Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:16, реферат
Со средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно (газеты, журналы, радио, ТВ) и о каждом из них формирует то или иное мнение. Больше всего меня привлекло телевидение, поэтому я хотел бы более подробно рассмотреть его влияние на общество.
1. Введение.
2. Формирование общественного мнения в СМИ. 2
2 а. Общая характеристика СМИ. 3
2 б. Взаимодействие СМИ. 4
3. Телевидение как механизм социального контроля. 9
4. Заключение. 20
5. Список литературы. 21
Несоответствие между реальным и " телевизионным " мирами проявляется наглядно в освещении, например, темы преступности и насилия в программах американского телевидения . Хорошо известно, например, что насилия и преступления составляют значительную часть телевизионного эфира . Однако изображение преступлений на телевидении не соответствует реальной статистики преступлений . В телепередачах большее место занимают преступления против человека, в обществе - преступления против собственности . В телепередачах преступления по меньшей мере в 10 раз более распространены, чем в реальной жизни .
Явный " перекос " существует
и в социально - демографическом
составе преступников . В
телепередачах среди
Мотивами у трех четвертых " телевизионных преступников " выступают жадность, месть или проблемы психологического характера . Мотивы преступления редко анализируются в контексте сложных социальных процессов или как результат противоречий социальной структуры . Телевидение показывает в основном процесс расследования, преследования и ареста . Преступник в " телевизионном мире " почти всегда бывает задержан и наказан, в отличие от реального мира, где уровень раскрываемости преступлений и совершения правосудия низок . Обвинения, предъявление исков, судебные процедуры и вынесение приговора практически не рассматривается .
Х . Тейлор и Т . Дозьер изучили американские телевизионные передачи за период с 1950 по 1976 г. Особенно их интересовали передачи, в которых лица, вершащие правосудие, были изображены как герои . В ходе их анализа и в ходе последующего анализа, сделанного Р . Стаплсом и Т . Джоннсом, были выявлены некоторые интересные моменты .
Например, начиная с 1965 г. в качестве стражей правопорядка чаще всего фигурировали мужчины с черным цветом кожи . Черный супергерой имел определенный набор черт характера : очень мужественный, вспыльчивый, агрессивный, грубый, резкий, яркая личность, житейски мудрый, простодушный, вызывающий доверие и симпатию . Авторы считают, что телевидение слишком идеализирует, пропагандирует этого героя как модель подражания для черных подростков . Делается это с той целью, чтобы подростки представляли себе работу в полиции как возможность сделать хорошую карьеру .
Телевидение оправдывает и легитимизирует применение насилия, если оно направленно на защиту статус - кво . В этом случае насилие является морально ( если не законодательно ) допустимым и социально необходимым . Герой должен применять насилие, так как силы зла не остановятся ни перед чем, чтобы уничтожить демократию , Те, кто нарушает статус-кво, изображаются как неразумные революционеры . Те герои, которые выходят за рамки традиционных законов и сами решают, что является несправедливым, почти всегда принадлежат к белой расе . Представители черной расы не появляются на экране в таком качестве, возможно, чтобы не вызвать движения линчевателей среди представителей черной расы . Имеющие черный цвет кожи могут применять социально оправданное насилие только для защиты своего положения или действуя под непосредственным руководством белых .
Эти же авторы полагают, что насилие на телевидении выступает механизмом социального контроля, так как применения насилия теми, кто защищает статус-кво, легитимизируется, то есть рассматривается как социально положительное явление, а также пропагандируется идея, что полиция представляет собой воплощение справедливости . Но Тейлор и Дозьер отмечают, что эти образы часто бывают полны иронии . Например, черные супергерой телевизионных передач часто в реальной жизни являются самыми презираемыми членами негритянского сообщества . Система правосудия, карающая преступников, представлена как равная для всех, без этнических и расовых предрассудков , а на самом деле она дискриминирует права меньшинств .
В работе " Функции социального контроля, выполняемые изображением насилия в СМИ " Шаттенберг делает интересное замечание : полезность и польза, которую приносит телевидение, вовсе не уменьшаются от того, что образ, созданный телевидением, о системе социального контроля, имеет мало общего с реальностью . Телевидение приобрело социальные функции, которые когда-то приписывались системе публичного наказания Эмилем Дюркгеймом . Телепередачи на криминальные темы составляют вид общественного ритуала, где преступник определен, опознан и наказан ( в полном соответствии вашим ожиданиям ) и где восстанавливается нарушенная социальная норма. Таким образом, телевидение распространяет информацию о границе морали подобно тому, как это делали раньше публичные казни . Оно напоминает, что процесс социального контроля продолжает существовать, хотя он сейчас и скрыт от всеобщего обозрения в результате возросшей рационализации и бюрократизации общества . В реальном мире правосудие часто медлительно, неполно и вообще является делом грязным. Телевидение хотя бы на символическом уровне восстанавливает баланс в пользу социального порядка .
Этот пример с изображением насилия в СМИ показывает, что телевидение играет роль своеобразных очков, с помощью которых человек воспринимает мир, очков, рекомендованных не окулистом, а мастером по их изготовлению.
Наиболее интересным с точки зрения социологического анализа выступает процесс влияния телевидения на стратификационную структуру общества, на подтверждение или опровержение существующих социальных различий .
Здесь необходимо заметить, что в современном обществознании при всем многообразии объяснительных моделей существования социального неравенства преобладает подход, который во главу угла ставит индивида, его заложенные природные отличия. СМИ, в свою очередь, скорее подтверждают, чем ставят под сомнение индивидуалистическое объяснение процессов социальной стратификации . К .Гулд и С . Дагмар в своей работе " Телевидение : искаженный взгляд на бедность " говорит о стереотипе бедности, который создает телевидение : бедные редко недовольны своей судьбой или ставят под сомнение справедливость самой системы ; при этом реальные экономические трудности минимизируются или идеализируются.
В статье " Класс и род в развлекательных передачах на телевидении в прайм - тайм : наблюдения с точки зрения социалистов и феминистов " на основе анализа 10 самых высокорейтенговых передач прайм-тайма Х . Стивс и М . Смит утверждают, что понятие социального класса в телевизионных передачах чрезмерно упрощено и не способно отразить многое из социальной реальности .
Телевидение дает портреты только людей из высшего и среднего классов, а персонажи из среды рабочего класса практически отсутствуют. Женщины изображаются преимущественно как источник эмоциональной жизни для мужчин, или в связи с приобретением товаров и услуг, или в процессе поддержания и демонстрации своей привлекательности . В профессиональном плане они занимают подчиненное место по отношению к мужчинам и обладают меньшей властью . Брак играет значительную роль в достижении более высокой ступени в структуре занятости . Нет персонажей, которые представляли бы большинство женщин , т.е. имеющих низкооплачиваемые, считающиеся чисто женскими профессии - канцелярия, сфера услуг . Обойдена вниманием и проблема так называемого " двойного рабочего дня " женщины . Стивс и Смит говорят, что подобные образы женщин укрепляют " идеологию угнетения".
Конечно, любые заявления об эффективности СМИ в передаче различных точек зрения о процессах социальной стратификации является дискуссионным. Сообщения, передаваемые с помощью телевизионных образов, являются сложными символическими феноменами, глубоко укорененными в конкретных социальных и исторических условиях . Люди могут использовать их при объяснении социальной действительности ; они могут влиять на формирование их взглядов, мнений о процессах социальной стратификации . Однако долгосрочный эффект воздействия телевизионных сообщений на когнитивные структуры, посредством которых люди обобщают и интерпретируют свой опыт и наблюдения, пока неизвестен .
В американской литературе по социологии и коммуникативистике нет систематического анализа ценностной структуры телевизионных передач, но ее можно попытаться воссоздать по большому количеству замечаний, сделанных о ней.
В основе телевизионной идеологии современного общества, базирующегося на частной собственности и законах предпринимательства, лежат следующие ценности : индивидуализм, протестантская трудовая этика ( несмотря на то, что реклама и развитие культуры, ориентированной на потребление, разрушают ее ), подчинение авторитетам и власти, жертвенность, дисциплина, образование (одновременно с некоторыми антиинтелектуалльными чертами ), материализм, технологический прогресс, умеренность семья, плюрализм (если только различия и разнообразие не угрожает статус-кво) и институциональная ответственность.
Телевидение, как правило, показывает, что решение проблем лежит исключительно на индивидуальном, личностном уровне. Оно предполагает в своей основе консенсус ценностей и опирается на модель порядка, а не конфликта . Предлагаемые решения проблем, как правило, являются воображаемыми, так как они скрывают основной внутренний конфликт между ценностями и идеалами ( например, счастьем и достижением ) и институтами современного индустриального общества . Эти институты характеризуются процессами приватизации, рационализации и бюрократизации. Все это может сильно затруднить достижение идеальных целей . В свою очередь идеалы отражают основные моральные принципы, которые редко оспариваются .
Обобщая, можно сказать, что хотя телевидение имеет внешние " ограничители " ( в виде цензуры и коммерческого спонсорства ), в гораздо большой степени оно является жертвой ограничений, которые оно само на себя наложило, определив, что их главной целью является привлекать и развлекать как можно более широкую аудиторию
Заключение.
Проведенный анализ различных
точек зрения и позиций
исследователей, анализировавших
деятельность телевидения, функционирующего
в условиях развитой рыночной
экономики, позволяет сделать
вывод, что они констатируют
его значительную роль в
реализации механизма социального
контроля общества. Вторгаясь
во все сферы общественной
жизни, телевидение оказывает
колоссальное, все возрастающее
влияние на общество, каждого
его члена, что порождает
еще одно " проблемное поле
", которое требует особого
разговора - проблему социальной
ответственности.
Список литературы.
Культура русской речи.
Москва
, 1998г. 560с.
Средства массовой информации и пропаганды.
Москва
, 1997г. 352с.
Прохоров Е. П.
Введение в теорию журналистики.
Москва
, 1995г. 294с.
Полуэхтова И. А.
Телевидение как механизм социального контроля.
// Вестник
Московского университета: Социология
и политология . - 1998г. - № 1 . - С. 49 - 60 .