Общие положения трасологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:29, реферат

Описание

Трасология – раздел криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия л анализа с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Каждый преступный акт вызывает изменения в окружающей среде. Отражением преступных действий являются следы. Различают криминалистическое понятие следов в широком и узком значении. В широком – это любые материальные последствия преступления, изменения объекта или вещной обстановки. Это могут быть следы, возникшие от воздействия одного предмета на другой (например, следы взлома); объекты, оставленные (брошенные, утерянные) преступником; объекты, оставленные, унесенные с места "преступления; части разрушенных предметов (например, осколки фарного рассеивателя); запахи и т. д.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

Если следы  оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Одна-: ко при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси. 

Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного. 

Следы ходовой  части транспортного средства фиксируют  так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40x40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают. 

Если следы  ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют  несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем – сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку. 

Изъятые на месте  происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование. 

На разрешение трасологической экспертизы могут  быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы; не образован ли след данной шиной; какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего. 

  

§ 7. Следы транспортных средств ; 

  

241 

  

Если задачей  трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов. 

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например," влажный песок). При этом получают след длиной в 2–3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки. 

Если следы  поверхностные, то и экспериментальные  образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с  признаками, аналогичными тем, которые были зафиксирован^ на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок. 

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса. 

Отделившиеся  детали и части, обнаруженные на месте  происшествия, используются для розыска  транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда. 

Остающиеся на месте происшествия объекты могут  быть сгруппированы следующим образом: 

1) осколки фарного  стекла, органического стекла и  иных стеклянных составных частей  транспортного средства; *  2) кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия; 

обломки частей транспортного средства; 

составные части  или крепежные детали отдельных  узлов. 

Исследование  фарных и иных осколков позволяет  установить тип, 

модель, марку  изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части. Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения 

  

242 

  

Глава 14. Учение о следах (трасология) 

  

автомобиля проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы. 

В результате трасологическим путем удается установить совпадение кусочков по линиям разделения и определить место, где раньше находилась краска. 

При материаловедческих исследованиях сопоставляют химические и физические свойства лакокрасочного покрытия. 

В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целев'ому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле. 

Следы выступающих  частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.). 

Следы контактного  взаимодействия изучаются для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т. е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы. 

Говоря о таких  следах, также различают следы  статические и динамические. Первые образуются, когда сила удара гасится  в момент контакта. Объемные статические  следы отображают внешнее строение сле-дообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали. 

Статические поверхностные  следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее  строение оставившей их детали в двух измерениях – длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью). 

Динамические  следы возникают в процессе непрекращающегося  движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений. 

  

§ 7. Следы транспортных средств -; 

  

243 

  

Для выявления  и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем – левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего – крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека – выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п. 

При анализе  следов столкновения транспортных средств  исходят из того, что столкновения могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под углом друг к другу). 

Разновидностью  первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны). 

В зависимости  от вида столкновения и располагаются  следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов – соударение, опрокидывание и т. п. 

Следы первичного контакта возникают от внедрения  одного транспортного средства в  другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения .наибольшей деформации металла. 

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов – участков, взаимодействовавших  друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия. 

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра  на месте происшествия составить  представление о том, какие следы  на одном транспортном средстве оставлены  конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмйтину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след. 

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает  на боковой (скользящий) удар. Если она  направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина. 

  

244 

  

Глава 14. Учение о Следах (трасология) 

  

При изучении разреза  определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез. 

Следы от выступающих  частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов. 

Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные  головкой болта, гранью гайки, краевым  участком бампера и т. п. 

Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных пластических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии транспортного средства. Для этих целей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической). 

Информация о работе Общие положения трасологии