Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:30, реферат
В своём реферате я расскажу об основных направлениях творческой журналистской деятельности, об особенностях процесса творчества, об аспектах творческого мышления и самое главное – о том, как развить человеку, заинтересованному в своей деятельности, эти самые профессиональные качества и умения.
Введение…………………………………………………………3
Направления в изучении творчества…………………………...4
Журналистское познание действительности…………………..6
О роли воображения в творчестве журналиста………………10
Индивидуальная характеристика журналиста………………..14
Заключение……………………………………………………...18
Библиография…………………………………………………...21
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Иркутский государственный университет
Факультет филологии и журналистики
Кафедра
теории и практики журналистики
Реферат
Психология
журналистского творчества
Выполнила студентка группы 8331
Трубицына Виктория Владимировна
Научный руководитель:
Бобков
Анатолий Кириллович
г. Иркутск
2009 год.
Содержание.
Введение……………………………………………
Направления в изучении творчества…………………………...4
Журналистское познание действительности…………………..6
О роли воображения в творчестве журналиста………………10
Индивидуальная характеристика журналиста………………..14
Заключение………………………………………
Библиография…………………………………
Введение.
Что таит в себе психология? Эта казалось бы совсем необъятная наука. Она может объяснить всё, и может точно так же, запутать окончательно и, наверное, бесповоротно любого. А психология журналистского творчества? Я, как будущий корреспондент, этому аспекту психологии придаю, если не главенствующее, то, тем не менее, достаточно большое значение. Это и потребность узнать как можно больше о психологических приемах, позволяющих эффективнее общаться с людьми, и выстроенная общая схема работы журналистов, оптимальная для сотрудников СМИ.
Но заводя разговор о психологии, я казалось, позабыла и о другом важном составляющем моей профессии – творчестве. Что такое творчество? Наверняка, никто однозначно так и не сможет ответить на этот вопрос. Для каждого – это что-то своё, необъяснимое, понятное только ему. Но есть и общая формулировка, она звучит, как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей.
Если ты пришёл на факультет журналистики, то неизменно одно – а именно, ты считаешься творческой личностью, овладевающей знаниями творческой профессии. Так это или не так – можно ещё поспорить. Кто-то считает, что журналистика, как и почти любая другая профессия не обладает большим или меньшим экспрессивно-творческим характером, что это всего лишь профессия, а не способ самовыражения. Можно найти множество аргументов, подтверждающий и ту и другую мысль, в конечном итоге, что такое журналистика – каждый выбирает для себя сам.
В своём реферате я расскажу об основных направлениях творческой журналистской деятельности, об особенностях процесса творчества, об аспектах творческого мышления и самое главное – о том, как развить человеку, заинтересованному в своей деятельности, эти самые профессиональные качества и умения.
Направления в изучении творчества.
В процессе творчества творить (простите меня за тавтологию) нам помогает, как вы думаете что? Конечно же, логика! Ведь просто так создать что-то новое, замысловатое, да ещё и с оттенком оригинальности – не так-то просто, как возможно кому-то покажется на первый взгляд.
Логика,
как отмечают теоретики, облегчает движение
от незнания к знанию, от факта к гипотезе,
от гипотезы к открытию, от замысла к воплощению.
Но о том, что логика работает как маятник
– говорить нельзя, и она иногда даёт сбои.
И тогда решать сложные задачи помогает…?
Правильно, интуиция! Она осторожно
прощупывает себе дорожку в голове человека,
поднимаясь из самых глубин бессознательного,
и тогда, вуалям, как по взмаху волшебной
палочки, решение, казалось бы, пришло
к тебе само собой! Ты искала его совсем
в другом месте, логически рассуждая, переходя
от методов дедуктивного познания к индуктивным,
от индуктивных к дедуктивным, а интуиция
преподнесла его тебе на золотом блюде,
приправленного особой перчинкой и издающего
ароматный запах, кружащий голову, своей
неповторимостью и оригинальностью. Логическое
же постижение истины исключает всякое
отклонение мысли от заданного пути.
И если логику в первую очередь интересуют
формальные законы построения мысли, то
психологию – как раз те стороны движения
мысли, которые определяются не только
сознательной, но и бессознательной сферой,
т.е. воображением,
фантазией и интуицией.
Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий.
Первый этап или как иначе его можно назвать – сознательная работа, включает в себя подготовку, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.
Второй этап, или бессознательная работа – созерцание, бессознательная работа над проблемой, развитие идеи.
Третий этап, он же – переход бессознательного в сознание – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия. Сначала она, конечно, представляется нам лишь в гипотетическом виде.
Четвертый этап, и это уже – сознательная работа – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
Отсюда вытекает следующий вывод – в творческом процессе задействованы самые разные сферы человеческого сознания. При этом логика сменяет интуицию, интуиция приходит на смену логики, и т.д.
В журналистском творчестве, когда корреспондент включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов также можно выделить общие фазы и этапы:
Все
эти составляющие в той или иной степени
сопутствуют решению различных познавательных
задач, с которыми журналисты сталкиваются
в своей практической деятельности.
Журналистское познание действительности.
Итак, что же это всё-таки такое, журналистское творчество? Это не конечный результат, а то, что сопутствует журналисту, от первого замысла, до воплощения этого самого замысла в жизнь. Это сам процесс создания информационного продукта.
И здесь реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.
Журналистику всегда связывали с литературной деятельностью. Да это актуально и по сей день. Даже то, что наш факультет имеет название филологии и журналистики, с «филологией» на первом месте, о чём-то говорит. Филолог, журналист, писатель... Не одно ли и тоже? Подчас грани слишком размыты, а общее – это тяга к литературе, газетам и писательству для всех одна, общая.
Но сходство видели не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов, то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени.
При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей видения автором действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно отражены, как явления, описываемой действительности, так и личность автора.
Существуют следующие виды человеческой деятельности, которые я рассмотрю, как играющие важную роль в творчестве людей:
1. Познавательная деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между человеком и обществом в каждую конкретную историческую эпоху;
2.
Преобразовательную
3. Воспитательную деятельность – стремление воздействовать на духовный мир людей;
4.
Оценочную деятельность, благодаря
которой художник выражает
5. Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с героем своего произведения.
Журналист, включаясь в процесс познания социальной действительности, не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики. Особенность познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является чувственно-практический контакт с действительностью. Таким образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях преобладают результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, планов человека на будущее. Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. Журналисту всегда важно знать, что происходит в обществе. Недаром любимые вопросы корреспондента: что, где, когда и как. Они нацелены на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т.д.
Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важна компетентность журналиста во владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.
Анализ – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Абстрагирование – это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.
Конкретизация – это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.
Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.
Дедукция – переход в процессе познания от общего к частному и единичному.
Индукция – переход в процессе познания от частного к общему.
Применяя данные методы, журналист подходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист оценивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложения и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод изучения вооружает журналиста способами выработки знания, которое содержит всю необходимую информацию».
В ходе познания различных объектов и явлений действительности журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Считали, что открытие нового наступает само по себе – самопроизвольно. При этом под понятием «интуиция» подразумевалось внезапное осенение, озарение, свойственное лишь немногим избранным.