Сайт РИА «Новости» как продукт конвергентной журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование организации процесса создания современного медиа-продукта на примере сайта РИА «Новости».
Выбор цели обусловил постановку следующих задач:
•Обоснование тенденций в печатной журналистике, вызванных конвергенцией медиа-каналов;
•Определить основные понятия и подходы конвергентной журналистики;
•Описать новые функции и роли журналистов в редакциях нового типа;
•Изучить работу сайта РИА «Новости».

Содержание

Введение
1.Конвергенция СМИ: основные понятия и тенденции
1.2Создание мультимедийного продукта
1.3Формирование «новых медиа»
1.4Переосмысление понятия «содержание СМИ»
2.Концепция объединенной (конвергентной) редакции
3.Переосмысление функций и задач работы журналиста
3.1 Концепция «супер-журналист»
4. РИА «Новости»
4.1 История
4.2 Агенство сегодня
4.3 Миссия РИА «Новости»
4.4 Аудитория агенства
4.5 Стратегия
4.6 Руководители РИА «Новости»
5. Корпоративный учебный центр РИА «Новости»
5.1 Проекты учебного центра
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

 

В чем заключается  специфика нового подхода к созданию медиапродукта? Традиционно, СМИ помогали обществу воспринимать информацию, преобразуя ее в доступные для понимания формы. Они играли роль своего фильтра между обществом и реальностью, которую они преобразовывали (см. рис. 1).

 

Рисунок 1

Для реализации такой схемы были выработаны бизнес-процессы, модели, конечной формой которых становились традиционные газеты, журналы, теле- и радиопередачи. Появление интернета издатели восприняли как появление очередной технологической платформы для распространения информации. Появились веб-сайты, веб-телевидение, он-лайн газеты и Аудитория начинает обмениваться информацией, используя социальные сети типа Facebook, Twitter, LiveJournal, MySpace. Все эти изменения привели к тому, что медиа перестали играть роль главного поставщика информации и практически утратили свою основную социальную функцию – формирование повестки дня (см. рис. 2).

 

Рисунок 2

 

 

    Таким образом, медиа-компании внедрились в новую медиа-среду, сохранив при этом свои профессиональные качества. Из объекта, формирующего повестку дня, они превратились в модератора информационного обмена. Издатели начали генерировать контент и распространять его на всех возможных платформах, откуда аудитория сегодня может получать информацию: СМС, публикации на сайтах, социальные сети Facebook, Twitter, LiveJournal, подкасты, статьи в газетах, которые сегодня можно выпускать не только в печатном виде. К примеру, появилось приложение РИА-Новости для платформы смартфона iPhone: загрузив необходимую RSS-ленту, можно получить доступ к тщательно отобранным агентством новостям в виде новостной ленты.

Это, безусловно, потребовало значительных изменений в системе создания содержания. Вокруг работы над новостной историей организованы все редакционные процессы, теперь факт публикации какой-то части истории на одной из платформ не является завершением работы, а становится частью процесса, ведущего к ее развитию.

 

         После возникновения идеи статьи и обсуждений журналист собирает информацию посредством интервью и репортажей. Готовый материал публикуется на всех платформах. Но на этом этапе развитие истории не заканчивается. Новость развивается, обрастая комментариями, свежей информацией.

 

Таким образом, важные редакционные процессы сегодня  можно обозначить словом дистрибуция – подготовка различных частей истории в тех качествах и свойствах, которые необходимы для той или иной платформы, и публикации этого контента на них. Другими словами, современная объединенная редакция подобна ректификационной колонне, где вместо сырой нефти используется входной событийный и информационный поток, который в процессе работы разделяется на фракции, от самых тяжелых (короткие новости, ответ на вопрос «что») до самых легких, качественных фракций (краткий, но ясный анализ и объяснения, зачастую в виде инфографики, ответ на вопрос «почему»). И, конечно, каждая из этих фракций истории публикуется на более подходящих, соответственно качеству, платформах.

 

     Существенное отличие интегрированной подачи новостей заключается в том, что все процессы делятся на две группы. Первая группа процессов связана с производством контента как такового, вне зависимости от того, на какой платформе он будет публиковаться. Вторая – именно с его распространением на различных платформах.

 

В связи с  этим в объединенной редакции формируется  особая система организации труда  и пространства.

 

Преимущества объединенной редакции и интегрированной подачи новостей сводятся к следующим пунктам:

  • Четкий фокус на потребностях аудитории в разнообразных формах подачи контента;
  • Запланированное освещение событий с разных сторон в разных форматах;
  • Быстрота коммуникаций и принятия важных решений;
  • Интеграция всех рабочих процессов в сборе, обработке и подаче новостного материала аудитории;
  • Простота синхронизации выпуска новостей, перекрестные ссылки друг на друга во всех форматах;
  • Повышение качества журналистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Переосмысление функций и задач работы журналиста

 

Безусловно, такие  масштабные изменения приводят к  переосмыслению функций и качеств  журналиста. Конечно, журналист должен так же ясно излагать свои мысли, четко  структурировать текст, готовить информационный фон для истории. Он так же остается мастером слова, но теперь должен обладать новыми навыками.

 

 

3.1 Концепция «супер-журналист»

Традиционные  журналисты все еще подразделяют себя на «газетчиков», «телевизионщиков», «радийщиков», «фотожурналистов». Но в  условиях стремительно развивающейся тенденции конвергенции целесообразнее задуматься не о различиях, а о том, что объединяет все типы журналистов. У журналистов всех специализаций схожие принципы сбора, обработки и распространения информации, которая интересна и необходима аудитории. Работая в объединенной редакции, журналистам необходимо избавиться от принципа «мы против них», от парадигмы вражды между представителями разных видов СМИ. Веди пишущие журналисты работают бок о бок с телевизионными, фотожурналистами, «радийщиками». Объединяющей единицей является текст, над которым работают схожими методами. Текст – это объединяющее начало для всех видов СМИ.

 

Несмотря на то, что некоторые исследователи  настаивают на том, что журналист  должен оставаться специалистом в своей сфере, безусловно, имея представление о том, как работают его коллеги в других областях, большинство сегодня продвигают идею «универсального журналиста» или «супер-журналиста» как основную рабочую единицу современной медиасреды.

 

Что есть «универсальный журналист»? Универсальность заключается не только в умении обращаться с фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном, писать тексты для разных видов СМИ. Главное качество «универсального» медиапрофессионала – это умение быстро определять, в каком формате лучше подать тот или иной информационный продукт. Чтобы иметь четкое представление о том, какой контент, когда и где лучше подать, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается. То есть, он должен уметь снимать видео, монтировать сюжеты, писать текст, записывать аудио-подкасты, работать с блогами, чтобы собрать как можно больше информации и максимально раскрыть суть новостного повода. Конечно, необязательно владеть техникой фото- и видеосъемки в совершенстве, достаточно взаимодействовать с тем редактором, у которого это лучше всех получается. Журналисту важно именно мыслить мультимедийно.

 

Журналисту  надлежит создавать контент в  том формате, в котором ему  удается лучше всего, и который максимально подходит для освещения конкретного информационного повода. Так, скажем, на сайте издания размещается новость, сопровождаемая аудио- и видео-файлами, а в печатной версии издания – газетная статья с глубоким анализом и комментариями экспертов. Использование различных типов информационных каналов для освещения одного события – основная черта работы объединенной редакции.

 

Возьмем для  примера редакцию Daily Telegraph. Журналист посещает событие, пишет заметку для газеты, где размещает блок с призывом посетить интернет-сайт издания. На сайте читатель находит более развернутый, чем в газете, репортаж, снабженный фотографиями и видео с места события, а также аудио-комментарии журналиста и очевидцев. Таким образом, читатель получает информацию о событии в полном объеме – он читает, смотрит и слушает.

 

Консультант по он-лайн журналистике и медиа Пол  Брэдшоу также предлагает идею мобильного журналиста (mobile journalist – MoJo), который выполняет свою работу за пределами офиса. По его словам, «мобильный журналист должен быть в дороге постоянно, постить (загружать) новости в Twitter, транслировать видео прямо с телефона, публиковать нередактированное аудио с места действия.

 

С ним соглашается  и журналист Чак Майрон: «Это более  умный способ ведения бизнеса. Вместо того чтобы сидеть в редакции и ждать звонка, я в поле, в центре событий. И при этом не пропускаю важных звонков, как если бы отошел до ксерокса в офисе, потому что мобильный телефон у меня в кармане. Технологии сделали людей более мобильными, журналистика должна реагировать».

 

Таким образом, основное отличие «универсального  журналиста» от традиционного в  том, что первый должен быстро определить оптимальный формат для подачи информационного  продукта. Нужно владеть хотя бы начальными навыками работы с техникой, обладать техникой интервью, уметь подбирать факты и данные, обрабатывать фото-, аудио- и видеоматериалы, писать тексты для газеты, телепрограммы, радиопередачи.

 

Итак, что должен уметь «универсальный журналист», работающий в объединенной редакции:

  • Писать новости для он-лайн ресурсов;
  • Делать видео-репортажи;
  • Загружать аудио-подкасты в интернет;
  • Снимать фотографии, обрабатывать их, загружать в интернет;
  • Слать новостные сообщения по СМС;
  • Быстро печатать на компьютере;
  • Искать информацию в интернете;
  • Пользоваться числом программ, в том числе уметь передавать информацию через Wi-Fi прямо в выпуск, в номер, на сайт;
  • Вести блоги;
  • Отбирать факты и данные;
  • Работать практически круглосуточно.

 

В условиях перемен  журналиста, безусловно, должны волновать вопросы этики. Он должен опираться на свои моральные принципы и быть способным быстро принимать верные с точки зрения этики решения. Поэтому на первый план выходят такие качества, как гибкость ума, разностороннее образование, глобальное видение проблемы. Необходимо расширять понятие журналистики, ее задач и методов их решения. У журналиста всегда была возможность рассказать свою историю наилучшим образом. А в условиях конвергенции эти возможности расширяются. Как выражается Дитмар Шантин, директор международного образовательного центра для редакций будущего IFRA Newsplex, конвергенция – «это не более чем ящик с инструментами. Вы все те же журналисты, исследующие, находящие хорошие истории, подготавливающие их к тому, чтобы люди могли их прочитать, но сейчас у вас в распоряжении гораздо больше инструментов, чтобы лучше рассказать историю». Талантливый журналист должен уметь играть сильными сторонами каждого вида СМИ, избегая риска столкнуться со слабыми.

 

Также журналисту нельзя упускать из виду то, что контент  на различных технологических платформах подается по-разному. То, что может быть вынесено в еженедельник, совсем не подходит для он-лайн газеты или аудиосюжета. Ведь для аудио важно передать атмосферу так, чтобы у читателя сформировался визуальный образ происходящего. Для видео важно прокомментировать то, что не попало в кадр, текстовый материал необходимо писать по правилам «перевернутой пирамиды». Таким образом, журналист на месте события должен собрать максимум информации, чтобы можно было подготовить материал в любом формате.

 

 

 

 

 

4. РИА «Новости»

    4.1 История

   Cвою историю «РИА Новости» ведет с 24 июня 1941 года, когда было образовано Советское Информационное Бюро (Совинформбюро) при СНК СССР и ЦК ВКП(б) на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О создании и задачах Советского информационного бюро». Его целью было: руководство работой по освещению в периодической печати и по радио международных, военных событий и событий внутренней жизни страны (с 14 октября 1941 года по 3 марта 1942 находилось в Куйбышеве). Основная задача бюро заключалась в составлении сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении. Совинформбюро руководило деятельностью Всеславянского комитета, Антифашистского комитета Советских женщин, Антифашистского комитета советской молодежи, Антифашистского комитета советских ученых, Еврейского антифашистского комитета. В 1944 году в составе Совинформбюро было создано специальное бюро по пропаганде на зарубежные страны. Через 1171 газету, 523 журнала и 18 радиостанций в 23 странах мира, советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодежные и научные организации Совинформбюро знакомило читателей и слушателей с борьбой советского народа против фашизма, а в послевоенное время — с основными направлениями внутренней и внешней политики Советского Союза. 

 

Руководителями Совинформбюро  были А. С. Щербаков (с 1941 по 1945 гг.), С. А. Лозовский (с 1945 по 1948 гг.), Я. С. Хавинсон, Д. А. Поликарпов. 

 

   В 1961 году на базе Совинформбюро было создано Агентство Печати «Новости» (АПН), которое стало ведущим информационным и публицистическим органом советских общественных организаций. Учредительная конференция состоялась 21 февраля 1961 года. Конференция представителей советских общественных организаций приняла решение о создании агентства печати массовых общественных организаций под названием «Новости». Высшим руководящим органом агентства являлся Совет учредителей агентства. Учредителями АПН были Союз журналистов СССР, Союз писателей СССР, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и общество «Знание». 3 апреля 1961 года был принят Устав агентства. В соответствии с уставом АПН имело своей целью «путем широкого распространения за рубежом правдивой информации о СССР и ознакомления советской общественности с жизнью народов зарубежных стран всемерно содействовать взаимопониманию, доверию и дружбе между народами». Девиз АПН — «Информация на благо мира, на благо дружбы между народами». Представительства АПН находились в более чем 120 странах мира. Агентство издавало 60 иллюстрированных газет и журналов на 45 языках мира разовым тиражом 4,3 млн. экземпляров. Совместно с ССОД АПН издавало газету «Московские новости», которая с сентября 1990 года стала независимым изданием. Издательство АПН выпускало более 200 книг и брошюр общим тиражом около 20 млн. экземпляров в год. В 1989 году в АПН был открыт телевизионный центр, преобразованный затем в телекомпанию ТВ-Новости.

Информация о работе Сайт РИА «Новости» как продукт конвергентной журналистики