Психология журналистского творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:30, реферат

Описание

В своём реферате я расскажу об основных направлениях творческой журналистской деятельности, об особенностях процесса творчества, об аспектах творческого мышления и самое главное – о том, как развить человеку, заинтересованному в своей деятельности, эти самые профессиональные качества и умения.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Направления в изучении творчества…………………………...4
Журналистское познание действительности…………………..6
О роли воображения в творчестве журналиста………………10
Индивидуальная характеристика журналиста………………..14
Заключение……………………………………………………...18
Библиография…………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА, реферат doc.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

Заключение.

     Следует отметить, что теория и методика творчества является одной из составляющих творческой деятельности журналиста.

     Как я уже говорила, еще никто не дал определения творчества, а точнее никто не «рискнул» дать точного определения творчества.

     Долгое  время считалось, что мозг производит мысли, участвует в творческой деятельности так же, как слюнная железа выделяет слюну. Однако процесс выделения  слюны можно наблюдать. А вот каким образом мозг производит мысли? Как объяснить, когда в головах сразу у нескольких людей, живущих в разных концах света, рождается одно и то же научное открытие?

     Изобретатель  Александр Белл опередил своих конкурентов  с заявкой на телефон всего на несколько часов. С небольшой разницей во времени несколько ученых заявляли об открытиях телеграфа, паровоза, реактивного двигателя, ядерного реактора. Как-то странно быстро нужные идеи, в нужное время начинают носиться в воздухе. Вы не замечали? Моцарт утверждал, что получал вдохновение, его творчество происходило откуда-то извне. Сократ говорил, что в своем творчестве подчинялся голосу, идущему из ниоткуда. Эйнштейн, Эдисон, Маркони, Генри Форд, мадам Кюри связывали свои успехи с «наваждением».

       Остановимся всё-таки на том, что журналистика есть творчество, а творчество - это и особое состояние души и нечто привнесенное в человека.

     И, тем не менее, чтобы журналистское творчество состоялось, журналисту нужны знания и изучение жизни. Писать трудно. Хорошо писать еще труднее. Можно опять же назвать десятки журналистов, чье творчество неповторимо и многопланово. Известный журналист Юрий Рост - автор заметки о брошенной собаке, которая выходила встречать самолеты в аэропорту Шереметьева, в надежде, что за ней приехал хозяин, но беспутый хозяин так и не появился. Заметку Роста, опубликованную в «Комсомолке», перепечатали все газеты мира. Творчество Роста многопланово. Он фотохудожник, телеведущий.

     Василий Песков - автор репортажа из разрушенного землетрясением Ташкента. Репортаж включен в хрестоматии по журналистике. Автор повестей, лауреат Ленинской премии, автор еженедельных «Окон в природе» в «Комсомольской правде». Он ведет около 200 тематических досье, подробные записные книжки. Ежедневно в конце рабочего дня, пусть самого трудного, Василий Михайлович садится за стол и переносит в записную книжку впечатления прошедшего дня. Делает это он, даже если очень устал или находится в командировках. Записи из его рабочих записных книжек часто целиком переходят в публикации, где множество интересных фактов, деталей.

     Анатолий  Аграновский великий мастер анализа  и исследования всегда старался познать  проблему, докопаться до истины. Темы, поднимаемые в его корреспонденциях, статьях, очерках актуальны и  сегодня. Он работал много. Перед командировкой обязательно что-то читал, обдумывал, размышлял. В командировке пользовался блокнотами, куда заносил факты, какие-то детали. Анатолий Аграновский любил и умел беседовать с людьми, его будущими героями. Из бесед он всегда умел извлечь «изюминку». Потому, наверное, его статьи, очерки так убедительны и точны.

     Татьяна Тэсс, великолепный мастер слова, очеркист, специальный корреспондент газеты «Известия», работала неделями, месяцами над каждым очерком. Тэсс окончила три  курса Одесской консерватории, умела строить «музыкальные» фразы. Любовь журналистки к слову, к красоте, к смыслу, скрытому в словах, была безмерной. В год из под пера Татьяны Тэсс выходило 6-7 очерков... Темы она находила в письмах читателей. Над текстом она корпела до тех пор, пока не выходил номер газеты. Тэсс говорила о том, что журналистский труд тяжел, неимоверно тяжел. Оценивая его, она употребляла слово «каторга».

     Виктор  Шкловский как-то сказал: «Все пишут  по-разному и все пишут трудно». Он говорил о писательском труде, но это характерно и для журналистской деятельности.

     Очень важно писать связно и связанно, находить факты, находить слова. В словах должна выражаться мысль. Если нет мысли, а есть лишь описание пусть даже филигранное, все равно скучно. Без  мысли тоска. Где взять мысли?

     Трудность в журналистской работе - это штампы. Штампы многолики: избитые сюжеты, затасканные  сентенции, глубокомысленные рассуждения  о пустяках.

     Начало... В начальных фразах кто-то ищет музыкальный  строй вещи, кто-то изысканный слог.

     Конец... Здесь должен быть смысл, итог. Заканчивать материал надо неожиданно...

     Технология  и методика журналистского творчества индивидуальна. Более того, и технология, и методика постоянно меняются, уточняются, совершенствуются. Журналистика изменяется, как меняется время, темы, события, факты. В результате непродуманных и быстрых реформ в России создался духовный вакуум в обществе, а потому требуется восполнить его здоровыми идеями и мыслями. Это очень непростое дело. И здесь множество тем для журналистских выступлений. 

       
 
 
 
 
 
 

     Библиография.

  1. Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976;
  2. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975;
  3. Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984;
  4. Ким М.Н. Технология журналистского творчества. М., 2001.
  5. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984;

Информация о работе Психология журналистского творчества