Психология журналистского творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:30, реферат

Описание

В своём реферате я расскажу об основных направлениях творческой журналистской деятельности, об особенностях процесса творчества, об аспектах творческого мышления и самое главное – о том, как развить человеку, заинтересованному в своей деятельности, эти самые профессиональные качества и умения.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Направления в изучении творчества…………………………...4
Журналистское познание действительности…………………..6
О роли воображения в творчестве журналиста………………10
Индивидуальная характеристика журналиста………………..14
Заключение……………………………………………………...18
Библиография…………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА, реферат doc.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

     Иркутский государственный университет

     Факультет филологии и журналистики

     Кафедра теории и практики журналистики 
 
 

Реферат

     Психология  журналистского творчества  
 
 

     Выполнила студентка группы 8331

     Трубицына Виктория Владимировна

     Научный руководитель:

     Бобков  Анатолий Кириллович  
 
 
 
 
 
 
 

г. Иркутск

     2009 год.

     Содержание.

     Введение…………………………………………………………3

     Направления в изучении творчества…………………………...4

     Журналистское познание действительности…………………..6

     О роли воображения в творчестве журналиста………………10

     Индивидуальная  характеристика журналиста………………..14

     Заключение……………………………………………………...18

     Библиография…………………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Что таит в себе психология? Эта казалось бы совсем необъятная наука. Она может объяснить всё, и может точно так же, запутать окончательно и, наверное, бесповоротно любого. А психология журналистского творчества? Я, как будущий корреспондент, этому аспекту психологии придаю, если не главенствующее, то, тем не менее, достаточно большое значение. Это и потребность узнать как можно больше о психологических приемах, позволяющих эффективнее общаться с людьми, и выстроенная общая схема работы журналистов, оптимальная для сотрудников СМИ.

     Но  заводя разговор о психологии, я  казалось, позабыла и о другом важном составляющем моей профессии – творчестве. Что такое творчество? Наверняка, никто однозначно так и не сможет ответить на этот вопрос. Для каждого – это что-то своё, необъяснимое, понятное только ему. Но есть и общая формулировка, она звучит, как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей.

     Если  ты пришёл на факультет журналистики, то неизменно одно – а именно, ты считаешься творческой личностью, овладевающей знаниями творческой профессии. Так это или не так – можно ещё поспорить. Кто-то считает, что журналистика, как и почти любая другая профессия не обладает большим или меньшим экспрессивно-творческим характером, что это всего лишь профессия, а не способ самовыражения. Можно найти множество аргументов, подтверждающий и ту и другую мысль, в конечном итоге, что такое журналистика – каждый выбирает для себя сам.

     В своём реферате я расскажу об основных направлениях творческой журналистской деятельности, об особенностях процесса творчества, об аспектах творческого мышления и самое главное – о том, как развить человеку, заинтересованному в своей деятельности, эти самые профессиональные качества и умения.

     Направления в изучении творчества.

     В процессе творчества творить (простите меня за тавтологию)  нам помогает, как вы думаете что? Конечно же, логика! Ведь просто так создать что-то новое, замысловатое, да ещё и с оттенком оригинальности – не так-то просто, как возможно кому-то покажется на первый взгляд.

     Логика, как отмечают теоретики, облегчает движение от незнания к знанию, от факта к гипотезе, от гипотезы к открытию, от замысла к воплощению. Но о том, что логика работает как маятник – говорить нельзя, и она иногда даёт сбои. И тогда решать сложные задачи помогает…? Правильно, интуиция! Она осторожно прощупывает себе дорожку в голове человека, поднимаясь из самых глубин бессознательного, и тогда, вуалям, как по взмаху волшебной палочки, решение, казалось бы, пришло к тебе само собой! Ты искала его совсем в другом месте, логически рассуждая, переходя от методов дедуктивного познания к индуктивным, от индуктивных к дедуктивным, а интуиция преподнесла его тебе на золотом блюде, приправленного особой перчинкой и издающего ароматный запах, кружащий голову, своей неповторимостью и оригинальностью. Логическое же постижение истины исключает всякое отклонение мысли от заданного пути.  
И если логику в первую очередь интересуют формальные законы построения мысли, то психологию – как раз те стороны движения мысли, которые определяются не только сознательной, но и бессознательной сферой, т.е. воображением, фантазией и интуицией.

     Исследования  творческого процесса связаны с  выделением различных его стадий.

     Первый  этап или как иначе его можно назвать – сознательная работа, включает в себя подготовку, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

     Второй  этап, или бессознательная работа – созерцание, бессознательная работа над проблемой, развитие идеи.

     Третий  этап, он же – переход бессознательного в сознание – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия. Сначала она, конечно,  представляется нам лишь в гипотетическом виде.

     Четвертый этап,  и это уже – сознательная работа – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

     Отсюда  вытекает следующий вывод – в  творческом процессе задействованы  самые разные сферы человеческого  сознания. При этом логика сменяет интуицию, интуиция приходит на смену логики, и т.д.

     В журналистском творчестве, когда корреспондент включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов также можно выделить общие фазы и этапы:

  1. формирование концепции, намерения;
  2. расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);
  3. постановка цели;
  4. восприятие известной ситуации в совершенно новом свете.

     Все эти составляющие в той или иной степени сопутствуют решению различных познавательных задач, с которыми журналисты сталкиваются в своей практической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

Журналистское познание действительности.

     Итак, что же это всё-таки такое, журналистское  творчество? Это не конечный результат, а то, что сопутствует журналисту, от первого замысла, до воплощения этого самого замысла в жизнь. Это сам процесс создания информационного продукта.

     И здесь реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

     Журналистику  всегда связывали с литературной деятельностью. Да это актуально и по сей день. Даже то, что наш факультет имеет название филологии и журналистики, с «филологией» на первом месте, о чём-то говорит. Филолог, журналист, писатель... Не одно ли и тоже? Подчас грани слишком размыты, а общее – это тяга к литературе, газетам и писательству для всех одна, общая.

     Но  сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов, то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени.

     При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей видения автором действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно отражены, как явления, описываемой действительности, так и личность автора.

     Существуют  следующие виды человеческой деятельности, которые я рассмотрю, как играющие важную роль в творчестве людей:

     1.      Познавательная деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между человеком и обществом в каждую конкретную историческую эпоху;

     2.      Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник  в процессе творчества преобразовывает  в создаваемом им образе природный  материал (краски, формы, звуки и  т.д.) и материал жизни человека и общества, видоизменяя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, трансформируя пространственно-временные связи для выражения главной авторской мысли;

     3.      Воспитательную деятельность –  стремление воздействовать на духовный мир людей;

     4.      Оценочную деятельность, благодаря  которой художник выражает свое  ценностное мироощущение, описывая явления действительности через свои интересы, потребности, вкусы, идеалы;

     5.      Коммуникативную деятельность, предполагающую  прямое или косвенное общение художника с героем своего произведения.

     Журналист, включаясь в процесс познания социальной действительности, не просто изучает те или иные свойства или  признаки объекта, а определенным образом  воздействует на него, динамически  воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики.  Особенность познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является чувственно-практический контакт с действительностью. Таким образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях преобладают результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, планов человека на будущее. Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. Журналисту всегда важно знать, что происходит в обществе. Недаром любимые вопросы корреспондента: что, где, когда и как. Они нацелены на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т.д.

     Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важна компетентность журналиста во владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.

     Анализ  – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

     Синтез  – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

     Абстрагирование – это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.

     Конкретизация – это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.

     Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.

     Дедукция  – переход в процессе познания от общего к частному и единичному.

     Индукция  – переход в процессе познания от частного к общему.

     Применяя  данные методы, журналист подходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист оценивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложения и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод изучения вооружает журналиста способами выработки знания, которое содержит всю необходимую информацию».

     В ходе познания различных объектов и  явлений действительности журналист  включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Считали, что открытие нового наступает само по себе – самопроизвольно. При этом под понятием «интуиция» подразумевалось внезапное осенение, озарение, свойственное лишь немногим избранным.

Информация о работе Психология журналистского творчества