Курсовая работа
на тему:
Язык глянцевых
изданий
ВВЕДЕНИЕ
Выбрав эту
тему для курсовой, изначально меня
заинтересовавшую своей современностью
и актуальностью, я задумалась: в чем
состоит проблематика языка СМИ, а в частности
языка глянцевых изданий? Конечно же, тут
и проблема расшатывания языковых норм,
и даже проблемы, затрагивающие психологические
и исторические аспекты. В своей работе
я постаралась хотя бы обобщенно охватить
все особенности и специфику языка глянцевых
изданий.
ЧТО ТАКОЕ ЖУРНАЛ?
- Начнем
с определения того, что такое
журнал - «печатное периодическое
издание. Журнал является одним из основных
средств массовой информации, оказывает
влияние на общественное мнение, формируя
его в соответствии с интересами
определенных общественных классов, политических
партий, организаций. Термин «журнал»
произошел от французского cлова journal
– дневник, газета, которое фигурировало
в название первых журналов на французском
языке, когда журнал еще не совсем
отделился от газеты» (БСЭ). Глянцевые,
иллюстрированные журналы относятся
к печатным средствам массовой информации.
Они занимают промежуточное положение
в медиа индустрии между газетами
и книгами, что определяет их специфику.
Она заключается в том, что
изначально, с момента своего возникновения,
конец 19 века, журналы были призваны
заполнить пробел между газетами
и «серьезными», «интеллектуальными»
книгами. На страницах журналов информация
развлекательного характера (модные новинки,
реклама товаров и услуг) чередуется
с материалами по истории, искусству,
культурному наследию, которые по
форме и содержанию доступны массовому
читателю. Второй особенностью журнала
как медиа продукта является его
«адресность», ориентация на определенную
группу читателей. Целевая аудитория
глянцевых журналов выделена по определенному
признаку потенциального читателя: пол
(мужские/женские), профессиональная принадлежность
(журнал для бухгалтеров, учителей физики
и математики и проч.), место жительства
(городская/сельская местность) и др.
В качестве третьей специфической
характеристики журнала можно выделить
дизайн издания. В отличие от газет
и книг, в которых преобладает
текст, а картинки, фотографии, карикатуры
и проч. являются только иллюстрацией
к тексту, в журнале визуальный
и вербальный компоненты сосуществуют
как равные части целого. Перед
тем как перейти к рассмотрению
гендерных репрезентаций в иллюстрированных
журналах, рассмотрим коротко историю
их возникновения.
- Первые
журналы, содержащие обзоры литературных
новинок, книг по философии, достижениям
естественных наук, стали издаваться
в Европе с конца 17 – начала 18
веков. Так, в 1665 г. во Франции был
издан Journal des savants , первой четверти 18 века
в Англии журналы Tatler и Spectator . Затем
, в начале 19 века, этот тип СМИ
появляется в США, один из первых и
наиболее успешных журналов был Godey’s
Lady’s Book (1830 г.). Стремительное развитие
индустрии глянцевых журналов было
связано в первую очередь с
общим процессом развития буржуазной
культуры, модернизацией технологии
печати, значительным расширением ареола
распространения печатной продукции,
уменьшением времени доставки номеров,
снижением стоимости изданий, расширением
читательской аудитории за счет более
общего содержания изданий. Эти и
другие изменения, затронувшие процесс
производства и продажи, превратили
журналы в наиболее популярный, доступный,
массовый тип СМИ. «Золотым веком» индустрии
глянцевых журналов были 1920-ые – 1950-ые
года, когда были основаны несколько
медиа гигантов, например, Time(1923), New
Yorker(1925), , появился первый мужской журнал
- Esquire; неуклонно росли тиражи; повышалось
качество иллюстраций, что делало журналы
более привлекательными как для
рекламодателей, так и для читательской
аудитории по сравнению с радио.
Однако, стремительное распространение
общедоступного телевидения, его большие
визуальные возможности воздействия
на аудиторию оказали негативное
воздействие на рынок иллюстрированных
изданий, журналы стали проигрывать
телевидению в конкурентной борьбе
за рекламодателей и потребителей медиа
продукции.
Преодоление кризисной
ситуации потребовало от владельцев
журналов изменения издательской политики.
С одной стороны, инновации коснулись
условий и стоимости подписки
(например, цена полуторогодовой подписки
была меньше, чем годовой), оптимизацию
розничной торговли отдельными номерами
и т.д. С другой стороны, началось
изучение читательской аудитории журнала,
предпринимались попытки «нарисовать»
портрет типичного читателя: пол,
возраст, профессия, семейное положение,
место жительства и др. Подобные
исследования позволили приобрести
изданиям большую адресность, стать
более специализированными, ориентированными
на определенный сегмент медиа рынка,
повысить свою экономическую и коммуникативную
эффективность. Изменение издательской
политики, расширение каналов распространения
изданий сделало журналы более
привлекательными в глазах рекламодателей,
поскольку они предоставляли
практически «прямой» доступ к целевой
аудитории рекламируемого товара или
услуги.
В России с конца
18 века после разрешения издательской
деятельности частным лицам стали
издаваться журналы, посвященные общественно-политическим
проблемам общества, модные журналы,
адресованные женской аудитории. Появившиеся
в 18 в. женские журналы, регулярно
стали выходить в 19 веке. К наиболее
известным относятся такие издания
как Журнал для милых дам, Дамский
журнал, Аглая. Под влиянием роста
женского движения возникает порядка
трех десятков изданий, посвященных
женской тематике: Рассвет (универсальный
журнал для широкой аудитории), Лучи
(журнал для девушек), Мой журнал
(издание, адресованное девочкам), На помощь
матерям. В советском обществе наиболее
известными журналами для женщин
были Работница и Крестьянка, издавались
журналы мод. Содержательный анализ
репрезентаций образов женственности
в советских СМИ будет представлен
- Можно предложить
различную типологию журналов как
особого типа СМИ по периодичности
– еженедельник, это тип издания,
который на сегодняшний день наиболее
активно развивается и пользуется
большим читательским спросом, т.к.
по сравнению с ежемесячником
оперативнее откликается на актуальные
события и вместе имеет возможность
более глубоко и обстоятельно
анализировать текущие события;
издания, выходящие раз в декаду,
раз в 2 недели, ежемесячник, издания
выходящие раз в два месяца,
один раз в квартал, полугодовое
издание;
По содержанию
– общественно-политические, литературно-художественные,
производственно-технические, научно
отраслевые, научно-популярные, научно-информационные,
аналитические, реферативные, библиографические
журналы, сатирические (юмористические),
спортивные, журналы универсального (общего)
содержания (так называемые life-style magazine).
Целевой аудитории
– издания, предназначенные для
определенных
половозрастных
категорий (детские, женские/мужские издания).
ЧТО ТАКОЕ ГЛЯНЦЕВЫЙ
ЖУРНАЛ?
Вкратце, концепция
всех глянцевых журналов подходит под
три слова: красота, поклонники, карьера.
Не лишним будет отметить, что глянцевые
журналы олицетворяют философию
гламура .
- Термин
«глянцевый журнал» произошел, как
очевидно, от слова «глянец». Вот
какое значение этого слова дает
Толковый словарь живого великорусского
языка Владимира Даля: «лоск, лак,
политура или полировка, гладь, блеск,
зеркальность». Для выведения значения
термина «глянцевый журнал» особенно
важно отметить в приведенном выше синонимическом
ряду слова «лоск» и «блеск», которые наводят
ассоциации на прилизанность и приглаженность
содержания.
Значение термина
«глянцевый журнал» складывается из
двух смыслов:
- Прямой: глянцевая
блестящая обложка, использование
глянцевой бумаги
- Переносный: лоск
и блеск; идеальность, граничащая
с неестественностью и безжизненностью
(за которые так недолюбливают
эти журналы).
- Актуальность
темы курсовой работы заключается в
том, что влияние на молодых людей
именно развлекательных СМИ, к которым
относятся глянцевые журналы, в
наше время невозможно не учитывать.
Видный социолог А. Валентинов в одной
из своих статей окрестил современных
молодых людей от четырнадцати до
двадцати "поколением MTV".
Аналогом модных
развлекательных телеканалов среди
печатных СМИ являются "глянцевые
журналы" (magazine). Целевыми группами этих
красочных изданий являются молодые
люди, закончившие школу, студенты,
начинающие специалисты.
На наших глазах
за последние десятилетие произошли
кардинальные изменения в экономике
и политике России. В СССР экономика
была подчинена административно-бюрократическим
методам регулирования со стороны
государственных и профсоюзных
органов, действия потребителя были
жестко регламентированны, выпуск товаров,
некоторые из которых продолжают
поступать на прилавки наших магазинов,
заведомо не удовлетворял потребности
потребителей, господствовали массовое
производство и массовое потребление.
Потребитель был лишен свободы
выбора жилья, лечебных учреждений, многих
дорогостоящих предметов длительного
пользования: автомобиль, мебель и т.д.
В условиях рыночной экономики наблюдается
обретение россиянами прав на свободу
экономического поведения, что подразумевает
независимость, свободу и суверенитет
как потребителя, так и производителя.
Глянцевые журналы
делятся на мужские и женские.
Многие оспорят это утверждение,
ведь ныне любой более-менее приличный
журнал, будь то «Рыболов-охотник» или
«Друг собаки», имеет глянцевый
блеск. Но внешнее разнообразие глянцевых
журналов обманчиво, и за роскошными
матовыми обложками скрывается основной
вопрос - из чего же и для кого же издаются
эти «блестящие» произведения.
Лидерами среди
множества глянцевых журналов являются
"Птюч", "ОМ", "Cosmopolitan", "Playboy",
каждый из которых имеет собственную
постоянную аудиторию читателей, соответствующую
их "специализации". Спектр тем, затрагиваемых
каждым из перечисленных изданий, в
целом совпадает. Это модная музыка,
фильмы, книги, мода, спорт, культурные
и развлекательные мероприятия,
досуг, взаимоотношения между людьми,
но удельный вес этих тем в каждом
из журналов различен и зависит от
их общей направленности.
Так, журнал "Птюч"
всецело посвящён клубной и богемной
жизни, которые активно и явно
пропагандируются как самые лучшие
и ультрамодные. Большинство материалов
в журнале - о вечеринках, клубах
и модных культурных событиях Москвы
и Санкт-Петербурга. Хотя издание
и пытается следить за клубной
жизнью и в других городах нашей
страны, в большинстве своем авторы
"Птюча" относятся к провинции
с неприкрытым снобизмом и
презрением. Несмотря на это, журнал пользуется
постоянным спросом и в провинциальных
городах, поставляя свежую и эксклюзивную
информацию о мировом клубном
движении.
"Птюч" на
сто процентов оправдывает свой
титул глянцевого журнала - визуальное
представление информации преобладает
над текстовым, при этом фотографии
и графика принципиально неформальны,
авангардны. Сам текст в журнале
входит составным элементом в
визуал почти каждой страницы.
Всё это, плюс постоянные эксперименты
с дизайном, превращают каждый
номер "Птюча" в произведение
современного авангардного изобразительного
искусства, хотя и часто затрудняет
восприятие конкретной информации,
чтение самого текста. К тому
же, все статьи в журнале принципиально
субъективны, многие из них
отличаются пустотой и туманностью
мысли.
Подача материала
в "Птюче" отличается лёгкой стилевой
небрежностью и оригинальностью
изложения. В лексике птючевских
статей постоянно используются английские
слова и выражения, что нельзя
трактовать однозначно: как явление
позитивное или негативное. С одной
стороны, это явный признак галломании,
с другой - космополитизма, с третьей
- подчёркнуто модного сленга.
В отличие от
"Птюча", журнал "ОМ" менее
агрессивен и авангарден: он рассчитан
на несколько иную аудиторию - неклубных
людей более старшего возраста, чем
так называемые "птючевские тусовщики".
Благодаря отсутствию такой чёткой
привязки к определённому образу
жизни, "ОМ" имеет и более
широкую аудиторию, что отражается
на содержании и внешнем виде журнала.
Для "ОМа" подбираются более общие
темы, дизайн достаточно консервативен,
а тексты удобочитаемы. "ОМ" производит
мягкое и приятное визуальное впечатление:
выверенные, прозрачные фото, нет особых
экспериментов с визуалом всего журнала.
"ОМ", несомненно, более серьёзный
журнал, чем "Птюч".
"Cosmopolitan" -
самый популярный женский журнал
в настоящее время. Несмотря
на то, что он ориентирован
на женский пол, некоторые его
материалы с интересом читают
и мужчины. "Cosmo" отличается
простотой подачи материала и
поверхностностью изложения. Большая
часть визуальной информации, так
или иначе, является рекламным
материалом. По этой причине весь
журнал превращается в своеобразный
рекламный каталог, разбавленный
малоценными крупицами нерекламной
информации, что, по мнению издателей
"Cosmopolitan", наилучшим образом
подходит для женской половины
нашего общества.