Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:28, курсовая работа
Целью работы - является изучить структуру военной прокуратуры, задач, стоящих перед ней.
Объект исследования - военная прокуратура в Вооруженных силах Российской Федерации
Предмет исследования – являются нормативно правовые нормы регулирующие деятельность органов военной прокуратуры и взаимодействие этих органов с (военнослужащими).
Предмет исследования и его общая цель предопределили постановку ряда конкретных задач:
1. Изучить историю развития военной прокуратуры в России.
2. Определить структуру и задачи военной прокуратуры Российской Федерации.
3. Изучить взаимодействие военного прокурора с командованием и правоохранительными органами.
В советский период, несмотря на изменения функциональных правомочий, организационно-правовых форм деятельности, структурные реорганизации, Военная прокуратура, как единый военно-юридический механизм, функционировала в составе централизованной прокурорской системы СССР
Деятельность военной прокуратуры регламентируется ст. 129 Конституции Российской Федерации, Федеральным Законом Российской от 10.02.1999 N 31-ФЗ и нормами военного права, закрепляющего принципы и формы устройства Вооруженных Сил РФ, вопросы военного управления, жизнедеятельности войск, систему комплектования, прохождения военной службы, прав, обязанностей и ответственности военнослужащих и других участников воинских правоотношений.
Органы военной прокуратуры составляет трехзвенную систему, которую образуют (ст. 46 Федерального Закона «О прокуратуре»):
- Главная военная прокуратура;
- военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные организации, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;
- военные объединения, соединения, гарнизоны и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Главная военная прокуратура входит в состав генеральной прокуратуры Российской Федерации на правах структурного подразделения, возглавляемая военным прокурором. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. В главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначенных главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.17
Военные прокуратуры военных округов и другие военные прокуратуры, приравнены к прокуратурам субъектов Российской Федерации, возглавляют соответствующие военные прокуроры (прокурор военного округа, прокурор флота, имеющие первых заместителей, старших помощников и помощников. В этих военных прокуратурах образуются отделы и канцелярия.
Военные прокуратуры гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов, возглавляют соответствующие этой должности военные прокуроры, имеющие отдельных заместителей, старших помощников. В этих военных прокуратурах могут по решению Главного военного прокурора создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.
Прокуратуры войсковых частей, относящиеся к числу
специализированных прокуратур и предназначенные
для организации осуществления надзора
за исполнением законов в закрытых
административно-
Вопросы образования, реорганизации и ликвидации этих органов военной прокуратуры, определение их статуса, структуры и штата относятся к исключительной компетенции генерального прокурора Российской Федерации. Другие организационно-штатные вопросы решаются главным военным прокурором совместно с генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.18
Компетенцию органов военной прокуратуры определяет Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Деятельностью органов военной прокуратуры руководит генеральный прокурор Российской Федерации. Как непосредственно, так и опосредованно - через Главного военного прокурора, являющегося по должности его заместителем.
Главный военный прокурор возглавляет органы военной прокуратуры, в пределах своей компетенции руководит их деятельностью, издает приказы и инструкции, а также дает указания.
При этом организационно-штатные вопросы, отнесенные к компетенции Главного военного прокурора, решаются вместе с генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских организаций и органов .
Необходимо определить задачи военной прокуратуры, которыми являются укрепление и осуществление закона и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации и охрана от возможных посягательств:
- безопасности России, боеспособности и боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, воинской дисциплины и установленного порядка несения воинской службы;
- прав и свобод военнослужащих, военных строителей, призванных на сборы военнообязанных, членов их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил Российской Федерации и других граждан;
- прав и законных интересов воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил.19 Российской Федерации, других войск, воинских формирований
Военная прокуратура действует по основным направлениям:
- надзор за исполнением и соответствием законов издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военными комиссариатами ,предприятиями, организациями подразделениями Министерства обороны, Главного управления охраны, Федеральной пограничной службы, Службы внешней разведки, Федерального агентства правительственной связи и информации, Федеральной службы железнодорожных войск, главным управлением командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также воинскими организациями других министерств и ведомств, органами безопасности в войсках, военно-строительными подразделениями, центрами специализированной подготовки и подразделений специального назначения федеральной службы безопасности Российской Федерации (за исключением органов военного управления и воинских частей, поднадзорных прокурорам войсковых частей);
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющую оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в воинских частях, учреждениях, подразделениях Главного управления охраны, Службы внешней разведки, Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, Министерства обороны Российской Федерации, а в федеральной службе безопасности. Федеральной пограничной службе, Федеральном агентстве правительственной связи и информации Российской Федерации только по делам и материалам в отношении военнослужащих, военнообязанных, призванных на учебные и проверочные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и воинских формирований других министерств и ведомств связанные с преступлениями, совершенными при исполнении служебных обязанностей.
Тем самым, органы военной прокуратуры обладают собственной системой, обусловленной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации.Другим видом войск , в которых они осуществляют свои полномочия, а деятельность органов военной прокуратуры имеет особенности, отражающие принципы военного строительства, к каковым относятся принципы централизма, единоначалия, воинской дисциплины, организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, а также характерные способы боевого применения войск и сил флота.
Органы военной прокуратуры занимают очень значительное место в системе органов прокуратуры. Одной из наиболее важнейших обязанностей, возложенных на органы военной прокуратуры, является поддержание государственного обвинения в военных судах, и участие в своей компетенции в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, опротестование в кассационном и надзорном порядке незаконных и необоснованных приговоров военных судов, решений, определений и постановлений.
III. Взаимодействие военного прокурора с командованием и правоохранительными органами.
Взаимодействие - это непрерывный процесс и поэтому рассмотрение этого вопроса, как отдельно взятого явления противоречило бы его концепции. Основным показателем осуществления взаимодействия является обмен информационными источниками между различными органами - субъектами. Являясь одновременно формой взаимодействия.
Формы взаимодействия.
При определении различных понятий форм взаимодействий следует исходить из основополагающего, философского понимания формы, как связи и способа взаимодействия отдельных частиц и элементов предмета и явления. Такой подход позволяет рассмотреть более глубокие формы взаимодействия, как способ организации и осуществления взаимодействующими органами совместной деятельности по решению стоящих перед ними задач.
Из этого определения, формы взаимодействия можно подразделить на два вида: во-первых - это формы организации взаимодействия, а во-вторых – формы его осуществления.
Формы организации взаимодействия определяют, каким образом одна сторона побуждает другую сторону к выполнению тех или иных действий, которые необходимы для выгоды на данном этапе.
Формы осуществления взаимодействия на примере показывают, какими различными образами участники выполняют стоящие перед ними задачи. Примерами в рассматриваемом взаимодействии являются:
- оказание органом дознания большого содействия военной прокуратуре при производстве отдельных следственных действий, принятие нужных незамедлительных мер к устранению выявленных в ходе проверки нарушений .
Нужно учитывать , что деятельность военного прокурора можно разделить на две группы: процессуальную, регламентированную уголовно-процессуальным кодексом и надзорную, определяющим законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
Важные контакты с командирами и другими различными органами в пределах своей компетенции устанавливают и осуществляют все работники прокуратуры гарнизона. Осуществляет и направляет всю эту важную работу военный прокурор, который устанавливает основные, наиболее важнейшие вопросы. Он же опирается на статью девять « Положения о Военной прокуратуре» принимает участие в служебных совещаниях, организуемых соответствующим командованием, при обсуждении вопросов исполнения законов и воинских уставов, укрепления законности и воинской дисциплины, предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих. Важнейшей ролью прокурора считается принятия участие в разработке командованием мер по решению поставленных задач.
Взаимодействие и контакты военной прокуратуры гарнизона с другими органами могут организовываться:
- при участии в проведении мероприятий проверок состояния воинской дисциплины и правопорядка непосредственно в воинских частях.
- при выявлении преступных или других нарушений закона, совершенных военнослужащими.
- при проведении надзорных проверок.
- при расследовании отдельных уголовных дел.
- при организации предупредительных действий, выявлении и устранении различных причин и условий возникновений правонарушения;
- при проведении правовой пропаганды.
При организации открытых процессов в присутствии всего личного состава.
Важные связи и взаимодействие предполагают взаимный для двух источников обмен информацией о состоянии законности и дисциплины в частях и соединениях, согласование отдельных мероприятий по укреплению законности и правопорядка, обязательное совместное планирование и реализация намеченных мероприятий.
При общих мероприятий военные прокуроры и следователи ведут работу, исходя из задач, стоящей перед военной прокуратурой, в пределах своих компетенций и свойственными им методами, не вторгаясь в полномочия других органов. Военные прокуроры, следят за точным исполнением законов должны проявлять инициативу и активность в организации борьбы с преступлениями, правонарушениями, всегда учитывать, что укрепление закона и права - общее дело командования и органов военной юстиции, что улучшение этой работы, эффективность мероприятий самой прокуратуры в большинство случаях зависят от организованной и целенаправленной деятельности всех взаимодействующих в этой ветви органов.
В статье четыре и девять положения о военной прокуратуре утверждены важнейшие формы взаимодействия прокурорских работников и органов военного управления.
Одна из главных форм взаимодействия – важный обмен информацией о текущих преступлениях, происшествиях, о состоянии законности на данный момент , правопорядка и воинской дисциплины в данных воинских частях, и также о состоянии положения дел в территориальных правоохранительных органах.
Информация важна военному прокурору для оперативных и надлежащих реагирований на нарушения законности и правопорядка. Ведь военный прокурор обязан постоянно обладать свежей и объективной информацией. Точный источник такой информации является одной из главных задач военного прокурора при нужной организации своей работы.