Расследование ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:27, статья

Описание

Данная статья предназначена для лиц, расследующих преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), поможет адвокатам и защитникам верно выбрать и построить тактику защиты клиента, найти свидетелей, воссоздать обстоятельства происшествия и назначить необходимые экспертизы.

Работа состоит из  1 файл

РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП

«Основы методики расследования  преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

Данная статья предназначена для лиц, расследующих преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), поможет адвокатам и защитникам верно выбрать и построить тактику защиты клиента, найти свидетелей, воссоздать обстоятельства происшествия и назначить необходимые экспертизы. 
 
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта законодатель относит нарушение правил безопасности движения, т.е. деятельность, в которой применяются средства железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и городского электротранспорта, повлекшие наступление вредных последствий. Однако не все нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта образуют состав уголовного преступления, а только те, которые создали опасность для жизни людей вызывали наступление иных тяжких последствий. Другие нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП) и служат основанием для применения дисциплинарных, административных и гражданско-правовых мер воздействия. Отсюда следует различать дорожно-транспортные преступления и дорожно-транспортные происшествия.

Динамика  транспортных преступлений в последние  годы весьма неблагоприятная. Наблюдается  устойчивая тенденция количественного  роста преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Они нередко вызывают крушения, авиакатастрофы, кораблекрушения, взрывы, пожары и другие тяжкие последствия, которые уносят тысячи человеческих жизней, причиняют огромный материальный ущерб и болезненно отражаются на состоянии общества. Указанные преступления совершаются преимущественно в форме бездействия (невыполнения соответствующих инструкций, положений, правил, регламентирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта). Порой нарушения указанных правил приобретают форму активных действий, противоречащих установленным правилам (перевод стрелки под отправление поезда на занятый перегон, проезд запрещающего сигнала, посадка самолета в условиях, когда правила предписывают выйти на второй круг, и т. п.). Наиболее общими типичными криминальными ситуациями, влияющими на организацию расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, являются: 1) ситуация, когда эти нарушения повлекли тяжкие последствия (человеческие жертвы, повреждения или разрушения транспорта и др.) 2) ситуация когда допущенные нарушения могли повлечь такие последствия, но они не наступили.

Таким образом, можно сделать приплясывая об актуальности данной темы, ее необходимость  и своевременность.

Цель работы: проанализировать особенности методики расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, и сформулировать рекомендации что к особенностям расследования данных преступлений.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) криминальной природы  возникают в процессе эксплуатации транспортных средств при их передвижении по дорогам. Они связаны с нарушением нормальной работы транспорта, не редко сопряжены с гибелью людей, материальным ущербом и другими вредными последствиями. Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешехода, б) столкновение транспортных средств, в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров. По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1) события, которые возникли по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.) и 2) события, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясение и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств. [1]

В подавляющем  большинстве случаев ДТП возникают  в результате нарушения правил дорожного  движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также  вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организацией регулирования уличного движения.

Нарушение ПДД  со стороны водителей чаще всего  заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклониться от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки: несоблюдении очередности проезда перекрестков; непредставление или неправильной подачи предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; несоблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе с момента, превышающего допустимые пределы, после которых наступает утомляемость; и др.

Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов  обычно состоят в: неожиданном появлении  пешехода через препятствие (например, через стоят на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен в взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидает проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; и др. Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств (например, с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов) лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных уголовным законом, влечет уголовно-правовую ответственность.

В ДТП можно  выделить три фазы: 1) начальную, 2) кульминационную  и 3) конечную. Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, определяет развитие следующей. Для начальной фазы ДТП  характерны условия движения транспортного средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической возможностью предотвращения ДТП, и оно становится неизбежным [ 2] . Кульминационная фаза ДТП характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (повреждение автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Это фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой длины. Конечная фаза ДТП, следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки. Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистически значимых признаков, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины. В результате контакта, взаимодействия транспортного средства и пешеход на дорожным покрытии, на транспортном средстве и человеке возникают определенные материальные следы (например, следы крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившихся детали транспортного средства и часть перевозимого груза, осколки фар и лобового, боковых и заднего стекол, отслоившейся краска, тормозной путь и др.). По этим следам при условии их своевременного обнаружения и фиксации возможна установка механизма и причин ДТП. Как правило, для ДТП характерна быстротечность события, его неожиданность для очевидцев, а иногда и для участников события, и, как следствие этого, кратковременность его восприятия и ограниченность объема воспринятой информации. На характер и полноту восприятия обстановки и обстоятельств механизма ДТП влияют неблагоприятные объективные и субъективные факторы (недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, болезненное состояние, трагический исход происшествия, состояние стресса и т.д.). Эти обстоятельства настоятельно диктуют необходимость установления всех очевидцев происшествия и проведения достаточно подробного допроса осведомленных лиц. Лица, ДТП, как правило, действуют по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Известны однако случаи умышленного совершения ДТП с целью сокрытия следов другого ранее совершенного преступления [3] .

Событие на транспорте сначала воспринимается как ДТП  и только позже, когда будет установлен механизм происшествия и степень тяжести наступивших последствий, она может быть названа преступлением.

Механизм  ДТП составляет сложную систему  взаимодействий (механических, физических, химических и биологических) транспортных средств и людей в материальном мире. По характеру взаимодействия различают: столкновение транспортных средств; наезд транспортных средств на препятствие; наезд на пешехода, велосипедиста, животное, гужевой, санный транспорт; падение пассажиров из транспортного средства; опрокидывания транспортных средств [4] .

К транспортным средствам, в частности, относятся: все виды автобусов все виды автомобилей, в том числе специальные и  специализированные (например, санитарные, пожарные, спортивные, поливочные, автокраны, погрузчики); тракторы – самоходные машины (колесные или на гусеничном ходу), предназначенные для перевозки грузов или выполнения сельскохозяйственных, строительных, лесных и других работ; самоходные машины, предназначенные для выполнения сельскохозяйственных, дорожных, строительных, мелиоративных и лесных работ, – комбайны, грейдеры, бульдозеры, экскаваторы, краны и др.; городской электротранспорт – трамваи и троллейбусы, в том числе пассажирские, грузовые, ремонтные, специального обслуживания, колиеукладачи; мотоциклы, в частности дорожные, спортивные, специального назначения, с боковым прицепом или без него; мотороллеры, мотоколяски и другие механические транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг; другие механические транспортные средства – вездеходы, аэросани, амфибии и т.п.; прицепы [5] .

Не является транспортными средствами мопеды, велосипеды с двигателем с рабочим объемом до 50 куб. см, подвижной состав метрополитена, фуникулера и других видов железных дорог (пассажирские и грузовые поезда, локомотивы, дрезины и т.п.) [6] .

Столкновение  представляет собой столкновение двух транспортных средств, оно может быть прямолинейным – «в лоб» и касательным. В первом случае возникают следы давления, а во втором – следы скольжения. Наезд – это столкновение с неподвижными предметами, находящихся как на проезжей части дороги, так и вблизи нее, на обочине (деревья, опоры электросетей, здания и т.д.). Наезд на пешехода – это наезд на препятствие, движущегося на трассе или в стороне от нее. Падение пассажиров предполагает выпадение их из кабины, кузова, с подножки и т.д. Наиболее сложным взаимодействием объектов события являетсяопрокидывания, когда единичный транспортное средство теряет устойчивость и переворачивается. Эту взаимодействие нельзя путать с переброской при столкновениях и наездах.

Событие ДТП  возникает внезапно и протекает кратковременно. Эти обстоятельства следует учитывать при выявлении источников вербальной информации и ее оценке [7] .

Причинами ДТП  являются: 1) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил безопасности дорожного движения, например, превышение скорости, неправильный обгон, выезд на встречную полосу движения и т.п.; болезнь, усталость, техническая неисправность транспорта. Особенно опасными являются нарушения правил движения в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, 2) нарушение пешеходами правил дорожного движения и пассажирами правил посадки, высадки, 3) нарушение правил технической эксплуатации, и обслуживания и выпуска транспорта на маршрут, контроля за состоянием дорожного и полотна , некачественный ремонт и др. [8] .

Предмет непосредственного  посягательства. Событие ДТП заканчивается  причинением вреда здоровью или  жилище человека и материальном среде. Поэтому предметы непосредственного посягательства, вступающих во взаимодействие, составляют ряд объектов живой и неживой природы, которые невозможно полностью назвать, их можно характеризовать лишь по агрегатному состоянию – это твердые тела, имеющие устойчивую внешнюю форму, механизмы и устройства, которые двигаются; сыпучие и жидкие вещества; биологические объекты – животные, растения, наконец, это человек, его телесная сущность как физическое тело.

Способ совершения – это способ действия лица в сложном механизме транспортного преступления. Его нужно рассматривать иерархически от общего образа, в структуру которого входит человек как управляющий начало движения «человек« вещь », в менее общих – простых способов взаимодействия« дело «вещь». Условно общий способ «человек« вещь »(« люди «вещи») представляет собой управляемый движение транспорта субъектом, который оказался в дорожной ситуации, например, сделал неправильный обгон, выезд на встречную полосу движения, крутой поворот, объезд препятствия, запоздалое торможение и т.д. Все это приводит к столкновению, наездов, опрокидывание, одним словом, к авариям на транспорте. Таким образом, общий способ создает начало неуправляемого движения транспортного средства, и к развивается спонтанно в виде взаимодействия «вещь – вещь» («бампер – столб», «шина – асфальт», «кузов – дорожное ограждение» и др.). Простые взаимодействия неуправляемые, форма движения может быть: прямолинейной, прямолинейно-поступательным, обратно – поступательным, вращательной и вращение-качания [9] .

Информация о работе Расследование ДТП