Современная экономическая терминология в СМИ: состав, источники формирования, приемы включения в текст на примере газеты «Коммерсантъ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

В настоящее время средства массовой информации являются основным «инструментом» популяризации экономической лексики. Большую роль в этом сыграло телевидение. Благодаря этому экономические термины оказались «на слуху» у большой части общества. В печатных средствах массовой информации экономическая терминология присутствует не только на страницах специальных изданий, но и в большинстве газет. Это стало причиной повышенного внимания к экономической терминологии также среди лингвистов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Современная экономическая терминология…………………5

§1 Термин и его виды………………………………………………………..6

§2 Функции терминов в публицистике………………………………….9

§3 Источники формирования терминов………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………...18

Список литературы………………………………………………………….20

Список источников…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Камалова Регина.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Кафедра теории речевой деятельности и языка  массовой коммуникации 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современная экономическая терминология в СМИ: состав, источники формирования, приемы включения в текст на примере газеты «Коммерсантъ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  Курсовая работа студентки 2 курса

                                                                     Очного отделения Камаловой Р.И.

                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт- Петербург,

2011 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Современная экономическая терминология…………………5

§1 Термин и его виды………………………………………………………..6

§2 Функции терминов в публицистике………………………………….9

§3 Источники формирования терминов………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………...18

Список литературы………………………………………………………….20

Список  источников…………………………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Темой данной курсовой работы является современная экономическая терминология в СМИ: состав, источники формирования, приемы включения в текст на примере газеты «Коммерсантъ»

    В настоящее время средства массовой информации являются основным «инструментом» популяризации экономической лексики. Большую роль в этом сыграло телевидение. Благодаря этому экономические термины оказались «на слуху» у большой части общества. В печатных средствах массовой информации  экономическая терминология присутствует не только на страницах специальных изданий, но и в большинстве газет. Это стало причиной повышенного внимания к экономической терминологии также среди лингвистов.

    Употребление  терминологии на страницах печатных изданий демонстрирует большой интерес со стороны читательской аудитории к экономике.

    Все это подтверждает актуальность выбранной темы.

    Актуальность  работы определяется также задачами всестороннего исследования слов- терминов, раскрытия закономерностей их использования в газетно-публицистическом стиле на примере конкретного издания.

    «Коммерсантъ»- ежедневная общественно-политическая газета, на ее страницах освещаются всевозможные темы, связанные с жизнью общества, однако большее внимание уделяется политике и экономике. На страницах данного издания присутствует большое количество экономических терминов, на изучение которых нацелена данная работа.

    Цель данной работы– всестороннее изучение экономической терминологии в средствах массовой информации, а также проведение анализа приемов включения терминов в текст на примере газеты «Коммерсантъ» за 2010 и 2011 год.

    В соответствии с указанной целью  были поставлены и решены следующие  задачи: 
 
 
 

         1.определение  понятия «термин» и «терминология», а также выявление  функций и особенностей экономической терминологии;

         2. выявление основных тенденций функционирования новой экономической терминологии в периодической печати;

         3. рассмотрение  состава терминологии;

         4. изучение источников формирования  терминов в СМИ;

         5. рассмотрение приемов включения  терминов в текст на примере конкретного издания.

    Объектом настоящего исследования является  экономическая терминология русского языка.

    Предметом исследования являются экономические термины, которые чаще всего используются в газете «Коммерсантъ» за 2010 год.

    Основными методами исследования, используемыми в данной работе, стали описательный и сопоставительный, а также наряду с этими методами применяются элементы компонентного ,контекстуального, структурно-семантического, словообразовательного анализа.

    Проблема  корректного использования терминологии в публицистике является относительно новой и на наш взгляд недостаточно раскрытой. При начале изучения данной проблематики было найдено небольшое количество исследований посвященных этому вопросу.

    Научная новизна темы характеризуется еще и тем, что проблема терминологии в публицистическом стиле исследуется учеными в разных аспектах.

    В процессе подготовки курсовой работы были проанализированы книги, посвященные данной тематике, таких авторов как Прохорова В.Н., Реформатский А.А., Даниленко В.П., Буянова Л.Ю., Цаголова Р.С. Данные источники были использованы для подготовки теоретической части. В практической части работы, в качестве примеров представлены цитаты из статей газеты «Коммерсантъ» за 2010-2011 года. 
 
 

    Курсовая работа состоит их введения, 2х глав , заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Современная экономическая  терминология. 

   Современная русская экономическая терминология складывалась под влиянием множества социальных факторов. Она стала активно звучать в средствах массовой информации, стала широко распространенной в обществе. 
 

§1 Термин и его виды 

     Для того, что бы приступить к анализу использования терминов в средствах массовой информации необходимо выяснить, что же является термином, какие функции он выполняет и какими особенностями обладает.

     Термин – от латинского terminus – «пограничный знак», «граница», «предел».

     В толковом словаре термин определяется как «слово или словосочетание - название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства»1

     Многие  лингвисты занимались изучением  терминологии, сферой ее употребления, разновидностями терминов. «Теоретические проблемы, связаннее с терминологией вообще и русской терминологией в частности привлекают внимание многих исследователей, как специалистов различных областей народного хозяйства, науки и культуры- носителей терминологии, так и лингвистов.»2 Например, в своей книге «Термин как единица логоса.»  Буянова Людмила Юрьевна говорит о том, что «Термин, будучи знаком языка науки, выступает специфической ментальной репрезентацией; совокупность всех концептуально – терминных репрезентаций формирует концептуальную модель научной картины мира»3 
 

     По  мнению Н.М. Шанского лексика современного русского языка делится на две большие группы с точки зрения сферы употребления. Первую группу автор называет «общенародные слова», а вторую «слова ограниченные в своем бытовании»

     «Общенародная лексика»-  является необходимым материалом для выражения своих мыслей, без нее невозможно существование языка, «тот фонд, на базе которого в первую очередь происходит дальнейшее  совершенствование и обогащение лексики.»4 Слова входящие в общенародную лексику устойчивы в своем употреблении

     Однако, нас больше интересуют слова ограниченного употребления.

     «Слова ограниченного употребления (не являющиеся общенародным достоянием) характеризуют лишь какой-либо определенный говорящий коллектив, который предстает как территориально или социально определенная группа людей.

     Это диалектизмы, профессионализмы и арготизмы.

     Профессионализмы- это слова, являющиеся принадлежностью  речи определенного говорящего коллектива, объединенного какой-либо производственной деятельностью или профессией. В  их состав входят словарные единицы, известные не всему русскому народу, а употребляемые одной какой-нибудь профессиональной группой лиц.

     Профессионализмы  обозначают специальные понятия, орудия или продукты труда, производственные процессы. Поэтому их называют иногда специальными словами или специальными терминами.»5

     Обычно  профессионализмы употребляются в  устной речи представителей какой-либо профессии или в научном стиле  письменного языка, но в ряде случаев  они превращаются в общенародные слова. Это происходит из-за расширения сферы употребления данных слов. Широкое распространение специальных терминов объясняется частым употреблением специального предмета и понятия.  
 

     Благодаря средствам массовой информации, наиболее часто употребляемые термины  стали известны широкой аудитории. Освещая проблемы в определенной сферы жизни общества, журналисты нередко используют терминологию данной области.

     «Возможны профессионализмы и в стиле публицистики и художественной литературы, однако там они могут быть оправданы лишь как определенное стилистическое средство для изображения трудовой деятельности и

производственного пейзажа, или речевой характеристики персонажей. Использование профессиональной лексики должно быть разумным…»6

     Средства  массовой информации являются одним  из инструментов расширения сферы употребления специализированной лексики.

     Использование экономических терминов в общественно политической газете показывает, что к экономике проявляется большой интерес со стороны читательской аудитории.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2 Функции терминов в публицистике. 

      Изучением частных и общих практических и теоретических вопросов русской  терминологии занимаются множество  ученых, лингвистов.

      В своей книге «Русская терминология (лексико-семантическое образование)»  В.Н. Прохорова пишет что «в терминоведении отчетливо выделяются два направления. Исследования первого направления противопоставляют термин как особую единицу слову, как единице языка, выделяя и подчеркивая все различия между терминологией и общеупотребительной лексикой.»7 Данную точку зрения разделяют такие авторы как А.В Суперанской , Н.В.Подольская, Н.В. Васильева в книге «Общая терминология. Вопросы теории»8

        Однако есть и другая позиция, на которой стоит большая часть лингвистов, они утверждают, что «терминологическая лексика является частью словарного запаса литературного языка. Носители терминологии- это носители современного русского литературного языка. Убедительным доказательством близости, даже единства терминологии и общелитературной лексики является образование и функционирование во всех терминосистемах терминов лексико-семантического образования.»9

        «Иногда говорят, что термин называет, обозначает, выражает и даже отражает понятие, из чего следует, что термину приписывается номинативная, сигнификативная, экспрессивная и даже отражательная функция»10

     Экономические термины, являются разновидностью научного термина, обладают теми же свойствами, а также выполняют те же функции, что и общий термин вообще.

      Рассмотрим, какие функции термины выполняют  в публицистическом стиле.

     Средства  массовой информации (печатные издания в частности) выполняют две важные функции: информирование и воздействие на аудиторию. Для

выполнения  этих функций помимо прочих средств используется также и специальная лексика. Термины являются неотъемлемой частью языка газеты. 

Информация о работе Современная экономическая терминология в СМИ: состав, источники формирования, приемы включения в текст на примере газеты «Коммерсантъ»