Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:01, реферат

Описание

Главной целью данной работы является изучение дозволений и запретов, а также ответственности средств массовой информации в отношении предвыборного информирования и агитации граждан страны.
Для достижения поставленной цели в процессе изучения вопроса необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить нормативную базу и основные принципы информационного обеспечения выборов;
2. Проанализировать работу организаций СМИ как участников избирательного процесса и информирование ими избирателей;
3. Разобраться в чем различаются понятия информирование и агитация;
4. Освоить понятие предвыборной агитации и агитационного периода;
5. Изучить формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ, а также порядок предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации;
6. Проанализировать ответственность организаций СМИ;
7. Изучить особенности участия организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета в избирательных кампаниях.

Содержание

Введение
Глава I. Общие условия информирования избирателей
1. Нормативная база и основные принципы информационного обеспечения выборов
2. Организации СМИ и участники избирательного процесса
3. Организации СМИ и информирование избирателей
Глава II. Понятие, формы и условия ведения предвыборной агитации в средствах массовой информации
1.Понятие предвыборной агитации. Агитационный период
2. Формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ
3. Особенности агитационной кампании
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Средства массовой информации информирование и предвыборная агитация.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

                      МОУ «Кетченеровская гимназия им.Хонина Косиева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация (законодательные дозволения и запреты)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнила: ученица 11 «а» класса                           

                                                                                                                               Бадмагаряева Баина

                                                                                                          Консультант: Кавляева Наталья                     

                                                                                                                                 Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кетченеры 2010

 

 

 

Реферат

Тема «Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация (законодательные дозволения и запреты)»

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Общие условия информирования избирателей
    • 1. Нормативная база и основные принципы информационного обеспечения выборов
    • 2. Организации СМИ и участники избирательного процесса
    • 3. Организации СМИ и информирование избирателей
  • Глава II. Понятие, формы и условия ведения предвыборной агитации в средствах массовой информации
    • 1.Понятие предвыборной агитации. Агитационный период
    • 2. Формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ
    • 3. Особенности агитационной кампании
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Выборы - политический процесс, занимающий одно из центральных мест в общественной жизни. Непременный атрибут любого политического процесса - это средства массовой информации. В ходе выборов  они осуществляют функции информационного обеспечения и общественного контроля, неразрывно связанные между собой. Значимость изучения работы средств массовой информации в части информирования и предвыборной агитации граждан объясняются такими факторами, как наличие противоречий в законодательной и нормативной базе по изучаемому вопросу, а также недостаточная апробация теоретических положений на практике.

Национальная ассоциация телевещателей  считает, что долг телевидения в  период избирательной кампании - служить  интересам не политиков и партий, а избирателей (думается, сказанное в полной мере относится и к иным видам средств массовой информации). Этой же позиции придерживаются и те, кто представляет органы власти. Однако из данной посылки следует два взаимоисключающих вывода. Первый из них наиболее ёмко выражен в интервью члена Центральной избирательной комиссии РФ С.В.Большакова «Независимой газете»: «Надо осознать, что есть деятельность средств массовой информации в обычном режиме, а есть выборы, где должно действовать особое правовое регулирование… Журналисты должны, наконец, понять, что предвыборная агитация - это одно, а свобода слова - другое». Иными словами, свобода массовой информации в избирательном процессе должна быть существенно ограничена в целях объективного информирования избирателей. Прямо противоположная позиция высказывается многими исследователями названной проблемы. Суть её состоит в том, что, выполняя, в результате соответствующих ограничений, лишь роль «подставки для микрофона», СМИ оставляют избирателя «один на один» с кандидатами, что предоставит последним благоприятную возможность представить себя в исключительно выгодном свете, и информация о кандидатах не будет настолько полной и объективной, насколько это необходимо для обеспечения результатов выборов, отражающих действительную волю граждан. То есть в целях объективного информирования избирателей и обеспечения действительно свободных выборов ограничения свободы массовой информации в избирательном процессе должны быть минимальными.

Видимо, истина лежит где-то посередине этих двух крайних точек зрения. Нельзя исходить из того, что выборы - это «чрезвычайная ситуация» в жизни общественного организма. Но нельзя согласиться и с тем, что в регулировании деятельности СМИ в избирательном процессе не должно быть никаких особенностей, никаких ограничений. Ограничения должны быть, но должны быть такими, чтобы ни одна из двух ценностей - свобода слова и свободные выборы - не ограничивалась более другой.

Главной целью данной работы является изучение дозволений и запретов, а также ответственности средств массовой информации в отношении предвыборного информирования и агитации граждан страны.

Для достижения поставленной цели в  процессе изучения вопроса необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить нормативную базу и основные принципы информационного обеспечения выборов;

2. Проанализировать работу организаций  СМИ как участников избирательного  процесса и информирование ими  избирателей;

3. Разобраться в чем различаются  понятия информирование и агитация;

4. Освоить понятие предвыборной агитации и агитационного периода;

5. Изучить формы и порядок  ведения предвыборной агитации  в СМИ, а также порядок предоставления  средств массовой информации  для проведения предвыборной  агитации;

6. Проанализировать ответственность  организаций СМИ;

7. Изучить особенности участия  организаций телерадиовещания, редакций  периодических печатных изданий,  Интернета в избирательных кампаниях.

Объектом исследования в данной работе является работа средств массовой информации в ходе предвыборного  информирования и агитации. Предметом исследования - отношения, возникающие между отдельными организациями СМИ и кандидатами, политическими партиями, а также их нормативно-правовое обеспечение.

Глава I. Общие  условия информирования избирателей

1.Нормативная база и основные принципы информационного обеспечения выборов

При освещении подготовки и проведения выборов, взаимодействии с кандидатами и политическими  партиями организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий необходимо руководствоваться:

· Конституцией Российской Федерации;

· законодательством о выборах, основу которого составляет Федеральный  закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (Федеральный закон об основных гарантиях). В ходе федеральных избирательных кампаний организациям СМИ следует также руководствоваться положениями Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон о выборах депутатов) или Федерального закона от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (Федеральный закон о выборах Президента) соответственно. При этом необходимо учитывать все изменения, внесенные за последние годы в названные законы. При освещении избирательных кампаний, проводимых в субъектах Российской Федерации, следует также руководствоваться избирательным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;

· Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» Закон о (СМИ);

· Уголовным кодексом Российской Федерации (далее -УК), Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях (КоАП), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее -ГК), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;

· иными федеральными законами;

· постановлениями Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации, решениями иных избирательных  комиссий;

· нормативными актами органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере массовых коммуникаций.

2.Организации СМИ - участники избирательного процесса

Участвовать в избирательной кампании, информируя избирателей, могут любые  организации СМИ независимо от формы  собственности, территории распространения их продукции и любых иных обстоятельств.

Участвовать в избирательной кампании путем предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации могут только те организации СМИ, которые не позднее  чем через тридцать дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов опубликовали сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, а также в этот же срок представили указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.

Например, если решение о назначении выборов опубликовано 5 сентября, то указанные публикация и уведомление должны состояться не позднее 5 октября.

Обязаны предоставлять эфирное  время, печатную площадь государственные  организации СМИ, если они в соответствии с законом не освобождены от этой обязанности.

Негосударственные организации СМИ (за исключением редакций периодических  печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями, кандидатами) могут  предоставлять эфирное время, печатную площадь в соответствующих СМИ  зарегистрированным кандидатам, политическим партиям только в том случае, если выпускаемые ими СМИ зарегистрированы не менее чем за один год до начала избирательной кампании.

Накануне выборов появляется довольно много новых негосударственных  периодических печатных изданий  и организаций телерадиовещания, создаваемых специально «под выборы». В связи с этим возникает вопрос - могут ли такие СМИ участвовать в избирательной кампании? В данном случае определяющим является ответ на вопрос, кем были учреждены СМИ, выпускаемые такими негосударственными организациями. Согласно общему правилу, установленному пунктом 4 статьи 50 Федерального закона об основных гарантиях, негосударственные организации, выпускающие СМИ, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь. Исключение предусмотрено только для редакций негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных самими избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) и кандидатами: они вправе предоставлять печатную площадь для проведения предвыборной агитации независимо от того, когда они были учреждены.

Освещать избирательную кампанию, производить и распространять аналитические, информационные передачи о выборах с соблюдением требований закона вправе любые организации СМИ, независимо от времени учреждения выпускаемых ими СМИ.

Также, если СМИ учреждено более чем за год до начала избирательной кампании, а затем менее чем за год до начала избирательной кампании прошло перерегистрацию, выпускающая его организация вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, поскольку Федеральный закон об основных гарантиях содержит требование только к дате первоначальной регистрации СМИ.

Это требование учитывает негативную практику выборов прошлых лет  и направлено на лишение организаций  СМИ, создаваемых непосредственно  «под выборы», возможности предоставления эфирного времени, печатной площади  для предвыборной агитации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона об основных гарантиях  информационное обеспечение выборов  соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных  организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

Исходя их указанного положения, а  также положений статей 51, 52 Федерального закона об основных гарантиях, статей 84, 86, 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации общероссийские государственные организации СМИ осуществляют информационное обеспечение федеральных выборов, региональные государственные организации СМИ - федеральных и региональных выборов, муниципальные организации СМИ - муниципальных выборов.

Таким образом, законом субъекта Российской Федерации о выборах в органы местного самоуправления может быть предусмотрена только обязанность  муниципальных организаций СМИ  осуществлять информационное обеспечение  выборов в органы местного самоуправления. Что же касается обязанности государственных общероссийских и региональных организаций СМИ осуществлять информационное обеспечение выборов, проводимых на территории субъектов Российской Федерации и на территории муниципальных образований, то, исходя из смысла пункта 1 статьи 47 Федерального закона об основных гарантиях, она существует только лишь в отношении информационного обеспечения выборов соответствующих уровней.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона об основных гарантиях информационное обеспечение выборов призвано способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. С учетом этого положение пункта 1 статьи 47 названного Федерального закона, согласно которому информационное обеспечение выборов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, не следует рассматривать как запрет региональным государственным организациям телерадиовещания участвовать в любой форме в информационном обеспечении выборов в органы местного самоуправления.

Информация о работе Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация