Экологическая преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является общественные отношения, детерминирующие экологическую преступность как криминологическое явление.

Цель работы заключается в исследовании сущности и содержания экологической преступности как самостоятельного криминологического явления.

Содержание

Введение…………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ:

1.1 Понятие и признаки экологической преступности ………………….5

1.2 Показатели экологической преступности ………………………….11

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

2.1 Причины и условия экологической преступности …………………14

2.2 Личность экологического преступника ……………….....................20

3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.....................................................................................26

Заключение……………………………………………………………...... 33

Список используемой литературы……………………………………...... 35

Работа состоит из  1 файл

научная тюленева н.а..doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)
y">Криминалистическая характеристика личности совершающей экологические преступления  включает в себя такие социально демографические признаки как пол, возраст  образование род общественной деятельности семейное положение уголовно правовые признаки  характер и тяжесть совершенного экологического преступления повторность соучастие взгляды интересы ценностные ориентации психологические компоненты личности самосознание личности направленность характер и стиль поведения, морально – волевые качества.

Изучение социального статуса показало, что от 70 до 75% лиц совершаемых экологические преступления это рабочие, от 13,5 до 14,7-сельские жители, от 3,9 до 5.4 %-служащие, от 2,2 до 3,5 % пенсионеры и от 2.3 до 2,7 % - лица не работающие и не учащиеся на момент совершения преступления. Высшее образование имели 6,0% среднее и средне-специальное 30,0% неполное среднее 54,5% и начальное 9,5%.

По социальному статусу так же можно выделить следующие категории лиц, со­вершающих экологические преступления:

1) частные лица (российские граждане и иностранцы):.

- эпизодически совершающие экологические преступления;

- совершающие преступления в виде промысла группой и в одиночку;

- объединенные в организованные криминальные группы и сообщества;

2) руководители предприятий и предприниматели:

- руководители объектов энергетики, производственных, транспортных, сельскохозяйственных и добывающих предприятий;

- отечественные и иностранные предприниматели, специализирующиеся на вывозе ценных природных ресурсов или ввозе токсичных отходов;

3) государственные должностные лица:

- руководители государственных ведомств и служб, ведающих вывозом природных ресурсов;

- руководители государственных ведомств и служб, организующих ути­лизацию, хранение, а также ввоз из-за рубежа в тех же целях радиоактивных и высокотоксичных веществ;

- воинские должностные лица.[13]

Хотелось бы выделить из этой классификации должностные экологические преступления. Они отличаются, как правило, высокой общественной опасностью, нередко причиняют огромный, подчас трудно восполнимый экологический вред.

Связано это главным образом с тем, что противоречия, являющиеся причинами упомянутой группы должностных преступлений (между экономикой и экологией; между характером труда и экономическими, а подчас и политическими интересами отдельных ведомств, регионов, групп населения; между необходимыми и реально примененными методами управления, а также использованием технических ресурсов, технологий и т. п.), лежат в основе выполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Именно в этой сфере осуществляются функции планирования, распределения, оперативного управления, создания организационных структур, контроля, технико-технологического и ресурсного обеспечения взаимодействия общества с окружающей средой.

Таким образом, число должностных лиц, которые могут принимать экологически важные решения, весьма значительно, причем в этих условиях повышается роль должностных лиц среднего звена, что снижает возможности социального контроля за своевременной нейтрализацией противоправной экологической деятельности. И на фоне, например, неправомерных решений о судьбах Байкала, Арала, Севана, Ладоги, северных рек, контроль за осуществлением которых находится в зоне внимания общественности, что имеет конкретное позитивное, антикриминогенное воздействие, ежегодно принимаются сотни решений, не поддающихся практически никакому контролю.

Негативное воздействие на противоправное экологическое поведение должностных лиц оказывает: ориентация на мнимое удешевление добычи полезных ископаемых и сырьевых ресурсов за счет отказа от своевременных природоохранных мероприятий; игнорирование побочных вредных последствий экологически значимой деятельности; неоправданное упрощение или убыстрение производственного планирования неглубокой переработки и неполного использования природных ресурсов и др. [14]

Для личности должностных правонарушителей, характерен вешний, довольно устойчивый ореол законопослушных членов общества, который во многих отношениях не вызывает негативной реакции, чем затрудняется, как правило, своевременное предупреждение этих преступлений.

              По характеру мотивации выделяют следующие типы экологических пре­ступников:

-   совершающие экологические преступления по корыстным мотивам;

-   совершающие экологические преступления в политических целях;

-  совершающие экологические преступления в военных целях;

-         совершающие экологические преступления по неосторожности.

              Как правило наибольшее число экологических преступлений совершается по корыст­ным мотивам и по неосторожности.[15]

              Для лиц, совершающих правонарушения умышленно, характерны: эгоизм; пренебрежительное отношение к общественным интересам, игнорирование экологического законодательства; неудовлетворительная профессиональная подготовка; неоправданная жестокость, самодурство и др. Указанные свойства личности нередко имеют в конечном счете корыстную ориентацию (в прошлом - план любой ценой; ныне - прибыль, а как результат - незаслуженные награды, премии, продвижение по службе и т. п.).[16] Для лиц, совершающих экологические преступления по неосторожности, характерны беспечность, безответственность, а порой и откровенное разгильдяйство.

              Должностные экологические преступления по неосторожности совершаются лицами, которым свойственны легкомыслие, пренебрежете законами, регламентирующими охрану окружающей среды некомпетентность и слабая профессиональная подготовленность, социальная пассивность, чувство вседозволенности и бесконтрольности и др.

              Нравственно-психологические характеристики лиц, совершающих экологические преступления, имеют весьма широкий диапазон. В одних случаях это злостные преступники с ярко выраженной корыстно-потребительской ориентацией и устойчивыми привычками социального паразитизма. В других - типичные ситуативные преступники, имеющие незначительные нравственные дефекты, уступающие давлению неблагоприятных жизненных обстоятельств, например, вынужденные заниматься браконьерством вследствие материальных затруднений, связанных с невыплатой зарплаты.

Большое количество  зарегистрированных экологических преступлений совершаются группами лиц. Применительно к "захватническим" посягательствам на природную среду это вполне естественно — занятие браконьерством, особенно поставленным на промышленную основу, требует кооперации, разделения внутри нее труда. Появились хорошо организованные криминальные формирования лиц, совершающих такие преступления. Они оснащены быстроходным транспортом, новейшей техникой, средствами связи и оповещения, нередко вооружены, имеют коррумпированные связи. Их преступная деятельность носит масштабный характер, связана с нанесением колоссального вреда природе.

Весьма незначительная часть браконьеров ориентируется на случайных покупателей, а доля правонарушителей, занимающихся незаконным промыслом для удовлетворения собственных потребностей (семьи, родственников, знакомых), составляет вообще мизерную часть.

Потребительское, а порой и откровенно варварское отношение к природе сложилось и в тех регионах, где ее богатства являются не единственным или основным источником существования, а лишь подспорьем для семейного бюджета либо предметом чисто спортивной охоты, рыболовства и т.п. В этой связи можно отметить такую характерную особенность личности тех, кто совершает экологические преступления и другие правонарушения, как их своеобразную специализацию на данном типе противоправного поведения: эти люди никогда не обманут других, не украдут чужое имущество, никого не ограбят и т.д. (в этом отношении они вполне законопослушны), но они всегда готовы поживиться за счет природы и способны на серьезные преступления, причиняющие ей большой вред.

Анализируя ситуативно-личностные факторы экологической преступности следует отметить, что здесь взаимодействуют: обстановка мнимой свободы, раскрепощенности, вседозволенности; отсутствие сдерживающих начал; благоприятная ситуация для удовлетворения спонтанных желаний, связанных с противоправной экологической деятельностью, а также бескультурье, эгоизм, правовой и экологический нигилизм, циничное отношение к общественным ценностям, морали, крайне низкий уровень применяемости норм ответственности за подобные преступные деяния и т. п.[17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Человек - дитя природы. Гармония с ней - главное условие жизни.

На одном из этапов исторического развития люди сделали трагическую ошибку: природу-мать они решили сделать служанкой, храм - превратить в мастерскую.

Принцип взаимоотношений цивилизованного человека с природой: не гармония, а господство. В этом главный порок нашей культуры.[18]

Для предупреждения экологических преступлений решающее значение имеет ограничение сфер и силы действия, а по возможности — и устранение порождающих их экономических противоречий и диспропорций. Именно на базе хорошо просчитанных, научно обоснованных, ресурсообеспеченных мер экономического характера можно восстановить равновесие в системе "человек (общество) - природа", уберечь окружающую среду от масштабных противоправных посягательств на нее, сохранить ее для будущих поколений. Особенно это касается добывающих, металлургических, энергетических и других отраслей промышленности, интенсивно воздействующих на природную среду, а также кладовой природы в виде лесных, рыбных и других богатств.

В целях недопущения вредоносного воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания, предупреждения экологических преступлений необходимо обеспечить обязательную экологическую экспертизу всех крупных действующих и проектируемых хозяйственных объектов.

С учетом того, что на экологической ситуации сказываются результаты деятельности множества хозяйствующих субъектов, различных отраслей промышленности и аграрного сектора экономики, самых разнообразных властно-управленческих структур, актуальной задачей является обеспечение надлежащей скоординированности их усилий по охране окружающей среды. В той мере, в какой это касается предупреждения экологических преступлений, более заметной должна быть координирующая роль прокуратуры, тем более что в ее составе функционируют специализированные природоохранные органы.

В предупреждении экологических правонарушений хорошо зарекомендовали себя общественные объединения, международные неправительственные организации экологического профиля, известное во всем мире движение "зеленых". Государство должно всячески поощрять осуществляемую в законных формах общественную активность по охране природных богатств, защите окружающей среды, строго взыскивать с тех должностных лиц, которые, исходя из сиюминутных узковедомственных интересов нередко препятствуют деятельности негосударственных объединений и организаций экологической направленности.

Говорить всерьез о неотвратимости наказания за все экологические преступления пока не приходится. Однако обеспечение более полного использования превентивных возможностей соответствующих уголовно-правовых запретов является одной из важных задач правоохранительных органов.

Дополнительные возможности для усиления работы по предупреждению экологических преступлений и правонарушений появляются в результате создания в некоторых регионах экологической милиции.

В предупреждение экологических преступлений вносят свой вклад многочисленные государственные природоохранные органы, в том числе различные инспекции, контрольно-надзорные службы по охране лесов, вод, земельных угодий, рыбных запасов, охотничьих ресурсов. Их профилактическая деятельность была бы более результативной при условии улучшения ее финансирования, должного материально-технического, кадрового и иного ресурсного обеспечения, усиления социальной и правовой защиты сотрудников.

Большое значение для предупреждения экологических преступлений имеет дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства.

Задачей общегосударственной важности является создание в стране отлаженной, эффективной системы экологического просвещения и воспитания, функционирование которой должно способствовать формированию у населения бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе. Здесь не меньше, чем в экономике, все люди, тем более должностные лица, государственные и муниципальные служащие должны стать рачительными хозяевами, живущими

Осуществление общих мер предупреждения экологической преступности напрямую связано с результатами действия социальных процессов в сфере взаимодействия общества и природы. Именно на макроуровне формируется долгосрочное антикриминогенное воздействие, способное формировать правомерное экологическое сознание и поведение, законность и правопорядок в экологических общественных отношениях. Огромное значение для оптимизации указанных процессов, например, может иметь решение важнейшей социальной проблемы законного сосуществования всех форм собственности на экологически значимые компоненты природы (землю, воды, природные ресурсы и др.).

Субъектами антикриминогенных процессов всех уровней являются: государство, ведомства, предприятия, общественные организации, общественные формирования, отдельные граждане.

Ведущее значение в общем предупреждении криминологической преступности имеют меры социально-экономического характера, связанные, в частности, с совершенствованием промышленного производства и прежде всего горнодобывающих, металлургических, энергетических и иных отраслей производства, интенсивно воздействующих на окружающую среду, совершенствованием сельскохозяйственного производства, развитием оптимальных технологий, направленных на бережливое отношение к земле, породному составу сельскохозяйственных животных, сохранению среды обитания диких животных и др., интенсивным развитием и эксплуатацией современных видов транспорта на основе ресурсосбережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воды и иные биологические и физические параметры.

Информация о работе Экологическая преступность