Подача фактов в информационных жанрах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание

Актуальность данного исследования том, что в настоящее время существует проблема объективности материалов, представленных в прессе. Журналисты, отбирая факты и добавляя в них собственный смысл, способствуют представлению информации в ложном виде, либо представляют ее в нужном им свете. В результате возникает необходимость проверки и переосмысления фактов с целью их объективной подачи в материалах СМИ. Знание основных способов подачи фактов в материалах информационных жанров и их умелое использование позволит более объективно преподносить новость аудитории.
Цель исследования: выявить на основе анализа конкретных примеров различные способы подачи факта в материалах информационных жанров.
Соответственно, задачами выполнения данной курсовой работы являются:
- Определить понятие жанра журналистского произведения;
- Определить понятие информационного жанра;
- Определить сущность и содержание понятие факта в журналистском произведении;
- Определить основные способы подачи фактов в заметке, репортаже, интервью.
Основными методами выполнения данной курсовой работы являются методы наблюдения, сравнительно-сопоставительного анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Факт в системе информационных жанров
1.1. Понятие жанра и виды жанров в журналистике…………………….5
1.2. Место факта в информационных жанрах……………………………9
1.3. Тексты информационных жанров…………………………………...14
1.3.1. Заметка……………………………………………………..14
1.3.2. Репортаж……………………………………………………16
1.3.3. Интервью…………………………………………………...17
Глава II. Исследование подачи фактов в материалах основных информационных жанров
2.1. Факт в заметке………………………………………………….…...19
2.2. Факт в репортаже………………………………………………..….22
2.3. Факт в интервью……………………………………........................25
Выводы………………………………………..………………………............27
Заключение ………………………………………..……………………….....29
Список литературы………………………………………..………………….30

Работа состоит из  1 файл

Подача фактов в информационных жанрах.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

  Большая роль в репортаже отводится автору. Он – главный распорядитель всего  действия. Именно от автора зависит, в какой очередности будут преподнесены факты, какая картина действительности будет «высвечена» наиболее зримо, как будет выстроена сюжетно-композиционная структура репортажа. Присутствие автора в материале может быть выражено по-разному: через внутренние монологи, размышления, ремарки, отступления, реплики, характеристики и т.п. Все эти средства хороши для достижения «эффекта присутствия». Таким образом, в репортаже, в отличие от заметки, журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, открыто выражая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах [17; 91-93].    
 
 
 
 
 

  1.3.3.Интервью.

  Интервью   литературный пересказ беседы с  человеком, мнения и взгляды, соображения  и предположения которого по определенным вопросам имеют общественный интерес [17; 95].  

  Журналисты  обращаются к интервью тогда, когда им нужно со ссылкой на авторитетное лицо осветить те или иные события, когда требуются экспертные оценки по поводу определенных фактов, когда нужно от самого человека узнать какие-либо подробности из его личной или общественной жизни. Факты, приводимые в интервью, всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому, стремясь воссоздать логику беседы, журналисты используют в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника. Нужно учитывать и различие устной и письменной речи. В устном разговоре респондент может вольно или невольно отвлекаться на другие темы, уклоняться от поставленных вопросов, говорить не по существу вопроса, нарушать логику рассуждения различными отступлениями и т.п. В письменной речи подобного рода вольности недопустимы. Поэтому журналист комбинирует различные куски беседы, исходя из основного замысла. Так «монтируются» блоки интервью, состоящие из вопросов и ответов [17; 97].  

  Факты в интервью используются с учетом разновидностей данного жанра. В интервью-сообщении собеседник информирует читателей о наиболее важных событиях. В интервью-диалоге факты – лишь повод для развертывания беседы. В данном случае активность проявляет не только респондент, но и журналист. В портретном интервью могут быть использованы не только факты из беседы с героем произведения, но и взятые из других источников. Во всех разновидностях интервью факты могут располагаться по степени их важности  [17; 98].  

  По  форме изложения факты подразделяются на повествование, описание и рассуждение.

  1. Повествование - это изложение хода событий во времени, или последовательности отображения частей сложного события. Разновидностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронология, прямая хронология с отступлениями. Иногда интервью концентрируется вокруг какого-то центрального события.
  2. Описание – это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Связь между компонентами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или иных отношений.
  3. Рассуждение – это тип смысловой связи, основанный на причинно-следственных отношениях: оно может разворачиваться от посылок к выводу; от тезиса к аргументам и от них к выводу; от фиксирования изменения к анализу его причин; от элементов к их связям; от установления закона к раскрытию его модификаций [2; 121].

  Формы изложения фактов в интервью во многом зависят от характера смысловых связей, установившихся между ними. Задача журналиста состоит в том, чтобы в ходе подготовки материала исключить из него все элементы, которые не работают на раскрытие основной темы [2; 122].    

  Таким образом, мы рассмотрели основные формы  информационных жанров, рассмотрели, что такое заметка,  репортаж, интервью, их виды; использование фактов в этих информационных жанрах.  
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Исследование подачи фактов в материалах основных информационных жанров.

     В данной главе мы на конкретных примерах рассмотрим способы подачи фактов в различных видах заметок, репортаже и интервью. Проводимое исследование позволит нам убедиться в различиях подачи фактов в основных информационных жанрах.

     Для анализа газетных материалов были выделены следующие критерии:

  1. Фактический материал, что им является. 
  2. Расположение фактов
  3. Являются ли факты равнозначными
  4. Степень аутентичности  фактов
  5. Факты, лежащие в основе заметки 
  6. Способ подачи фактов
  7. Степень объективности фактов
 

     2.1. Факт в заметке.

     По  содержанию Тертычный А.А. выделяет: событийную заметку, анонс, аннотацию, мини-историю, мини-рецензию, блиц-портрет, мини-совет, мини-обозрение.

     Далее на практике нами будут рассмотрены  некоторые  виды заметок по классификации  А. Тертычного и проанализированы по различным категориям факты, содержащиеся в данных заметках. 

  
  1. Событийная  заметка.

Анализируемый материал: «Летние поезда будут дешевле», «Вечерний Омск - Неделя» №19 (76), 13 мая 2009г. По материалам лента ru.  

  • В данной публикации присутствует характерное для заметки краткое изложение фактов, где факт представляет собой событие (в данном случае фактом является снижение стоимости на проезд), то есть, факт тождественен событию. Далее фактическим материалом  является и цифровой материал - в заметке сообщается, на сколько будет снижена стоимость проезда.
  • Факты расположены в зависимости от их важности, в лиде сообщается главный опорный факт, на котором построена вся заметка. Присутствует два основных опорных факта, остальные факты являются уточняющими, и лишь детализируют событие.
  • Факты не являются равнозначными, есть два опорных и несколько уточняющих, при замалчивании уточняющих фактов, суть информации не потеряется.
  • Степень аутентичности высокая, событие происходит в настоящее время, в пределах одной страны.
  • В основе данной событийной заметки лежат обыденные факты, которые являются неким моментом действительности, произошедшим в реальной жизни. В данном случае журналист обратился к обыденным фактам для того, чтобы подчеркнуть снижение стоимости билетов и приблизить читателя к этому событию.
  • По способу подачи фактов здесь представлена «жёсткая» новость, так как автором кратко и сжато сообщается суть события. Автор описывает событие, отвечая на основные вопросы заметки.
  • Факты объективны.
 
  
  1. Анонс.

Анализируемый материал: «Виктору Шрейдеру подарят шлем-оберег»,  «Домашняя газета», 29 апреля, № 10 (010).

    В отличие от событийной заметки, в анонсе сообщаются факты, которые ещё не произошли, а произойдут в будущем. Это является особенностью подачи фактов.

  • Перед нами представлен разнообразный фактический материал в виде ключевых дат, имён, званий участников события, места и цели проведения.
  • Факты выстроены по классической формуле: Кто? Что? Где? Когда? и Как? произойдёт.
  • Факты являются равнозначными по своей сущности, и при замалчивании какого-либо факта информация не была бы полной и всеобъемлющей.
  • Степень  аутентичности высокая, обозначены место и временные рамки события.
  • В данной заметке представлены обыденные факты, которые имеют непосредственное значение для всех читателей, имеющих возможность поучаствовать в мероприятии.
  • По способу подачи фактов здесь представлена «жёсткая» новость, так как сообщение даёт оперативную и краткую информацию без представления мелких деталей.
  • Факты объективны, существуют независимо от автора и читателей.
 
  
  1. Мини-история.

  Анализируемый материал: «Вагончик тронулся», «Телесемь – Омск», № 22 (749), 25 мая 2009.

  Данная  заметка близка по характеристикам  с предыдущими заметками. Отличиями  мини-истории является то, что:

  • Фактический материал: имена, регалии участников события.
  • Факты в заметке расположены в зависимости от их важности, присутствует основной факт и дополнительные.
  • Факты являются не равнозначными, есть два опорных и несколько уточняющих, при замалчивании уточняющих фактов суть информации не теряется.
  • Степень аутентичности фактов довольно низкая, размыты временные рамки события.
  • Факты в представленной заметке являются максимально обыденными и показывающими жизнь людей в естественном свете, несмотря на то, что они являются знаменитостями (человеку нужны нормальные условия для жизни).
  • По способу подачи фактов представлена «мягкая» новость, так как оперативность ослаблена, активнее используются детали.
  • Факты объективны.
 
  1. Мини-совет.

  Анализируемый материал: «Если голос пропал», «Домашняя газета», 29 апреля, № 10 (010)

  В данном случае мы также рассмотрим только отличительные особенности  представленного вида заметки:

  • В основе заметки лежат факты, довольно близкие по своему содержанию к научным фактам, которые выявлены учёными и в виде советов даются читателям заметки.
  • Факты расположены в произвольной последовательности, так как они равнозначны по своей важности и не нарушают процесс описания и изложения в сообщении.
  • Факты являются равнозначными, при замалчивании какого-либо факта информация будет неполной.
  • В основе заметки лежат обыденные факты, они имеют непосредственное значение для всех читателей.
  • Степень аутентичности невозможно проанализировать, т.к. эти факты не привязаны к событию.
  • По способу подачи фактов представлена «мягкая» новость, так как абсолютно нет оперативности, понижена значимость, отсутствует информационный повод.
  • Факты объективны.
 

  В целом, по данному жанру можно сказать что:

  • В заметке новость может быть отражена в каком-либо факте или цифровом материале. В качестве информационного повода могут выступить любые общественно значимые события.
  • чаще всего факты в анализируемых заметках зависят от преследуемой автором цели – в событийной заметке факты расположены по степени важности, в анонсе – по классической формуле;  мини-совет и мини-история:  факты расположены в произвольной последовательности;
  • по способу подачи фактов: в зависимости от жанра – там, где требуется оперативность, требуется четко и сжато сообщить суть события - событийная заметка и анонс – «жесткая» новость, где отсутствует новостной повод и оперативность - мини-история и мини-совет - «мягкая» новость; 
  • факты, лежащие в основе заметки, являются объективными, они существуют независимо;
  • В заметках, как правило, используются общественно значимые факты.
  • Об актуальном факте журналист может сообщить как до начала события, так и после его завершения;
  • В заметках, как правило, используются один или два опорных факта, которые даются без комментария или какой-либо подробности.
 

  2.2. Факт в репортаже

    Критерии  анализа:

  1. Фактический материал, что им является. 
  2. Расположение фактов
  3. Являются ли факты равнозначными
  4. Степень аутентичности  фактов
  5. Факты, лежащие в основе заметки 
  6. Способ подачи фактов
  7. Степень объективности фактов

  Анализируемый материал: репортаж «Государственное дело Дмитрия Диброва», «Телесемь – Омск», № 15 (455), 4 апреля, 2009

  • В качестве фактов использованы не только факты из восприятия автора, но и мелкие детали и подробности, замеченные автором в ходе разворачивающегося действия (горжетка, свидетельство о браке, «Полина молчала»). В репортаж вплетены факты, которые были замечены журналистом ранее (автор называет Диброва «Миллионером» - указание на предыдущее  место работы Дмитрия). Эти факты взяты из достоверных источников, а возможно, самостоятельно переживались автором.
  • В качестве фактов использованы не только ощущения и мысли автора, но и реплики других участников действия, придающие описанию красочность и завершённость.
  • В данном репортаже показывается динамика события, факты представлены в хронологическом порядке. Используется последовательное воспроизведение фактов, начиная с того момента, как автор ждал Диброва с женой, и, заканчивая тем, как Дибров ушел от репортеров.
  • Факты не являются равнозначными, есть основные и второстепенные факты; однако, при упущении каких либо фактов картина была бы неполной.
  • Степень аутентичности высокая, факты максимально приближены по месту и времени к событию.
  • Способ подачи фактов: «мягкая» новость, пониженная значимость события, активнее используется деталь.
  • Все факты, изложенные в репортаже, представляют собой непосредственное субъективное восприятие автора. Таким образом и достигается «эффект присутствия» в данном жанре. Все факты получены методом наблюдения автора.

Информация о работе Подача фактов в информационных жанрах