Расследование ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:27, статья

Описание

Данная статья предназначена для лиц, расследующих преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), поможет адвокатам и защитникам верно выбрать и построить тактику защиты клиента, найти свидетелей, воссоздать обстоятельства происшествия и назначить необходимые экспертизы.

Работа состоит из  1 файл

РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

Следовая  картина отражает способ совершения преступления и зависит от формы  движения, лежащий в основе механизма  простой контактного взаимодействия. При столкновении два транспортных средства движутся прямолинейно навстречу друг другу – образуются объемные следы давления, при наездах на препятствие транспорт движется прямолинейно или поступательно к неподвижного объекта – возникают следы скольжения, при обгонах, объездах, крутых поворотах возникает крутящий момент, т.е. вращательно-поступательное движение, создает концентрические следы скольжения. Так, при касательном наезде на препятствие (человека, машину) последняя получает крутящий момент, в месте контакта с опорой (асфальт, грунт) образуется концентрический следует скольжения. При экстренном торможении образуется следует «юзу», а при опрокидывании, когда машина переворачивается несколько раз, – следы вращения, качания на обочине и полотне дороги.

Если взаимодействуют  биологические или жидкие и сыпучие  неорганические объекты с транспортным средством, то возникают следы, пятна  жидкостей, масла, крови; осыпи –  разбитого фарного стекла, сыпучих  веществ; на транспортном средстве –  следы микрочастиц мало-видимые и невидимые.

Личность  преступника. Чаще виновными оказываются  малоопытные водители, не умеющие  быстро оценивать ситуацию, прогнозировать ее развитие, недостаточно владеют  приемами маневрирования. Молодые люди слишком самоуверенны, склонны к  неоправданному риску. Опытные водители в возрасте 40-50 лет действуют слишком медленно, теряют скорость реакции. Такие водители нередко становятся «возбуждающим фактором». ДТП в основном совершают водители, доля пешеходов в них составляет примерно 20% случаев.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 286 УК, признают лицо, которое управляет транспортным средством, независимо от того, имеет  ли она на это право, а преступления, предусмотренного ст. 415 УК, – военнослужащего (военнообязанного во время прохождения учебных или специальных сборов), который непосредственно руководит боевой, специальной или транспортной машиной, независимо от того, является ли он штатным водителем такой машины и умеет ли он ею управлять. При определенных условиях к ответственности по этим статьям может быть привлечено лицо, которое учит вождению другое лицо и находится во время учебной езды рядом с учеником (мастер производственного обучения, инструктор и т.п.)[10] .

При установлении личности водителя необходимо выяснить профессиональные качества (стаж, уровень  подготовки, опыт вождения), наличие  заболеваний, влияющих на утомляемость, психологический портрет водителя, тип нервной деятельности.

Возбуждение уголовного дела типичные ситуации, возникающие Преступления о нарушении правил дорожной безопасности, в частности на транспорте, возбуждаются по фактами события, имеющего признаки преступного деяния. Сначала не всегда очевидные факты нарушения правил дорожного движения. Это устанавливается позже, после оценки собранной первичной информации и осуществления неотложных следственных действий.

Исходная  информация о фактах ДТП поступает  от органов дознания, скорой помощи, больниц, потерпевших, водителей, отдельных  граждан-свидетелей. К моменту прибытия следователя на место происшествия, в зависимости от наличия источников информации, возникают три ситуации:

1) благоприятная;

2) малоблагоприятный;

3) неблагоприятная.

Благоприятная ситуация возникает тогда, когда  на месте происшествия сохраняются все источники информации: есть водитель, транспорт, потерпевший и свидетели [11] .

Малоблагоприятный ситуация возникает при отсутствии одного или нескольких ее элементов – источников. Поэтому малоблагоприятный ситуаций может быть две, когда: а) на месте происшествия являются: транспорт, потерпевший и свидетели, а водитель скрылся и лицо его неизвестна, б) на месте происшествия является потерпевший и свидетели, а водителя и транспорта нет; личность водителя неизвестна < a href = "# _ftn12"> [12] .

Неблагоприятная ситуация возникает тогда когда:

а) на месте  происшествия есть только свидетели, нет  водителя и транспорта, пострадавший отправлен в лечебное учреждение;

б) на месте  происшествия столько потерпевший (труп), других источников нет [13] .

Итак, в начале расследования возникают две  типичные ситуации: а) водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия: водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее, но личность его установлена), б) водитель неизвестен (он скрылся вместе с авто машиной или оставил угнанную автомашину).

Наиболее  распространенной является первая ситуация. В этих случаях чаще всего наблюдаются легкие или менее тяжкие телесные повреждения пострадавших или причинение существенного материального ущерба. Программа действий следователя состоит в немедленном осмотре места происшествия, в том числе и транспортного средства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц, освидетельствовании водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения, назначении судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертиз; для второй ситуации, когда водитель на автомашине скрылся с места происшествия, обычно характерны наиболее серьезные вредные последствия в виде причинения тяжких те лесных повреждений или смерти потерпевшего. Чаще всего эта ситуация встречается после угона транспортного средства или совершения ДТП нетрезвым водителем.

В этом случае следователь должен произвести осмотр места ДТП, установить и допросить  в качестве свидетелей осведомленных  лиц, допросить потерпевшего, назначить  судебно-медицинскую экспертизу и дать поручение органам ГАИ, уголовному розыску, службе охраны общественного порядка о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску водителя , который исчез, и его автомашины. Исключительно большое значение приобретает розыск водителя, исчез, и транспортного средства.

Прежде всего  должно быть обеспечено немедленное  информирование подразделений ГАИ  и соседних территориальных органов  милиции о случившемся,, чтобы  перекрыть пути движения транспортных средств, скрывшихся должен быть сделан опрос возможных свидетелей в местах по направлению его предполагаемого следования, организовано преследование по «горячим следам « [14] . Стоит сделать обследование и освидетельствование автохозяйств, гаражей, автостоянок и других мест с целью выявления автомашины в районах, через которые пролегал путь движения транспортных средств, исчезли. Наряду с этим должен проверяться имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ.

Первоначальные  следственные действия в типичных ситуациях Следы ДТП материальные, зачастую очевидные и преобладают над идеальными. Поэтому расследование начинается с осмотра места происшествия, транспорта, допроса водителя, свидетелей-очевидцев, пострадавшего, освидетельствование водителя, потерпевшего, назначения судебно – медицинской экспертизы.

Осмотр места  происшествия. На место ДТП, как правило, первыми прибывают сотрудники органа дознания (ГАИ, патрульно-постовой службы), которые организуют: 1) начальную помощь пострадавшим, 2) охрану места происшествия, 3) задержку водителя и транспортного средства: 4) раскрытие преступления по горячим следам [15] .

Следователь, прибывший на место ДТП с оперативной группой, возглавляет и организует работу учитывая, проверяет надежность и полноту начальных, мероприятий принятых органом дознания. Если что-то из названного не выполнено, то следователь дает распоряжение, например, блокировать трассу, начать розыск преступника по горячим следам, выявить свидетелей – очевидцев, провести их опрос. По состоянию здоровья потерпевшего и с разрешения врача следователь опрашивает или допрашивает потерпевшего, в случае отправки его в лечебное учреждение посылает сотрудника СОГ сопровождать и попытаться получить информацию о событии, когда потерпевший с разрешения врача может быть опрошен[16] .

Цели и  задачи осмотра ДТП остаются общими: выявление, фиксация следов, сбор информации о событии преступления лиц, принимавших в нем участие, и его механизм. Объектом осмотра является участка дороги, улицы, открытой местности, где сохранились следы происшествия. При опрокидывании транспорта, наездах нескольких автомобилей друг на друга, человеческих жертвах участок дороги ограждающих движение отводится в объезд. Осмотр начинается со стадии, ориентирующий, фотографической фиксацией обстановки, характера взаимного расположения транспорта, потерпевшего, следов. Все предметы и следы, описываемые »протоколе,« привязывают »относительно осевой линии и краев дорожного полотна (бордюрного камня, столбов ограждения и т.п.).

Осмотр места  ДТП условно можно разделить  на: а) осмотр участка дороги, улицы, где остались следы происшествия, б) обзор прилегающей местности, в) осмотр трупа; г) осмотр транспорта.

Осмотр участка  со следами ДТП направлен на установление точного места пребывания, «привязывание» его к неподвижным ориентирам (здания, столбов, деревья), определение точных границ, фиксацию расположение транспортных средств, частей и обломков препятствий относительно осевой линии и обочин дороги, места расположение трупа, следов крови, масел, осыпи разбитого фарного стекла, почвы, следов колес транспорта на дороге, особенно при торможении.

При осмотре  дорожного полотна надо зафиксировать  его размеры, состояние покрытия, наличие дорожных знаков, разметок дороги, ограждений. В ходе осмотра  измеряют и фиксируют следы ходовой  части транспорта: ширину колеи, ширину беговой дорожки левых и правых колес, вид рисунка протекторе в и их ширину, ширину колеи, если возможно, базу колес транспортного средства. Особо надо установить длину тормозного пути от следов начала торможения до следа «юзу». Точная фиксация следов торможения требуется для установки дорожных ситуаций – опасных или аварийных [17] .

Точное значение длины тормозного пути лежит в  основе вычисления скорости движения в момент аварии, определения полного остановленного пути, а следовательно, технической возможности предотвратить вредные последствия. Для этого необходимо фиксировать точное расположение колес транспорта в месте окончания движения, то есть конца следа «юзу». Если следы правых и левых колес разные по длине, то измеряют длину каждого следа отдельно и «привязывают» его к дороге (бордюр, обочины, осевая линия). Особенности осмотра следов шин состоят в том, что: а) задние колеса уничтожают следы передних, поэтому следы всех четырех колес надо искать на поворотах при съездах на обочину, б) степень пригодности следов протектора покрышек зависит от состояния покрытия (асфальт, булыжник, грунтовая дорога). Поэтому лучше фиксировать следы на мягком грунте, после переезда участка грязи, лужи. На твердых покрытиях чаще всего остаются окрашенные следы (пылью, жидкостью) в) осматривая следует, можно определить направление движения).

Осмотр транспортного  средства проводится на месте происшествия или на эстакаде, что позволяет  зафиксировать состояние показаний приборов, положения рычага переключения скорости, ручного тормоза, положение рулевого колеса. При внешнем осмотре обращают внимание на выступающие детали, углы автомобиля, где могут быть микро следы предмета, с которым контактировал транспорт. С брызговиков снимают грунт, отдельно с правой и левой. Определяют точки контакта и подвергают их осмотра с помощью лупы с большим увеличением, участки изымают путем вырезания, если необходимо установить вид, качество предмета, с которым столкнулся автотранспорт. В ходе осмотра транспортного средства обязательно должно быть зафиксировано: а) состояние тормозной системы;

б) состояние  рулевого управления;

в) состояние  шин;

г) состояние  осветительных средств.

Осмотр трупа  производится на месте его обнаружения или в морге, если потерпевший был ранее доставлен в лечебное учреждение, где скончался. Фиксируются поза трупа относительно дороги и транспортного средства, место наезда, где наибольшее количество следов крови, осыпание стекла, грязи. Особенно звергаеться внимание на расположение и вид повреждений, нанесенных в момент наезда (непосредственный контакт) и последующие повреждения при падении, волочении трупа т.д. [18] .

Потом оглядывается одежду, на котором могут быть следы контакта с транспортом, дорожным покрытием и другими предметами (бордюрный камень, ограждения и т.п.). Если труп направляется в морг, то рекомендуется верхнюю одежду, брюки, свитер, пиджак снимать и упаковывать, а в кабинете следователя проводить осмотр с участием специалиста и с помощью технических средств [19] .

Течение осмотра  фиксируется измерительной съемкой  с глубинным масштабом, видеозаписью. Составляется схема-план места ДТП. Надо отличать план, состоящий следователем, от стандартной схем и ДТП, то составляется органом дознания ГАИ. Второе не исключает первое.

Допрос. Зависимости  от сложившейся ситуации допроса  может предшествовать осмотр при  задержании водителя, скрывшегося с  места происшествия. Когда водитель и транспорт находятся на месте, следователь параллельно с осмотром допрашивает водителя, освещают его на наличие алкоголя в крови, повреждений на одежде и теле. У водителя необходимо выяснить, с какой скоростью он двигался, по какой стороне, когда заметил препятствие (с какого расстояния), в каком состоянии она находилась (двигалась через дорогу, навстречу), меры безопасности он употреблял.

Информация о работе Расследование ДТП