Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:30, реферат
В своём реферате я расскажу об основных направлениях творческой журналистской деятельности, об особенностях процесса творчества, об аспектах творческого мышления и самое главное – о том, как развить человеку, заинтересованному в своей деятельности, эти самые профессиональные качества и умения.
Введение…………………………………………………………3
Направления в изучении творчества…………………………...4
Журналистское познание действительности…………………..6
О роли воображения в творчестве журналиста………………10
Индивидуальная характеристика журналиста………………..14
Заключение……………………………………………………...18
Библиография…………………………………………………...21
В
журналистском творчестве интуитивное
нахождение новых идей может возникнуть
на основе чувственных впечатлений
и последующей их разработки с помощью
методов абстрагирования и идеализации.
Но интуитивные решения могут прийти и
в процессе обдумывания. Одной из наиболее
продуктивных форм интеллектуальной интуиции
является, по мнению психологов, творческое
воображение, с помощью которого как раз
и создаются новые понятия и формируются
новые гипотезы.
О роли воображения в творчестве журналиста.
Воображение в работе сотрудника СМИ? Да как же так? – воскликнет какой-нибудь незадачливый гражданин. В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов. Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества – при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств; в процессе синтезирования фактологических данных и непосредственных впечатлений. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.
По
мнению Р.С. Немова, воображение –
это необходимый элемент
В силу того, что воображение тесно связано с мышлением, вполне естественно, что в процессе обдумывания плана будущего произведения журналист осуществляет и логический анализ стоящей перед ним проблемы. Но опережающее отражение действительности в воображении и в мышлении происходит по-разному. В первом случае отражение происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений (они могут выступать в виде различных иллюстративных материалов или словесного описания), во втором – путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир. Таким образом, в осмыслении замысла будущего произведения можно обозначить две системы опережения сознанием результатов журналистской деятельности: образное и понятийное. Специфика журналистского воображения проявляется не только в предвосхищении будущего результата деятельности. Воображение наш верный друг и помощник! Оно помогает нам создавать новые идеи, участвует в перераспределении жизненных впечатлений и образов, и при переносе признаков одного объекта на другие, и в преобразовании прошлого опыта, и при структурной организации материала, когда в отдельных частях будущего текста необходимо увидеть и осознать целостное произведение, и т.д. При этом существуют различные способы стимулирования воображения:
1.
Перегруппировка событий и
2.
Различная «игра слов» –
3.
Составление разных
4. Рассмотрение проблемы под различными углами зрения.
5.
Предполагаемый диалог с
6.
Предметное обсуждение темы
Характеризуя воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся. Соединение представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах:
1. Агглютинация – элементарная форма соединения образов; предполагает «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, сказочные образы – русалка, кентавр, избушка на курьих ножках и т.п.).
2. Гиперболизация – характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений (многорукие богини в индийской мифологии, многоголовые драконы и т.д.).
3. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков (дружеский шарж или злые карикатуры).
4. Схематизация – происходит в том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (например, создание художественного орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).
5. Типизация – форма широко используемая в художественной литературе, для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
Данные приемы могут быть активно использованы журналистами в сатирических жанрах журналистики – фельетоне и памфлете, где для достижения комического эффекта используется целый арсенал художественно-изобразительных средств.
Таким
образом, воображение в творческом
процессе имеет большое значение, связанное
не только с предвосхищением результатов
труда, но и с активным созданием представлений
и образов, отличающихся неожиданными,
непривычными сочетаниями и связями, для
достижения конечного результата труда.
Индивидуальная характеристика журналиста.
Потребность в осмыслении своего индивидуального творчества у людей заинтересованных было, есть и остается всегда. Важно иметь представление о своих способностях, стремиться к большему, знать способы, как этого достичь. Есть много интересных книг, которые раскрывают секреты журналистского мастерства. Мне, например, очень нравятся книги А. Аграновского, А. Рубинова, там всё доступно и понятно. Любопытно почитать так же Т. Шумилину. Да и просто любые собрания материалов известных журналистов, допустим, очерки В. Пескова, репортажи В. Гиляровского, М. Кольцова… Их, наверное, можно назвать классиками отечественной журналистики, на которых можно равняться, и к работе которых нужно стремиться!
Потребность в осмыслении своего индивидуального творчества, конечно, существует.
Профессиональные качества современного журналиста нельзя свести только к умению быстро ориентироваться в ситуации и оперативно информировать читателей о тех или иных общественно-значимых фактах. Безусловно, эти качества важны. Но достаточно ли их, чтобы разобраться в серьезной проблеме, чтобы грамотно провести журналистское расследование, чтобы квалифицированно написать аналитическую статью, чтобы умело использовать всю жанровую палитру журналистики?
Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед ним задач, поставленных редакцией. К наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».
Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность.
Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при композиционном построении произведения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.
В
познавательной деятельности журналиста
большую роль играют интеллектуальные
способности, а точнее – развитость мышления.
По мнению психологов, «мышление представляет
собой форму творческого отражения человеком
действительности, порождающую такой
результат, которого в самой действительности
или у субъекта на данный момент времени
не существует... Отличие мышления от остальных
психологических процессов познания состоит
в том, что оно всегда связано с активным
изменением условий, в которых человек
находится. Мышление всегда направлено
на решение какой-либо задачи. Таким образом,
мышление – это особого рода умственная
и практическая деятельность, предполагающая
систему включенных в нее действий и операций
преобразовательного и познавательного
(ориентировочно-
1)
наглядно-действенное (осуществляющееся
путем манипулирования объектом);
2)
наглядно-образное (основанное на преобразовании
образа предмета);
3) словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств).
Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий.
Легкость генерирования идей предполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные и нестандартные решения.
Способность к переносу предполагает «умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области». Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.
Способность к «сцеплению» понятий означает умение «быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта». Способность объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом новые взаимосвязи между ними, не только помогает углубленному пониманию того или иного описываемого журналистом явления, но и открывает новые грани этого явления.
Следующее качество мышления – свертывание. Оно обозначает способность человека к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов». (например, название политической партии «Яблоко» возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политического движения: Явлинского, Болдырева и Лукина).
Сближение понятий предполагает легкость ассоциирования различных понятий. Наличие в тексте богатых ассоциативных связей – один из признаков авторской одаренности.
Знание
механизмов тех или иных мыслительных
процессов позволит журналисту более
осознанно подходить к
Но
путь журналиста в работе над материалом
может быть задан системой координат,
которые и предопределяют весь творческий
процесс по воплощению конкретного
замысла. К ним, как правило, относят
знания, профессиональные умения и
навыки; жизненный опыт и мировоззренческую
позицию; развитые интеллектуальные и
литературные способности и др. Для того
чтобы журналист мог эффективно осуществлять
свою деятельность, он должен обладать
едиными для данного вида творчества свойствами
и качествами. От развитости этих способностей
зависит и степень раскрытия его творческого
потенциала.