Понятие тактики ОРМ и классификация видов ОРМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание

Оперативно-розыскная деятельность (далее по тексту - ОРД) исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Как специфический вид юридической государственной правоохранительной деятельности по противодействию преступности, обеспечению национальной безопасности она обрела свои специфические черты и получила законодательное закрепление, качество и добротность которого многократно подтверждены решениями Конституционного Суда Российской Федерации, благодаря развитию научных знаний об этой деятельности, кропотливому труду ученых и практиков, заложивших основы этой деятельности в ее современном представлении.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………….3-5
Глава 1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий…………….6-10
Классификация оперативно-розыскных мероприятий……
Глава 2. Оперативно-розыскная тактика…………...…………….........11-27
Глава 3. Тактика проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий
3.1. Опрос………………………………………………………………………….
3.2. Наведение справок……………………………………………………………
3.3. Проверочная закупка………………………………………………………..
3.4. Наблюдение ……………………………………………………………………
3.5. Внедрение……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...41-43
Список использованной литературы…..……………………………………44-46

Работа состоит из  1 файл

Курсовик Тактика проведения ОРМ при раскрытии и расследовани преступлений.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

Термин «категория» используют для обозначения наиболее общих  и фундаментальных понятий, подчеркивая  их значимость для теории и практики. Таким понятием является и оперативно-розыскная тактика, поскольку в этом понятии раскрывается сложное, многоаспектное содержание ОРД. Без тактики этой деятельности просто не будет, так как она невозможна без мышления, логики, предвидения, в которых проявляются опыт, знания, в целом интеллектуальные качества ее субъектов.

Следовательно, оперативно-розыскная  тактика — это важнейшая категория  ОРД, неотъемлемая, органически необходимая  составная часть ОРД. Необходимость  оперативно-розыскной тактики предопределяется следующими факторами, порождаемыми феноменом преступности: наличием замкнутой преступной среды, проникновение в которую осложняется в силу глубокой конспирации и строгой дисциплины внутри преступных групп; распределением сфер преступной деятельности и возникновением на этой основе тщательно маскируемой системы отношений; стремлением преступников к насаждению норм поведения и отношений, которые стимулируют круговую поруку, возбуждают и поддерживают чувство страха у причастных к преступлениям и осведомленных о них лиц, толкают их на сокрытие истины; наличием таких явлений, как преступный профессионализм и преступная квалификация12.

Эти явления обусловливают: постоянный поиск новых способов совершения преступлений; маскировку преступных связей; изучение преступниками тактики, средств и методов ОРД, побуждая тем самым ко многим ухищрениям для контрнаблюдения за действиями оперативников и получения не обходимых сведений об ОРД. К таким ухищрениям можно отнести, например: поручение «новичкам» уголовно наказуемых правонарушений и наблюдение за их реакцией и поведением; дезинформацию расшифрованных негласных сотрудников и слежение за последствиями — действиями оперативников; противоборство заинтересованных лиц мероприятиям ОРО (сокрытие истины, уклонение от оперативного наблюдения и контроля, уничтожение улик); маскировку преступных действий под правомерные финансово-хозяйственные операции при совершении преступлений в сфере экономики; обращение к «социальной мимикрии» («социальной маске») для сокрытия преступных отношений; проникновение участников ОПФ в административные и правоохранительные органы и др.

Таким образом, необходимость тактики  в ОРД предопределяется существованием в обществе организованной преступной среды. При этом современная преступная среда со всеми ее многообразными проявлениями выступает в качестве противоборствующей стороны в оперативно-розыскной тактике и является неотъемлемой ее частью. Оперативно-розыскная тактика обеспечивает решение сложных задач борьбы с организованной преступностью.

Оперативно-розыскная тактика —  категория сложная и многогранная. Поэтому на протяжении всего становления и развития теории ОРД наблюдаются различные подходы к выяснению сущности тактики и определению ее понятия. Анализ специальной литературы позволяет выделить основные подходы к определению понятия оперативно-розыскной тактики.

Чаще всего тактику  определяют как совокупность (комплекс, систему) приемов и методов, с  помощью которых осуществляются мероприятия, направленные на эффективное достижение целей ОРД. В ряде работ тактика определяется как образ действия, линия поведения субъектов, осуществляющих ОРМ в той или иной ситуации с использованием необходимых средств и методов.

В.Г. Самойлов рассматривал тактику в двух аспектах: как систему  научных положений и разработанных на их основе практических рекомендаций по организации и осуществлению ОРМ и как линию поведения лиц, участвующих в их проведении. При этом сущность тактики раскрывается через ее структуру, т.е. такие элементы, как: мышление оперативника, включающее оценку ситуации, прогноз ее развития; принятие решения; реализация принятого решения в действиях, определение эффективности такой реализации13.

В связи с этим оперативно-розыскная  тактика по своему содержанию предполагает: мышление оперативника, включающее оценку оперативно-тактической ситуации: криминального  события или угрозы его наступления, сил, качеств и поведения противоборствующей стороны, своих сил, средств и иных возможностей; мышление, предопределяющее образ действия, линию поведения, которые избираются как самим сотрудником, так и по его заданию (поручению) агентами или другими лицами для достижения конкретных целей ОРД. При таком содержании оперативно-розыскной тактики определение ее понятия требует включения всех указанных элементов и может быть сформулировано следующим образом: оперативно-розыскная тактика — это категория ОРД, отражающая мышление оперативника, включающее оценку ситуации (криминального события или угрозы его наступления), сил, качеств и поведения противоборствующей стороны, своих возможностей и предопределяющее образ действия, линию поведения, избираемых для достижения целей предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Тактика  проведения основных оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные  мероприятия —  это составной  структурный элемент оперативно-розыскной  деятельности, состоящий из системы  взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным  мероприятиям относятся:

опрос граждан;

наведение справок;

сбор образцов для сравнительного исследования;

проверочная закупка;

исследование предметов и документов;

наблюдение;

отождествление личности;

обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности  и транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

прослушивание телефонных переговоров;

съем информации с  технических каналов связи;

оперативное внедрение;

контролируемая поставка;

оперативный эксперимент.

Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

Эти мероприятия носят, как правило, разведывательно-поисковый  характер и направлены на получение  следующей информации:

1) о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;

2) о наличии материальных  следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным  путем, и о возможности их  использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;

3) о существовании  и местонахождении лиц, обладающих  информацией об интересующем  оперативного сотрудника событии  (например, очевидцев);

4) о местонахождении  лиц, скрывающихся от следствия  и суда;

 5) о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так  и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий  перед гражданином, как правило, не расшифровываются.

Оперативно-розыскные  мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет.

Тактика проведения оперативно-розыскных  мероприятий зависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличия необходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенно влияющих на выбор как самого оперативно-розыскного мероприятия, так и тактики его проведения14.

Зачастую оперативный  работник не только действует в той ситуации, но и умышленно, целенаправленно создает для себя условия, позволяющие более эффективно проученные мероприятия. Поэтому для проверяемых (разрабатываемых) лиц умышленно создают определенные препятствия, затрудняющие их привычный, повседневный ритм жизни, вынуждающие совершать непродуманные действия, зафиксировать которые возможно в ходе проводимого мероприятия. Так, с целью продолжения общения с лицом, находящимся вместе с проверяемым в транспортном средстве, организуют «транспортную пробку» и фиксируют содержание диалога с помощью специальных технических средств. В подобных проблемных ситуациях проверяемые и разрабатываемые вынуждены искать способы и пути преодоления преград, в которых либо срываются их преступные планы, либо появляются возможности успешного решения задач предстоящей оперативной проверки и разработки.

Одна из тактических  особенностей оперативно-розыскных  мероприятий — это использование  приемов маскировки (например, самого факта присутствия оперативного работника на месте его проведения) или легендирования личности оперативного сотрудника, а также целей, которые он преследует. Естественно, легендирование должно осуществляться на основе реальной оценки оперативно-розыскной ситуации, с учетом всех бытующих в социальном слое, группе обычаев, правил, привычек, норм поведения. При этом следует отметить, что легендирование в той или иной степени пронизывает все оперативно-розыскные мероприятия.

Принятие решения о  производстве оперативно - розыскного мероприятия должно быть обоснованным.

Законными основаниями  для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД  обстоятельства:

наличие возбужденного  уголовного дела;

сведения о признаках  подготавливаемого, совершаемого или  совершенного преступного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

данные о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности Российской Федерации;

информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

данные о лицах, без  вести пропавших, и об обнаружении  неопознанных трупов.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится. На практике нередко случается, что при производстве оперативно-розыскных мероприятий по одному уголовному делу выясняется причастность проверяемых лиц к другому преступлению, по факту которого уголовное дело еще не возбуждено. В этом случае оперативная информация должна расцениваться в соответствии с требованиями ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации как основание для возбуждения уголовного дела. Данная информация может быть оформлена либо рапортом оперативного сотрудника, либо справкой, составленной на имя непосредственного руководителя.

 

3.1 Опрос

Опрос граждан — беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед  оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.

Данное мероприятие  носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение  скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.

В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными или неподготовленными.

В первом случае тщательно  изучается личность человека, с которым  предстоит вступить в общение, его интересы, отношение к исследуемому событию, сильные и слабые стороны и т.п. Получение информации об этих обстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя первый путь, нередко изучают служебные характеристики, записи в трудовой книжке, истории болезни, приговоры по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся в местах лишения свободы, и т.п.

Второй путь позволяет  перепроверить полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров и т.п.15.

Опрос граждан допускается  только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный  работник может проводить опрос  лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу ОРД, действующим по поручению  указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Однако в ходе такой беседы не исключается и использование правил конспирации в интересах получения информации от указанных лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач оперативно-розыскной деятельности, однако не желающих предоставить ее сотруднику оперативного подразделения.

Опрос как оперативно-розыскное  мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя ил лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос - как бы привилегия оперативника.

Результаты разведывательного  опроса могут быть оформлены либо объяснением, либо рапортом.

Информация о работе Понятие тактики ОРМ и классификация видов ОРМ