Средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:16, реферат

Описание

Со средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно (газеты, журналы, радио, ТВ) и о каждом из них формирует то или иное мнение. Больше всего меня привлекло телевидение, поэтому я хотел бы более подробно рассмотреть его влияние на общество.

Содержание

1. Введение.
2. Формирование общественного мнения в СМИ. 2
2 а. Общая характеристика СМИ. 3
2 б. Взаимодействие СМИ. 4
3. Телевидение как механизм социального контроля. 9
4. Заключение. 20
5. Список литературы. 21

Работа состоит из  1 файл

О средствах массовой информации.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

        При  координации  деятельности  разных  СМИ  налаживается  сотрудничество  как  по  горизонтали  - между  '' одномасштабными ''  изданиями   и  программами  разного   типа,  распространяемыми  или  по  всей  стране,  или  в  регионе,  области,  районе,  так  и  по  вертикале - между  изданиями  и    программами  различного  уровня  ( скажем,  между  изданиями партии,  рассчитанными  на  аудиторию  всей  страны,  и  изданиями, выходящими  в регионах,  вплоть  до  районных  газет ) . 

    Однако  преодолевая  сложности  координации,  журналисты,  придерживающиеся  одинаковых  ориентации,  получают  возможность  с  меньшей  затратой  сил  добиться  больших  результатов,  потому  что  в  данном  случае  вступает  в  действие    так  называемые  '' эмерджентные   свойства  системы,  усиливается  воздействие  СМИ  на  аудиторию  вследствие   сложения  сил   дающего  качественно  иные  результаты,  большие,  чем  простая  сумма  итогов деятельности  отдельных изданий и программ .  Не  случайно  к примеру для органов журналистики  официального  характера,  учредителями  которых являются  властные  структуры,  разрабатывается государственная программа информационной  политики  СМИ,  а  для  ее  реализации  организуется  совет  по  информационному  обеспечению  проводимой  властями  политики .  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

    Телевидение  как  механизм  социального  контроля 

        Современную  урбанистическую   культуру  невозможно  представить  себе  без  телевидения .  Телевизор  стал  неотъемлемым  атрибутом  жизненного  мира  современного  человека,  а  телевидение  превратилось  в  мощный  общественный  институт,  поле  приложений  интеллектуальных  усилий  теоретиков - представителей  разных  общественных  наук .  Юристы  рассматривают  правовые  вопросы  функционирования  телевидения,  экономистов  интересует телевидение  как  экономический  институт,  социологов - как  институт,  направленный  на  интеграцию  или  дезинтеграцию  общественной  жизни . Сейчас  я  попытаюсь  рассмотреть  телевидение  как   институт,  оказывающий  существенное  влияние  на  общественные  процессы,  их  конфигурацию,  структуру,  динамику. 

        Именно  так  определяли  суть  социологического  направления   в  теории  массовых  коммуникаций  его основоположники У. Шрамм,  Г. Лассуел,  П. Лазерсфелд,  Р. Мертон,  Б. Берелсон,  У. Риверс,  Г. Шиллер,  Дж. Гербнер,  и др.   Специфика подхода к СМИ,  по  мнению  этих  исследователей,  состоит в " изучение их  структурно - функциональных  взаимосвязей  с общественными системами,  гарантирующими  гуманное  равновесие  между свободой  и контролем,  обусловленное в конечном  счете осознанно - ответственным отношением  к использованию СМИ на  благо социального  согласия " ( Землянова Л. М.  Современная американская  коммуникативистика .  Теоретические концепции,  проблемы,  прогнозы . М.  1995 .  с.  51 . )

    Характер  взаимоотношений  и  взаимодействия  общества  и  СМИ  зависит  от  того,  на  каких  базовых  принципах  они  функционируют  в  конкретных  политика - культурных  и  национально - государственных  системах .  Анализ  организации   и  деятельность  СМИ  в  разных  странах  позволил  ученым  сделать  вывод  ,  что,  с  одной  стороны,  любая  общественная  система  так  или  иначе  контролирует  СМИ,  а  с  другой - сами  СМИ  являются  важнейшим  источником  контроля  и  формирования  общественного  мнения  в  обществе .

    Телевидение,  как  и  другие  СМИ,  служит  политическим,  социальным  и  экономическим  интересам  тех,  кто  господствует  в  обществе .  Где - то  такое  служение  обеспечиваются  откровенным  вмешательством  правительства  ( с  помощью  цензуры  и  других  средств  контроля ),  где - то - боле  тонкими  экономическими ( коммерческими )  механизмами .  Но  находясь  под контролем тех или иных  социальных  сил,  телевидение само  выполняет функцию социального контроля,  воздействуя на  общественное  сознание,  формируя  общественное  мнение,  внедряя в массовое  сознание  определенные  идеи,  ценности,  нормы,  образцы  поведения  и  др.

        Сегодня,  когда  изменилась  основа  существования  и   деятельности  отечественного  телевидения   как  института  общества,  функционирование  нынешнего   российского  телевидения  имеют  большие  сходства  с  американским  или,  по  крайне  мере,  европейским  ТВ,  нежели  с  бывшим  советским .  Рассмотрим  основные  теоретические  концепции  и  эмпирические  исследования  американских  ученых  влияние  СМИ  а  в  частности  телевидения на  общественное  сознание . 

    *********** 

    Вопросы,   связанные  с  эффективностью  воздействия  СМИ  на  общество,  волновали  исследователей  еще  в  50 - 60 - е. . гг.  Один  из  основоположников  коммуникативистики  У.  Шрам  в  трактовках  эффективности  этого  воздействия  выделяют  два  типа  крайностей :  либо  преувеличение  пропагандийских  и  манипулятивных  возможностей  информационных  систем  и  их  роли  как  источника  социальных  изменений,  либо  утверждение  их  исключительно  стабилизирующего  и  консервативного  воздействия  на  общество .  В  качестве  примера  первой  позиции  он  приводит  антиутопический  роман  Дж. Оруэлла  " 1984 ".  Этому  произведению  противопоставляется  позиция  П. Лазерефелда  и  Р. Мертона  которые  не  отрицают  ни  возрастающей  роли  СМИ  в  жизни  общества,  ни  их  пропагандистских  возможностей,  но  считают,  что  огромные  дозы  массовой  информации  сами  по  себе  могут  стать  " социальным  наркотиком "  для  масс,  отучая  их  от  активного  участия  в  общественной  жизни,  познания  ее  законов  и  превращая  в  пассивных  потребителей  новостей .  В  статье  " Массовые  коммуникации,  популярные  вкусы  и  организованное  социальное  действие ",  эти социологи  отмечают,  что  поскольку  СМИ  поддерживаются  большим  бизнесом,  связанным  с  существующей  социально - экономической  системой,  они  вносят  свой  вклад  в  сохранение  этой  системы .  Поддерживая  статус  - кво ,  эти  средства  оказываются  неспособными  ставить  по  сомнение  структуру общества  и даже  оказывают на  нее " цементирующее воздействие "  ( Землянова Л.М.  Указ. соч. с. 51 -52 )

        Гербер  Шиллер,  автор  таких   известных  трудов,  как   " Массовые  средства  информации  и  американская  империя "  ( 1973 ),  " Средства  массовой  информации  и культурное  господство "  ( 1976 ),  также рассматривает американские  СМИ как средства  манипулятивного воздействия,  направленного на  поддержание и сохранения  статус - кво .  " Содержание  и форма  средств  массовой  информации  Америки - утверждает  Шиллер, - мифы  и  средства  их  передачи  полностью  опираются  на  манипуляцию.  При  успешном  применении,  а  это,  несомненно,  так   и  есть,  они  неизбежно  приводят  к  пассивности  индивида,  к  состоянию  инертности,  которое  предотвращает  действие .  Именно  такого  состояния  индивида  и  стремится  добиться  СМИ  и  вся  система  в  целом,  так  как  пассивность  " гарантирует  сохранение  статус - кво " ( Шиллер Г.  Манипуляторы  сознанием . М . , 1980 . с . 47 ) .  

        Концепции  " статус - кво "  придерживаются  ученые  Анненберской  школы  ( Анненберская школа  коммуникаций  была  создана  при  Пенсивальском  университете  в  1959г.  С  целью  изучения  СМИ .  Ученые  Анненберской  школы  под  руководством  профессора  Джардджа  Гербнер  внесли  значительный  вклад  в  развитие  теоретического  базиса куманикативистики,  а  также  провели  серии  уникальных  исследований  по  программам  " Профиль  насилия "  и  " Культурные  индикаторы ",)  которые  в  ряде  работ  раскрыли  системную  сущность  телевидения  как  одного  из  средств  сохранения  целостности  сложившихся  общественных  отношений  и  структур .  " Телевидение - это  главное  культурное  оружие  американского  общества, -  писал  Гербнер  и  Гросс  в  1976г. -  это  средство  установления  порядка,  способствующее  расширению  и  укреплению,  а  не  изменению,  ослаблению  или  угрозам  уничтожения  общепринятых  концепций,  верований  и  форм  поведения .  Его  главной  социальной  функцией  является  распространение  и  стабилизация  социальных  моделей  и  культивизация  не  изменений,  а  сопротивления  им ". Сравнивая  теорию  " статус - кво "  и  концепцию  Дж. Оруэлла,  У. Шрвамм  приходит  к  выводу,  что  истина,  как  всегда  находится  где - то  посередине,  вероятней,  немного  ближе  к  теории  " статус - кво" .

         Хотелось бы  отметить,  что   эти  концепции  позволяют   зафиксировать  связь  между   реальными  характеристиками  деятельности  СМИ  и  нормативными  теориями  медиа .  Если  в  романе  Дж. Оруэлла  в  форме  художественного  вымысла  представленная  авторская  мысль  масс -  медиа,  то  П. Лазерсфельд  и  Р. Мертон  основывали  свой  выводы  на  анализе  американской - рыночной - модели  функционирования  СМИ .  Этим,  на  мой взгляд,  во  многом  объясняется различное понимание эффективности и направленности  воздействия массовой  коммуникации  на  общество,  содержащиеся  в романе  английского писателя  и статье  американских  социологов .  В подтверждении  этой  мысли  можно  привести  вывод  С. Хеда,  Сделанный  им  в  ходе  сравнительного  исследования  трансляционных  систем  мира . ( Американский  ученый  Сидни  Хед  предпринял  сравнительное  проблемно - типологическое  исследование  радио - и  телетрансляционных  систем  мира,  результаты  которого  изложил  в  книге  "  Трансляционные  системы  мира  .  Сравнительный  анализ " ( 1986 ) .  Он  выделил  три  основных  типа  функционирования  вещательных  систем  в  обществе .  К  первому  он относит формы,  характерные для стран,  где превалирует частная собственность на  СМИ ; ко  второму -  те  где доминирующей  является  государственная собственность ;  к третьему -  те,  сосуществует  и частная и государственная формы владения  радио  и  телевидением .  Систему  частного  владения  информационным  капиталом,  господствующую  в  США,  С . Хед  называет  " дозволяющей ",  систему  государственного  контроля - " авторитарной ",  европейскую - " попечительской " .  Поясняя  эти  дефиниции,  он  отмечает,  что  американская  модель  ориентирована  на  рыночные  отношения,  предполагающие  в  первую  очередь  учет  товарных  вкусов  потребителей,  а  не  воспитательно - контролирующие  функции  государства,  как  это  характерно  для  авторитарной  формы  владения  информационными  средствами .  В  попечительской  модели  предусматривается  возможность  удовлетворения  и  потребительского  спроса  и  контроля  за  ним .  В  ходе  сравнительного  анализа  С . Хед  приходит  к  выводу,  что  наиболее  плодотворными  являются  режимы  контроля,  обеспечивающие  здоровую  конкуренцию,  необходимую  для  удовлетворения  разнообразных  интересов  публики  и  повышения  качества  передач .   По  мнению  С . Хеда,  "  чем  более  авторитарен  режим,  тем  более  эффективным  считается  воздействие  радио -  и  телетрансляций  на  социальные  изменения ".

         Однако  такая  биполярность  подходов  в  анализе  влияния   СМИ  на  население  вряд  ли  может  удовлетворить   современные  запросы  как  практики  функционирования  мультимедийных  средств  информации,  так  и  специалистов,  которые  заняты  этой  проблемой .  По  мере  все  ускоряющегося  процесса  технизации  информационных  источников,  превращения  их  во  все  более  изощренные  институты  по  воздействию  на  общественное  сознание  и  поведение  людей  возникает  настоятельная  потребность  понять  более  глубокие  механизмы  проникновения  идей,  распространяемых  СМИ .

        Значительный  вклад  в  изучение  механизмов  воздействия  на  общественное  сознание  внесли  ученые  Анненберской  школы,  осуществившие  под  руководством  Дж . Гербнера  большую  серию  исследований  содержания  телевизионных  передач  и  воздействия  телевизионных  образов  на  аудиторию .  Ими  была  предложена  модель  влияние  телевидения,  основанная  на  концепции  символического  интеракционизма . Центральная  ее  идея  состоит  в  том,  что  телевидение  создает  символический  образ  реальности,  который,  в  свою  очередь,  и  формирует  восприятия  жизненного  пространства  индивидом .  В  прежние  времена  эту  функцию  выполняли  мифология,  фольклор  и  религия,  превращавшие  представления  и  ритуалы  в  формы  символической  социализации  и  контроля .  В  нашу  эпоху  такую  миссию  стало  выполнять  телевидение .

        Изо  дня  в  день  комплекс  стереотипных  концепций  потребляется  миллионами  телезрителей  " в   шаблонных  капсулах,  содержащих  продукцию  массового  производства  информации  и  развлечений". И  таких  " капсул " -  телевизионных  сюжетов  и  образов,  сообщаемых  идей  -  складывается  особый  символический  мир,  который  структурирует  жизненные  ценности,  нормы,  общие  обязательства  и  установки  и  формирует  основу  для  взаимопонимания  и  взаимодействия  ( хотя и необязательно и соглашения )  между большими  и разнородными  группами  людей .  Этот  мир обусловливает образ мышления,  чувств  и поведения не  индивидуумов,  а масс  в целом .  Исходя  из  этих  посылок, ученые  Анненберской   школы проводят  исследование  системы  телевизионных  сюжетов  и  образов,  используя  метод  контентанализа .

        Осмысляя  данные  своих  исследований,  Дж . Гербнер  и  Л . Гросс   пришли  к  выводу, что  " телевидение,  как  и  любой  иной  мифический  мир,  представляет  собой  выборочную  и  функциональную  систему  сообщаемых  идей ".

         Так,  основное  место  в  " телевизионном  мире ",  как  показали  результаты  контент - анализа,  занимают  представители   средних  и  высших  слоев,  люди  с  престижными  профессиями  и  хорошим  материальным  положением,  преимущественно  мужчины .  Женщины  фигурируют  как  воплощение  любовных  страстей  и  семейных  отношений .  Неудачники,  выходцы  из  низших  слоев  встречаются  реже .  Значительное  место  занимает тема  насилия,  потому что,  как считают авторы,  это " самое простое и дешевое драматургическое  средство  демонстрации  правил  игры  за  власть ",  ибо " в символическом мире  открытое  физическое  действие  делает  сценически  зримым  то,  что  в  реальном  мире  обычно  прячется " .

        Ученые  также  констатировали,  что  " главное  направление  ",  культивируемое  телевидением,  имеет  свои  вполне  определенные  политические  характеристики  -  позиция  середины,  умеренного  нейтралитета  и невмешательства в идеологические   конфронтации  между радикалами  и консерваторами .  Такая позиция,  привлекающая  к себе  большую часть зрителей,  по  мнению  авторов,  формируется и под воздействием  императивов массового рыночного спроса .  Важнейшей  пружиной  телевизионного  бизнеса   является  ставка  на  среднего  деидеологизированного  массового  зрителя,  настроенного,  как  правило,  на  консервативный  лад  и  поэтому  способного  легко  усваивать  любые  внушаемые  телеконцепции .  Но  поскольку  для  телебизнеса  главной  задачей  является  мобилизация  масс  потребителей  создаваемой  продукции,  избирается  и  соответствующая  позиция,  допускающая  как  консервативную,  так  и  псевдолиберальную  идеологию .  Эту  систему  политических  ориентаций  Дж .  Гербнер называет  " коммерческим  популизмом " .

        Оценивая  результаты  исследований  Анненберской  школы,  можно   сказать,  что  это  была  одна  из  первых  попыток   объединить   разработку  теории  влияния  телевидения  на  процессы  социального  контроля  с  детальным  изучением  содержания  массовой  коммуникации  и  измерением  эффектов  их  воздействия  на  уровне  индивидуального  восприятия .

        Одним  из  механизмов  манипулирования   общественным  сознанием,  который использует  телевидение,  является  привлечение внимания  к определенным  проблемам .  Только  та  проблема,  которая освещена  телевидением,  становится  достоянием  общественного внимания .  Телевидение выступает как бы  основным  " проблематизатором "  общества .  Но  информационная  картина  мира,  созданная  новостными  и  информационно - аналитическими  телевизионными  программами,  показывают  как  данность  ту  картину,  которую  зафиксировали  телевизионные  операторы  и  " препарировали "  журналисты,  аналитики,  эксперты .  И  эта  картина  не  обязательно  адекватна  реальности .

Информация о работе Средства массовой информации