Психологический контакт с допрашиваемым

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:29, реферат

Описание

Налаживание тесных связей между следователем и допрашиваемым лицом строится, с одной стороны, на нормах уголовно-процессуального законодательства, а, с другой, – на научных положениях криминалистики, судебной психологии, логики, теории управления.
Целью данной работы является изучение сущности, значения и путей установления психологического контакта с допрашиваемым.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и значение психологического контакта с допрашиваемым 5
1.1. Понятие психологического контакта с допрашиваемым 5
1.2. Цели установления психологического контакта 9
Глава 2. Тактические особенности установления психологического контакта с допрашиваемым 12
2.1. Способы установления психологического контакта 12
2.2. Основные этапы при установлении психологического контакта 17
Заключение 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

психологический контакт с допрашиваемым.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Тактические приемы, направленные на установление психологического контакта с допрашиваемым, основаны на использовании данных психологии, логики и других наук. В этом отношении известный интерес представляют способы расположения к себе людей, предложенные в психологии еще Дейлом Карнеги. Он называет шесть способов:

1) проявляйте искренний  интерес к другим людям;

2) улыбайтесь;

3) помните, что для  человека звук его имени –  самый сладкий и самый важный  звук человеческой речи;

4) будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать  вам о себе;

5) ведите разговор  в круге интересов вашего собеседника;

6) давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне. Банальность некоторых приемов очевидна, однако это не лишает их практического значения при определенной интерпретации.10

 

 

Глава 2. Тактические особенности установления психологического контакта с допрашиваемым

2.1. способы установления психологического контакта

 

В криминалистике разработаны  тактические приемы установления психологического контакта, которые носят наиболее общий характер. Так, Ф.В. Глазырин для  установления контакта рекомендует  следующие способы:

• обращение к логическому  мышлению допрашиваемого;

• возбуждение у него интереса к общению и его результатам;

• возбуждение эмоционального состояния;

• воздействие на допрашиваемого положительными качествами личности следователя. 11

В каждом из предложенных способов можно попытаться выделить серию тактических приемов, причем такие приемы будут различаться в зависимости от процессуального положения допрашиваемого, его психологических особенностей, ситуации допроса.

В.Г. Лукашевич предлагает девять способов установления психологического контакта при допросе: 1) создание надлежащей обстановки допроса; 2) допрос наедине; 3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции; 4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению; 5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать тон; 6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему; 7) обращение к логическому мышлению; 8) разъяснение целей и задач допроса; 9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и результатам его.

Отдельные способы, названные  ранее, не могут быть рассмотрены  в качестве тактических приемов. Так, «создание надлежащей обстановки» и «допрос наедине» - это не тактические приемы, а условия, которые способствуют установлению психологического контакта. «Корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции» - это не тактический прием, а обязанность следователя. Рекомендация «не повышать тон» также не может рассматриваться в качестве приема потому, что это этическое правило общения. Ряд предложенных приемов требуют своей дальнейшей конкретизации. Кроме того, предложенный перечень способов установления психологического контакта не обладает всеми признаками системы.12

Данные анкетирования  следователей прокуратуры и МВД  РФ показывают, что в качестве приемов, которые способствуют установлению психологического контакта, ими были выделены:

• собеседование на интересующую или отвлеченную тему – 87,5%;

• разъяснение положения  закона о чистосердечном раскаянии  – 42%;

• указание на необходимость  оказания помощи следствию – 40%;

• обращение к лучшим сторонам личности допрашиваемого – 75,4%;

• проявление объективности, искренней заботы и участия к допрашиваемым – 69%;

• нейтрализация конфликтного состояния отдельных участников уголовного процесса – 48,8%;

• преодоление смыслового и эмоционального «барьеров» - 37,8%.

По мнению следователей наиболее эффективными являются приемы, связанные с собеседованием на интересующую или отвлеченную тему и обращение к лучшим сторонам личности допрашиваемого.13

Однако многие ученые склоняются к мнению, что тактические  приемы, направленные на установление психологического контакта нельзя рассматривать вне стадии его формирования.

В криминалистической литературе предприняты попытки по выделению  стадий формирования психологического контакта. Так, А.В. Дулов рассматривает  шесть стадий такого формирования:

1. прогнозирование общения и процесса установления психологического контакта;

2. создание внешних  условий, облегчающих установление  контакта;

3. проявление внешних  коммуникативных свойств в начале  зрительного контакта;

4. изучение психического  состояния, отношение субъекта к начавшемуся общению;

5. действия по ликвидации  помех в общении;

6. возбуждение интереса  к развитию действия во время  предстоящего общения. 14

Более точно выделяет в установлении контакта определенные этапы Г.А. Зорин , которые выглядят примерно следующим образом:

1-я стадия: диагностика  личных качеств будущего допрашиваемого:

- сбор и анализ информации  о будущем участнике допроса;

- выявление личностных  особенностей, характеризующих возможные  состояния и позицию допрашиваемого;

2-я стадия: разработка тактической программы, направленной на формирование психологического контакта и обеспечивающей получение полной и правдивой информации.

3-я стадия: вступление  в контактное взаимодействие:

- встреча и обмен  контактоформирующими репликами;

- формирование первоначального контакта;

- диагностика позиции  допрашиваемого.

4-я стадия: формирование  ситуативной установки допрашиваемого  на контактное взаимодействие:

- углубление знаний о допрашиваемом;

- формирование контактных отношений  в процессе постановки дополнительных вопросов о семье, профессии, заслугах и иных обстоятельствах жизни;

- коррекция тактической программы  допроса.

5-я стадия: контактное взаимодействие  в процессе основной части  допроса (рефлексивная стадия):

- диагностика избранной допрашиваемой  формы контактного общения; 
- укрепление психологического контакта в ходе свободного рассказа допрашиваемого;

- укрепление психологического  контакта в ходе свободного  рассказа допрашиваемого и при  постановке серии вопросов, направленных  на получение полной и правдивой информации.

6-я стадия: стабилизация психологического  контакта при окончании допроса.15

Следует заметить, что, в сущности, предпосылки к установлению психологического контакта формируются еще до официальной  встречи следователя с участником процесса, в период проведения организационных мероприятий по подготовке к допросу.

Планируя предстоящее следственное действие, следователь продумывает  свою линию поведения и действия, посредством которых возможно установление контакта с допрашиваемым, а, значит, и получение от него наиболее полной и достоверной информации. Указанная проблема отчасти находит свое разрешение при правильном определении следователем времени и способа вызова допрашиваемого, места и обстановки его допроса.

Так, например, принимая решение о времени проведения допроса, следует учитывать не только собственную загруженность, но и исходить из возможностей допрашиваемого прибыть к следователю в назначенный срок и участвовать в следственном действии с минимальным ущербом для его личного и служебного времени, исключая по возможности выходные дни и ночное время суток.

Определяя способ вызова допрашиваемого, следователь должен учитывать, что  в отношении участников уголовного процесса предполагаемый контакт обусловлен принудительным характером общения, в результате которого те не испытывают положительных эмоций, а, значит, это является серьезным препятствием для установления идеального психологического контакта с ним. Соответственно, решая задачу регулирования взаимоотношений, следует принимать во внимание и мнение допрашиваемого относительно способа его вызова к следователю, особенно в том случае, если он не желает огласки своего участия в процессе. Обычно к таким категориям допрашиваемых относятся потерпевшие и свидетели по уголовным делам, возбужденным в отношении организованных преступных групп, обвиняемые и потерпевшие по половым преступлениям, лица, ранее судимые, вступающие в уголовный процесс в качестве свидетелей и потерпевших, и др.

Поэтому при необходимости вызова допрашиваемого повесткой, используя услуги почты, следует отправлять ее в конверте, на котором отсутствуют реквизиты того органа, где работает следователь. Нельзя осуществлять вызов через соседей, руководителей того структурного звена, где работает участник уголовного процесса. Учитывая значимость информации, которой владеет подлежащее допросу лицо, следователь в каждом отдельном случае может решить вопрос о личном посещении его по месту нахождения, безусловно, в гражданской форме одежды.

Здесь следователь должен принимать  во внимание и то, что крайне нежелательно, когда о вызове допрашиваемого становится известно лицам, которые могут повлиять на него в негативном плане, имея заинтересованность в исходе дела.

Выбор места допроса  и создание соответствующей обстановки во многом определяется личностными качествами допрашиваемого и его процессуальным положением. Так, лиц престарелого возраста следует допрашивать по месту их жительства; больных – по месту лечения; находящихся в отдаленной местности – по месту пребывания, не затрудняя ситуацию необходимого преодоления значительных расстояний, принимая во внимание временные и материальные затраты.

Учитывая психологию лиц, к которым в качестве меры пресечения применено содержание под  стражей, следует принять за правило  их вызов и доставление по месту  ведения следствия. Здесь со стороны  следователя не должно иметь место необоснованное лишение указанной категории лиц свиданий с близкими, запрещение передач продуктов и одежды, что не представляет труда осуществить на момент доставления к следователю. Допрос в обстановке, коренным образом отличающейся от мест содержания под стражей, где арестованный проводит основную часть времени, в совокупности с решением ряда личных проблем допрашиваемого, располагает того к откровенности, создает рабочую обстановку.

Вышеизложенные особенности  создают предпосылки для адекватного  реагирования участника уголовного процесса на заинтересованность следователя в его показаниях. Проявление внимания к личности допрашиваемого, учет его интересов со стороны следователя подготавливает благодатную почву для делового сотрудничества, и, порой, независимо от отношения того к правоохранительным органам, нейтрализует назревающий конфликт.16

 

2.2. Основные этапы при установлении психологического контакта

 

Установлено, что результативность предстоящего сотрудничества во многом определяется первым впечатлением, которое  произвела каждая из взаимодействующих  сторон друг на друга. Именно о первом впечатлении А.А. Бодалев говорит  как о сложном психологическом  феномене, включающем в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, а также те или иные особенности облика и поведения человека, оказывающегося объектом познания.

Практика показывает, что «во взаимоотношениях с другими  людьми люди нередко руководствуются лишь симпатиями и антипатиями, которые могут возникнуть на основе реальных фактов, но эти быстро сформировавшиеся чувства могут определять все дальнейшие отношения».

Таким образом, в момент встречи отношение допрашиваемого к следователю определяется больше чувствами, чем разумом. Поэтому для первой встречи очень важно правильно войти в разговор, для чего необходимо подготовить первую фразу, первые действия, которые могут вызвать положительные эмоции допрашиваемого.17

Первое впечатление  о следователе часто играет решающую роль при избрании допрашиваемым определенной позиции на допросе. Например, если допрашиваемый оценил следователя негативно, то все последующее общение со следователем будет подчинено этой мысли, тем более что само по себе процессуальное положение следователя по отношению к подозреваемому не может вызвать никаких симпатий.

Первая встреча еще  не омрачена взаимными обидами и  неприязнью, поэтому каждый надеется на положительный результат общения: следователь рассчитывает получить от подозреваемого правдивые показания о расследуемом преступлении, а подозреваемый надеется, что «выйдет» из этого дела с минимальными потерями.

Этот этап «знакомства» закладывает основы доверительных  отношений, взаимной симпатии или способствует возникновению стойких неприязненных отношений, с учетом которых стороны вырабатывают своеобразную линию поведения на допросе и в дальнейшем. Объясняется это отчасти тем, что следователь и допрашиваемый до официальной встречи были недостаточно полно осведомлены друг о друге.

Поэтому, формируя психологический  контакт, следователь должен иметь  в виду, что участникам допроса  совсем не безразлично, с кем им придется взаимодействовать. Их готовность и  восприимчивость к контакту, а  также соответствующий настрой  будут зависеть не только от должностного положения следователя, но и от личных и деловых качеств последнего.

Если следователь хотя бы заочно обладает определенной информацией  о приглашенном на допрос лице, то последний  ориентируется на те сведения, которые  отражают деятельность правоохранительных органов в целом, а не конкретного должностного лица. Сведения же, полученные из бесед с сослуживцами, соседями, из средств массовой информации, которые освещают деятельность правоохранительных органов нередко в негативном плане, вырабатывают у допрашиваемого лица определенные стереотипы мышления и оценок; при всем своем желании он психологически не в состоянии их сразу преодолеть.18

Информация о работе Психологический контакт с допрашиваемым