Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:16, реферат
Как СМИ трансфомируются в современных условиях, что произошло со СМИ с появлением интернета.
Введение
«Средства массовой информации в сети Интернет – тема по нынешним временам неисчерпаемая. Не только потому, что предмет обсуждения обширен, как Вавилонская библиотека, но еще и потому, что всякий, кто по этому поводу высказывается в нашем отечестве, предлагает, как правило, свою собственную, особую точку зрения на вопрос. Причем у многих, в общем-то, серьезных и последовательных людей эта точка зрения периодически меняется...»
Антон Носик, создатель интернет-проектов
Действительно, споры о
том, можно ли приравнивать Интернет
к традиционным СМИ не умолкают.
В.В. Ворошилов отмечает, что «конец
двадцатого столетия ознаменован возникновением
уникального и чрезвычайно
С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще каких-то десять лет назад всемирную паутину рассматривали только как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть. Миллионы людей давно получают информацию из сети. А с приходом мирового экономического кризиса многие жители Европы перестали покупать печатную продукцию и перешли на чтение интернет-изданий. Вместо традиционного чтения свежей утренней газеты за чашечкой кофе европейцы давно пересели за компьютер.
За время своего существования
у электронных изданий
Что такое интернет-СМИ? Юридический статус
Вопрос об определении
и юридическом статусе
На парламентских слушаниях
«О правовом регулировании использования
сети Интернет в Российской Федерации»
в Москве заместитель министра печати
Андрей Романченко поставил под сильное
сомнение существование таких сайтов
русского интернета, которые не являлись
бы средствами массовой информации с
точки зрения государственного лицензирования.
Исключением стали «личные
Начиная с 1996г., ряд онлайн-изданий
получил регистрационное
«По общему правилу интернет-сайт
не является средством массовой информации,
но в тоже время закон не запрещает
и не ограничивает возможность добровольной
регистрации интернет-сайта
Российское законодательство
активно использует термин «сайт» в
кодексах - Лесном, Водном, Земельном
и Градостроительном, а также
в Кодексе Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Но единственным нормативным актом,
дающим легальное - на уровне регионального
законодательства - определение понятия
«сайт», является закон города Москвы
от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности
информации о деятельности органов
государственной власти города Москвы».
В ст. 2 значится: «Официальный сайт
органа власти - совокупность информационных
ресурсов, размещаемых в соответствии
с законом или решением соответствующего
органа власти в интернете по определенному
адресу, опубликованному для всеобщего
сведения». Не трудно сделать вывод,
что для регионального
Стоит ли говорить, что и
само понятие «информационный
Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего "на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам" (ст. 2). Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко - как "совокупность определенным образом формализованных объектов".
Понятие средства массовой информации
исчерпывающим образом
Правовая природа иных форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 "Информационные агентства" и ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ. Может ли Интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства "одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации". Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства массовой информации.
Если же рассмотреть Интернет-сайт в контексте положений ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.
Часть первая ст. 24 Закона о
СМИ закрепляет: "Правила, установленные
настоящим Законом для
Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: "Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное". С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия "распространение информации" как действий, направленных "на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц".
С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона
о СМИ дает принципиально иное
определение понятия "распространение
продукции средства массовой информации",
которое определяется как "продажа
(подписка, доставка, раздача) периодических
печатных изданий, аудио- или видеозаписей
программ, трансляция радио-, телепрограмм
(вещание), демонстрация кинохроникальных
программ". Конечно, сайт может иметь
копии, но вряд ли их число достигнет
когда-либо одной тысячи штук. За исключением
Интернет - сайтов, с помощью которых
осуществляется интернет-вещание, все
остальные сайты очевидно не подпадают
под приведенное выше определение.
В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации
устанавливает, что "правовое регулирование
отношений, связанных с организацией
и деятельностью средств
Таким образом, интернет-сайт по определению не может считаться "иным средством массовой информации", а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает обязательность регистрации средств массовой информации.
Сказанное выше не исключает, а, напротив, предполагает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, любой гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Поскольку создание интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения. Если создатель Интернет - сайта желает, чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим средства массовой информации, то он должен направить в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации данного средства массовой информации в соответствии со ст. 8, 10 Закона о СМИ.
Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации, подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" сказано: "Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу". Очевидно, что "распространение в сети Интернет" указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д.
Более того, в постановлении
Пленума специально обращается внимание
судов на то, что "в случае, если
не соответствующие