исследование подачи фактов в материалах основных информационных жанров
2.1. Факт в заметке………………………………………………….…...19
2.2. Факт в репортаже………………………………………………..….22
2.3. Факт в интервью……………………………………........................25
Выводы………………………………………..………………………............27
Заключение ………………………………………..……………………….....29
Список литературы………………………………………..………………….30
Большая
роль в репортаже отводится автору.
Он – главный распорядитель всего
действия. Именно от автора зависит, в
какой очередности будут преподнесены
факты, какая картина действительности
будет «высвечена» наиболее зримо, как
будет выстроена сюжетно-композиционная
структура репортажа. Присутствие автора
в материале может быть выражено по-разному:
через внутренние монологи, размышления,
ремарки, отступления, реплики, характеристики
и т.п. Все эти средства хороши для достижения
«эффекта присутствия». Таким образом,
в репортаже, в отличие от заметки, журналист
не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись
от них, показывает динамику развития
события, открыто выражая авторское отношение
ко всему, что происходит на его глазах
[17; 91-93].
1.3.3.Интервью.
Интервью литературный пересказ беседы с человеком, мнения и взгляды, соображения и предположения которого по определенным вопросам имеют общественный интерес [17; 95].
Журналисты обращаются к интервью тогда, когда им нужно со ссылкой на авторитетное лицо осветить те или иные события, когда требуются экспертные оценки по поводу определенных фактов, когда нужно от самого человека узнать какие-либо подробности из его личной или общественной жизни. Факты, приводимые в интервью, всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому, стремясь воссоздать логику беседы, журналисты используют в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника. Нужно учитывать и различие устной и письменной речи. В устном разговоре респондент может вольно или невольно отвлекаться на другие темы, уклоняться от поставленных вопросов, говорить не по существу вопроса, нарушать логику рассуждения различными отступлениями и т.п. В письменной речи подобного рода вольности недопустимы. Поэтому журналист комбинирует различные куски беседы, исходя из основного замысла. Так «монтируются» блоки интервью, состоящие из вопросов и ответов [17; 97].
Факты в интервью используются с учетом разновидностей данного жанра. В интервью-сообщении собеседник информирует читателей о наиболее важных событиях. В интервью-диалоге факты – лишь повод для развертывания беседы. В данном случае активность проявляет не только респондент, но и журналист. В портретном интервью могут быть использованы не только факты из беседы с героем произведения, но и взятые из других источников. Во всех разновидностях интервью факты могут располагаться по степени их важности [17; 98].
По
форме изложения факты
Формы
изложения фактов в интервью во многом
зависят от характера смысловых связей,
установившихся между ними. Задача журналиста
состоит в том, чтобы в ходе подготовки
материала исключить из него все элементы,
которые не работают на раскрытие основной
темы [2; 122].
Таким
образом, мы рассмотрели основные формы
информационных жанров, рассмотрели, что
такое заметка, репортаж, интервью,
их виды; использование фактов в этих информационных
жанрах.
Глава 2. Исследование подачи фактов в материалах основных информационных жанров.
В данной главе мы на конкретных примерах рассмотрим способы подачи фактов в различных видах заметок, репортаже и интервью. Проводимое исследование позволит нам убедиться в различиях подачи фактов в основных информационных жанрах.
Для анализа газетных материалов были выделены следующие критерии:
2.1. Факт в заметке.
По содержанию Тертычный А.А. выделяет: событийную заметку, анонс, аннотацию, мини-историю, мини-рецензию, блиц-портрет, мини-совет, мини-обозрение.
Далее
на практике нами будут рассмотрены
некоторые виды заметок по классификации
А. Тертычного и проанализированы по
различным категориям факты, содержащиеся
в данных заметках.
Анализируемый материал: «Летние поезда будут дешевле», «Вечерний Омск - Неделя» №19 (76), 13 мая 2009г. По материалам лента ru.
Анализируемый материал: «Виктору Шрейдеру подарят шлем-оберег», «Домашняя газета», 29 апреля, № 10 (010).
В отличие от событийной заметки, в анонсе сообщаются факты, которые ещё не произошли, а произойдут в будущем. Это является особенностью подачи фактов.
Анализируемый материал: «Вагончик тронулся», «Телесемь – Омск», № 22 (749), 25 мая 2009.
Данная заметка близка по характеристикам с предыдущими заметками. Отличиями мини-истории является то, что:
Анализируемый материал: «Если голос пропал», «Домашняя газета», 29 апреля, № 10 (010)
В данном случае мы также рассмотрим только отличительные особенности представленного вида заметки:
В целом, по данному жанру можно сказать что:
2.2. Факт в репортаже
Критерии анализа:
Анализируемый материал: репортаж «Государственное дело Дмитрия Диброва», «Телесемь – Омск», № 15 (455), 4 апреля, 2009