Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:28, курсовая работа
Целью работы - является изучить структуру военной прокуратуры, задач, стоящих перед ней.
Объект исследования - военная прокуратура в Вооруженных силах Российской Федерации
Предмет исследования – являются нормативно правовые нормы регулирующие деятельность органов военной прокуратуры и взаимодействие этих органов с (военнослужащими).
Предмет исследования и его общая цель предопределили постановку ряда конкретных задач:
1. Изучить историю развития военной прокуратуры в России.
2. Определить структуру и задачи военной прокуратуры Российской Федерации.
3. Изучить взаимодействие военного прокурора с командованием и правоохранительными органами.
Введение
Органы прокуратуры составляют единую строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе взятых – Генеральному Прокурору Российской Федерации.
В систему прокуратуры входят военные прокуратуры, об организации и деятельности, которых пойдет речь в данной работе.
Актуальность данной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, военная прокуратура занимает особое место в системе органов прокуратуры. Специально ей в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» посвящен раздел VI «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры» (ст. 46-50). Такого значимого внимания законодатель не уделил другим специализированным органам (транспортным, природоохранительным, войсковым частям.
- во-вторых, особенностью органов военной прокуратуры, по нашему мнению, является то, что в отличие от других органов прокуратуры, функционируют не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом и за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска.
- в- третьих, система органов военной прокуратуры строится применительно к структуре Вооруженных сил Российской Федерации. Это и определяет специфику задач, основных направлений и принципов деятельности военной прокуратуры, порядок ее организации и функционирования, а также полномочия военных прокуроров1.
Целью работы - является изучить структуру военной прокуратуры, задач, стоящих перед ней.
Объект исследования - военная прокуратура в Вооруженных силах Российской Федерации
Предмет исследования – являются нормативно правовые нормы регулирующие деятельность органов военной прокуратуры и взаимодействие этих органов с (военнослужащими).
Предмет исследования и его общая цель предопределили постановку ряда конкретных задач:
1. Изучить историю развития военной прокуратуры в России.
2. Определить структуру и задачи военной прокуратуры Российской Федерации.
3. Изучить взаимодействие военного прокурора с командованием и правоохранительными органами.
Рождение органов Военной прокуратуры уходит своими корнями в начало XVIII века. 22 (12) января 1722 г. Пётр I учредил институт прокуратуры, как высший надзорный орган государства. В пункте 4 Указа2 повелевалось: «Быть при Сенaте генерал - прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору». В апреле , назначая на должность первого в России генерал-прокурора Сената генерал-аншефа, обер –шталмейстера графа Павла Ивановича Ягужинского 3, Пётр выразился так: «Сей чин яко око наше». Именно День работника прокуратуры Российской Федерации, утвержденный Президентом России, ежегодно отмечается 12 января4. Генерал-прокурор осуществлял надзор за деятельностью Сената. Ответственность генерал-прокурор не только перед царем лично, ему были подчинены обер-прокурор, прокуроры коллегий, секретарь канцелярии и все дело производство Сената, органы фискалата, а также учрежденные в последующем прокуроры надзорных судов и губернских учреждений. Эти органы наделялись двойным подчинением - генерал-губернатору и генерал-прокурору Сената. Задачи высшего надзорного органа позднее озвучил один из генерал-прокуроров, наш известный поэт Гаврила Романович Державин. «Надо, - говорил он, - идти только по стезе правды и законов».
Также с введением должности генерал-прокурора в том же пункте Указа утверждались должности прокуроров военной (воинской) и морской (адмиралтейской) коллегий, которые наделялись обязанностями «смотреть, чтобы дела отправлялись по указам и регламентам, наблюдать, за коллегией в судах и расправе поступала праведно, останавливать исполнение дел, несогласных с законом,
следить за исполнением своей должности фискалами».5 И поэтому этот день по праву считают днём военной прокуратуры.
Также следует упомянуть, что военная юстиция в России в соответствии с нуждами обороны Отечества и защиты его национальных интересов всегда служила «щитом» строгого воинского правопорядка, содействовала активному повышению боевой готовности и огромнейшей боеспособности армии. Но развернутую законодательную базу военной юстиции создал Пётр I, который выделил и определил правовой статус органов военного правосудия, порядок их деятельности, принципиальные профессиональные и бескомпромиссные требования к военным юристам.
В Русском государстве до Петра I в войсках судебная власть, как и вся административная власть, принадлежала военному руководству. С образованием Древнерусского государства армия состояла из дружин киевских князей, местных племенных князей и народного ополчения. Дружина обычно располагалась при князе, содержалась за его деньги, и вследствие этого он осуществлял в своей дружине все полномочия по оказанию юридических функций, как в военное время, так и в мирное. Командование народным ополчением осуществляли воеводы , сотенные и десятники, которые исполняли и осуществляли судебную и административную роль в отношении не только своих подчиненных, но и обычного населения, в рамках своих полномочий, предоставленных им князем.
В 17 веке в России стали создаваться новые полки, которые были на тот момент постоянным войском. Руководил войском царь, который на время военных походов сам командовал ими. Он создавал указы по всем волнующим вопросам войск. Главными органами центрального управления на тот момент в России были Приказы. Особое место занимал приказ тайных дел, в нём осуществлялся контроль за главными должностными лицами, руководил подавлением очагов восстаний и пресекал волнения. Опираясь на Соборное уложение 1649 г. Во время сборов и в военное положение суд над ратными людьми организовывали полковые командиры и по их назначению - судьи, а также стрелецкие и другие воинские начальники. В мирное время простой люд жил по поместьям и дворам и за свои преступления нес ответственность перед Приказами, воеводами, губными и старостами, то есть главными судебными органами, функции которых осуществляли местные органы .
В конце 17 начале 18 века Петром создаются, регулярная армия и его огромное достижение - флот. Их юридическим статусами являлись Воинский (1716 года) и Морской (1720 года.) уставы. В это время государственный аппарат основывается на европейский лад, суд отделяется, и в войсках появляются военные суды, которые создавались в определенных случаях, по жалобе, по доносу или по приказу военного начальства на тот момент они не были постоянными.
В 1711 году в России появляется новый орган государственного управления - Сенат. В сенате и в том числе и в войсках, создан «фискалат» - тайный надзор, которому было приказано «над всеми тайно подсматривать и проведывать про неправый суд», а также осуществлять казну. Одновременно в распоряжение регулярных полков появляются должности юристов-аудиторов, которые назначались советниками (правовыми консультантами) командиров-судей им помогали в осуществление правосудия в войсках. Назначенные военным командованием строевые офицеры ,председатели и члены военных судов не обладали юридической подготовкой, поэтому в уставе определялось: «того держать при войсках генерал, ибер и полковых аудиторов, от которых весьма требуется добрее искусство в правах... разуметь правду, быть добрым юристом»,6 что послужит началом «проведения юридического элемента в войска». В обязанности войсковых фискалов, согласно уставу, определялся надзор за злоупотреблениями и халатным поведением в службе и возбуждением обвинений в военных судах».7 Тайный надзор не принес желаемых от этой организации результатов, в связи с этим Пётр I ввел дежурство штаб-офицеров гвардии для надзора за сенаторами, но они не вникали в сущность рассматриваемых вопросов, а лишь следили за внешним порядком.
10 мая (30 апреля по старому стилю) 1716 г, в России законодательно создана военно-судебная система, которая вела свою деятельность в течение 150 лет и была полностью независима. По « изображению процессов или судебных тяжб» - приложению к воинскому уставу от 30 апреля 1716 г. – закреплены функции военного суда, его состав и порядок судопроизводства. Суд состоял из двух инстанций: полкового кригсрехта, которому были подсудны дела о преступлениях, и генерального. Который являлся второй инстанцией и первой инстанцией для особо важных дел (об оскорблении Величества и Государства, о высших офицерах . 22 (11) декабря 1717 г. Петр I издал указ «О штате коллегий и времени открытия оных». За три года надлежало преобразовать в новые организации бывшие приказы. 1718 году были созданы новые коллегии: чужестранных дел, воинская , юстиции, адмиралтейский ревизион , брег и мануфактур (промышленная) коллегии и другие.8
После кончины Петра I роль прокурорского надзора в обеспечении законности в России снизилось. Доцент Императорского Санкт-Петербургского Университета В.М Грабовский писал: «Преемники Петра вплоть до Екатерины Великой относились к его начинаниям в отношении высшего суда и надзора в делах по большей части безразлично, вследствие чего Екатерине пришлось все начинать снова».9
При Екатерине II прокуратура заслуженно возродилась, однако превратилась из петровского «ока государева» - из органа надзора в орган государственного управления. Реформа 1864 года окончательно закрепила окончание деятельности прокуратуры и как органа надзор и органа управления. По словам А. Градовского «генерал-прокурор сам собою превратился в министра юстиции и утратил, следовательно, своё прежнее значение».
Теперь основными и полагающими функциями прокуратуры, которая входила в состав судебного ведомства и подчинялась министру юстиции, согласно новой реформе, являлось уголовное преследование.
В дальнейшем на прокуратуру был возложен ряд различных административных функций. Теперь, прокурор, принимает участие по делам городского и земского самоуправления, а также гражданским делам, по фабрично-заводским, по воинской повинности, имеет право решающего голоса, надзорных функций и не имеет права принесения голоса и протеста. А.Ф.Кони оценивал положения судебной реформы 1864 года в части прокурорского надзора : «Должность эта составляет наследие петровских времен и одно из лучших украшений екатерининских учреждений имела огромное значение . Упрощение связанных с нею прав и обязанностей за ходом несудебных дел следует признать огромной ошибкой составителей этих судебных уставов. Изменение в деятельности прокурора, придает ему «обвинительную обособленность» быть может, выходит красивым с теоретической точки зрения, но противоречит условиям нашей административной жизни и идет в разрез с внутренними потребностями нашего губернского строя. В торопливом осуществлении страстного желания поскорее расчистить для новых насаждений место, поросшее бурьяном и полусгнившими деревьями, был срублен дуб, стоявший на страже леса».10 В октябре 1917 года прокуратура России действует в составе всего государства общей гражданской прокуратуры во главе с генерал-прокурором ( министр юстиции), которая включала в себя:
- прокуратуру правительственного сената;
- прокуратуру судебных палат во главе с прокурорами палат;
- прокуратуру окружных судов во главе с прокурорами окружных судов.
В Вооруженных Силах действует военная прокуратура, которой руководил Главный военный прокурор. Теперь он подчиняется не генерал-прокурору, а военному министру. В систему входят военные прокуроры при окружных судах, а также при судах фронтов, корпусов. Число чинов прокурорского надзора в Вооруженных Силах составляло на тот момент 84 человека. Из них 9 военных прокуроров округов и 75 помощников военных прокуроров.11 Помимо сухопутной действовала также военно-морская прокуратура, которую возглавлял Главный военно-морской прокурор, подчиненный морскому Министерству. Военно-морские прокуратуры служили при военно-морских судах, флотов, флотилий.12
Анализ содержания Устава Военно-судебного,13 Инструкции по военно-прокурорскому надзору военно-окружных судов,14 дореволюционной юридической литературы15 показывает, что основными функциями военно-прокурорского надзора являлись:
- надзор за производством дознания и предварительного следствия;
- поддержание обвинения по уголовным делам;
- опротестование приговоров военно-окружных и временных военных судов;
- проверка правильности решений полковых судов;
- надзор за законностью содержания лиц в местах заключения военного ведомства, местах пребывания военно-окружного суда, в местах открытия временных судов. Такое предназначение военной прокуратуры в России сохранялось до 1917 года.
После Великой Октябрьской революции Декретом о суде № 1, принятым СНК РСФСР 24 ноября 1917 года упростились «Доныне существовавший институт судебных следователей, прокурорского надзора». Этим законодательным актом утвердились новейшие на то время советские суды, а учреждений прокуратуры не предусматривалось. В Вооруженных Силах молодого Советского государства, военная прокуратура также не была утверждена. Надзорные функции за исполнением и соблюдением законов в Советском государстве в тот период выполняли: Всероссийские съезды Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, ВЦИК и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, Народный Комиссариат юстиции, Народный комиссариат государственного контроля, Рабочая инспекция. Осуществление контроля за исполнением законов организовывали местные Советы и их комитеты, а также судебные органы.
Законность Советского государства обеспечивалась Советом Рабочей и Крестьянской обороны, Народным Комиссариатом по военным делам, Народным Комиссариатом по морским делам, Революционным Военным Советом республики, органами военного управления фронтов, армий, дивизий, бригад, военными трибуналами и прочими органами по борьбе с преступлениями в Красной Армии.16 Важное место в ветви органов, обеспечивающих законность и порядок в красной армии, принадлежала Народному Комиссариату государственного контроля. Государственный контроль в красной армии получил свое окончательное завершение с созданием Рабоче-крестьянской инспекции в 1920 году.