Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:43, курсовая работа
Оперативно-розыскная деятельность (далее по тексту - ОРД) исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Как специфический вид юридической государственной правоохранительной деятельности по противодействию преступности, обеспечению национальной безопасности она обрела свои специфические черты и получила законодательное закрепление, качество и добротность которого многократно подтверждены решениями Конституционного Суда Российской Федерации, благодаря развитию научных знаний об этой деятельности, кропотливому труду ученых и практиков, заложивших основы этой деятельности в ее современном представлении.
Введение…………………………………………….………………………….3-5
Глава 1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий…………….6-10
Классификация оперативно-розыскных мероприятий……
Глава 2. Оперативно-розыскная тактика…………...…………….........11-27
Глава 3. Тактика проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий
3.1. Опрос………………………………………………………………………….
3.2. Наведение справок……………………………………………………………
3.3. Проверочная закупка………………………………………………………..
3.4. Наблюдение ……………………………………………………………………
3.5. Внедрение……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...41-43
Список использованной литературы…..……………………………………44-46
Практика показывает, что опрос граждан – одно из самых распространенных ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинств личности.
3.2. Наведение справок
Наведение справок —
это сбор информации об интересующих
оперативные подразделения
Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц, в том числе о его биографии, его связях, образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений и уголовных преступлений и т.п. Весь перечень данных, которыми могут заинтересоваться оперативные подразделения, привести затруднительно.
Для наведения справок используются информационно-поисковые системы МВД, а также любых других государственных учреждений и организаций. В необходимых случаях запросы с наведении справок в других министерствах и ведомствах должны оформляться руководителями органов внутренних дел.
Наведение справок производится
как лично оперативным
Результаты изучения документов оформляются либо рапортом (как правило, для внутриведомственного документооборота), либо справкой.
3.3. Проверочная закупка
Проверочная закупка также имеет свои тактические особенности. Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия, в обиходе оно называется контрольной закупкой, состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.). В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
К проверочной закупке могут привлекаться и другие лица, действующие на основании поручения оперативного работника.
Одна из особенностей
этого мероприятия состоит в
зашифрованность его
Существует также негласная форма проверочной закупки, о которой продавцу не сообщается, контрольное взвешивание производится без его участия и по результатам этого мероприятия составляется справка.
Факт проверочной закупки целесообразно зафиксировать с помощью технических средств: фотоаппарата, магнитофона, видеокамеры. Создаваемые при этом новые источники фиксации информации (фотографии, записи на магнитных носителях), нередко способствуют эффективному доказыванию противоправной деятельности виновного или, наоборот, убеждают в ошибочности имевшего место мнения об участии проверяемого лица в преступной деятельности.
В соответствии со статье 49 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в ходе проверочной закупки допускается с ведома и под контролем оперативных подразделений приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их производства. Данное мероприятие чаще всего используется именно в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Все документы о факте производства проверочной закупки, как правило, передаются в органы предварительного следствия или суда, за исключением случаев, когда может подвергнуться огласке информация о лицах, осуществляющих конфиденциальное сотрудничество с оперативным сотрудником.
3.4. Наблюдение
Данное ОРМ, заключающееся в негласном визуальном, электронном либо комплексном слежении за действиями, передвижениями и разговорами конкретных лиц, а также за событиями и обстановкой в местах совершения преступлений, с целью получения и фиксации информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.
Визуальное наблюдение, основанное на восприятии информации органами чувств человека, может осуществляться сотрудниками подразделений, специализирующимися на этих методах работы, сотрудниками гласных оперативно-розыскных служб либо иными лицами, оказывающими содействие в борьбе с преступностью, по поручению оперативных работников. В процессе визуального наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени. При этом могут проводиться негласные фото- или видеосъемка наблюдаемых событий и лиц, в них участвующих.
Электронное наблюдение,
основанное на применении специальных
технических средств для
Наблюдение, осуществляемое сотрудниками специализированных подразделений, является мероприятием ограниченного использования. В соответствии с ведомственными нормативными актами оно осуществляется по решению руководителя оперативного аппарата, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.
Законодатель не предусмотрел
необходимости получения
3.5. Оперативное внедрение
Внедрение заключается в приобретении оперативно-розыскным подразделением негласного источника информации внутри или в окружении объекта оперативного интереса.
Объектом внедрения выступают организованные преступные группы (преступные сообщества), банды, террористические и экстремистские организации, незаконные вооруженные формирования; лица, в отношении которых заведены дела оперативно-розыскного производства; отдельные граждане, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении тяжких и особо тяжких преступлений; жилые массивы со сложной криминальной обстановкой, пораженные преступностью объекты экономики, а также другие криминогенные объекты20.
Субъектами оперативного
внедрения могут выступать
Данное мероприятие согласно п.7 ст.8 Закона «Об ОРД» проводится на основании постановления, утверждаемого руководителем оперативно-розыскного органа. В постановлении должны указываться фактические основания к проведению внедрения, обосновываться его необходимость, ставиться тактическая задача внедряемого лица, его линия поведения, меры по обеспечению его безопасности и конспирации, а также другие данные, подтверждающие правомерность и допустимость действий участника ОРМ.
В процессе оперативного внедрения на основании п.4 ст.15 Закона «Об ОРД» оперативными работниками могут в целях конспирации использоваться документы, зашифровывающие их личность, а также ведомственную принадлежность предприятий, помещений и используемых транспортных средств.
Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность, более того, ч.4 ст.16 Закона допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга. В соответствии со ст.36 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» при проведении оперативного внедрения для имитации преступной деятельности разрешается безлицензионное использование наркотических средств и психотропных веществ.
Организация и тактика оперативного внедрения регламентируются специальными ведомственными нормативными актами. Сведения о штатных негласных сотрудниках органов внутренних дел, а также лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, внедренных в преступные формирования, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование теории
оперативно-розыскных
Оперативно-розыскное мероприятие – это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие представляет собой основную категорию теории оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскная тактика — это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по осуществлению совокупности действий, операций, производимых субъектами оперативно-розыскной деятельности, учитывающих особенности складывающейся криминальной ситуации, основанных на требованиях Федерального закона об ОРД и на нормах Морально-этического кодекса оперативного работника и направленных на решение задач, стоящих перед оперативным сотрудником на данном этапе.
Это определение содержит ряд основополагающих положений.
Во-первых, оперативно-розыскная тактика — это совокупность действий, мероприятий, операций, производимых субъектами оперативно-розыскной деятельности, которые формируются, в основном, двумя путями:
1) путем обобщения
личного и коллективного опыта
сотрудников оперативных
2) путем разработки
рекомендаций учеными в теории
оперативно-розыскной
Во-вторых, все оперативно-тактические мероприятия должны проводиться лишь после тщательного изучения сложившейся ситуации как в криминальном мире, так и в правоохранительных органах, в определенном регионе, в известное время. Устаревшие сведения, как правило, способствуют провалу в оперативной работе.
В-третьих, все действия оперативного работника должны отвечать требованиям законодательства. В федеральных законах, подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношений оперативного сотрудника, на первый взгляд не касающихся его служебной деятельности, в частности, связанные с взаимоотношениями оперативного работника с руководством отдела, с прокурором, судьей, следователем, сослуживцами. Также невозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами, доверенными лицами, содержателями явочных квартир. И практически не поддается всеобъемлющему правовому регулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферу деятельности оперативного сотрудника.
В-четвертых, оперативно-розыскная тактика призвана решать различные задачи, стоящие перед оперативным работником, которые касаются, как правило, борьбы с преступностью, но могут быть направлены и на восстановление доброго имени человека, случайно попавшего в сферу деятельности правоохранительных органов; на реабилитацию лиц, осужденных на основании оговора, и т.п. Поэтому нельзя ограничивать сферу применения оперативно-розыскной тактики только борьбой с преступностью.
Информация о работе Понятие тактики ОРМ и классификация видов ОРМ