Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:56, реферат
Юридическая ответственность -- это мера государственного принуждения к правонарушителю. Юридическая ответственность - эго применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Этой позиции придерживаются С.С. Алексеев, Р.В, Енгибарян, Ю.К. Краснов, О.Э. Лейст, Л.И, Спиридонов и др. Какой бы вид юридической ответственности мы ни рассматривали, пишет Л.И. Спиридонов, прежде всего она выступает в виде государственного принуждения к выполнению требований правовых норм.
Главным в государственно-правовом принуждении является требование законности, согласно которому любое ограничение прав и свобод граждан допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Причем большое значение имеет не только законность, но и обоснованность, оправданность, целесообразность принуждения.
Признаки правового принуждения. Принуждение в праве выступает как правовое принуждение и в этом качестве обладает рядом специфических черт:
3) это принуждение к осуществлению юридических норм (т. е. оно имеет особую цель);
4) это принуждение, которое осуществляется на правовых (законных) основаниях;
5) это принуждение осуществляется в процедурных формах (т. е. регламентировано правом).
Принуждение в праве - государственное принуждение. Под ним понимается внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства и направленное на безусловное утверждение государственной воли.
Принуждение в праве - разновидность государственного принуждения, ибо государственное принуждение может быть не только правовым, но и выражаться в прямых, фактических актах принуждения, т. е. своего рода актах государственного насилия. Правовое принуждение отличает особая цель - оно всегда есть принуждение к осуществлению юридических норм, предписаний права,
Правовые основания. Правовое принуждение - это такое принуждение к осуществлению норм права, которое производится на законных основаниях, т. е. на правовых основаниях. Ведь к выполнению юридических предписаний можно принуждать незаконно. Например, возлагать юридическую ответственность без достаточных на то оснований.
Процессуальная оформленность принуждения. Правовому принуждению свойственны определенные процедурные формы, в которых оно должно осуществляться, т. е. сам процесс осуществления правового принуждения должен быть регламентирован правом. Это процедурные формы для разных случаев могут быть различными по степени сложности и развитости, но они должны быть. Так, в системе права существуют целые правовые отрасли, которые имеют лишь одно назначение - установить порядок, процедуру реализации правовых санкций. Это отрасли процессуального права - гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.
Принципы, государственного принуждения. Государственному принуждению присущи следующие принципы:
4)гуманизм;
5)индивидуализация, соразмерность и однократность наказаний;
6)право частных лиц на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или должностных лиц.
Государственная монополия на принуждение. Государство в законодательном порядке запрещает месть, самосуд, самоуправную реализацию и защиту частными лицами своих прав, свобод, интересов. Исключение составляет правовой институт необходимой обороны, когда государство делегирует гражданам властные полномочия по защите своей жизни, здоровья, имущества, нематериальных благ.
Равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равный правовой статус субъектов права и запрет дискриминации. Меры принуждения применяются к человеку независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Презумпция невиновности. Лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не обязан доказывать свою невиновность, свидетельствовать против себя и своих близких.
Гуманизм. Он выражается в запрете жестокого обращения, пыток, телесных наказаний, моратории на смертную казнь или полной ее отмене, минимизации вреда, причиняемого лицу принудительными мерами. Правоохранительные органы не должны обращаться с человеком, унижая его достоинство как личности. Частным лицам предоставляется право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или должностных лиц.
Индивидуализация, соразмерность и однократность наказаний. Меры принуждения должны применяться с учетом личности виновного, его семейного положения, формы вины, смягчающих обстоятельств, причин и условий, способствующих совершению правонарушения. Размер санкции должен соответствовать причиненному вреду, т. е. наказание должно быть соразмерно содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда.
Виды государственно-правового принуждения. Меры принуждения, показывающие, в какой форме осуществляется принудительное воздействие, можно сгруппировать в следующие виды:
Меры защиты. Меры защиты (восстановительные меры) - разновидность мер государственного принуждения, применяемых для восстановления нормального состояния правоотношений путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей. Меры восстановления применяются с целью восстановления нарушенного состоянии, устранения (возмещения) причиненного вреда. Сущность восстановительных мер - компенсация причиненного вреда. Они, как правило, применяются одновременно и параллельно с мерой ответственности.
Если юридическая ответственность связана с возложением новой дополнительной юридической обязанности (например лишение свободы), то меры защиты - с выполнением «старой» обязанности, той, которую должен исполнить субъект. Цель мер зашиты -- не кара, а лишь восстановление нарушенного права без привлечения нарушителя к ответственности (например принудительное взыскание алиментов на содержание детей).
Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но не исполнило. Дополнительных лишений (помимо исполнения обязанности) в этом случае для лица не наступает. Например, гражданин не исполняет возложенной на него конституцией и брачно-семейным законодательством обязанности по содержанию и воспитанию детей. С него в принудительном порядке могут быть взысканы алименты, но это не ответственность, а меры защиты. Ответственность наступает лишь в случае злостного уклонения от уплаты алиментов.
К мерам защиты относят: возложение обязанности возместить причиненный ущерб; взыскание недоимок и пени с налогоплательщика; снос самостоятельно возведенных строений; административное выселение из самовольно занятых жилых помещений; взыскание алиментов; признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное помещение; восстановление на работе незаконно уволенных работников; отмену незаконных правовых актов - нормативно-правовых или индивидуально-правовых и др. Типичный пример правовосстановительных мер - возложение на средство массовой информации обязанности опровержения сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан или организации.
Меры пресечения. Меры пресечения - это разновидность мер государственного принуждения, применяемых для прекращения противоправных действий или для предотвращения их вредных последствий. Меры пресечения, в отличие от мер предупреждения, применяются только при наличии правонарушения. Меры пресечения применяются с целью задержания нарушителя, обеспечения привлечения его к юридической ответственности.
Мерами пресечения являются: ограничение и запрещение движения транспорта и пешеходов; оцепление (блокирование) территории; физическое воздействие; применение специальных средств (резиновые палки, наручники, водометы, служебные собаки, слезоточивый газ, электрошоковые средства и т. д.); применение оружия; доставление, задержание, привод; медицинское освидетельствование и принудительное лечение; личный досмотр и досмотр вещей и документов; отстранение от работы, от управления транспортным средством; задержание транспортного средства; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; арест имущества и др.
Меры предупредительного воздействия. Меры предупредительного воздействия (безопасности) применяются в целях профилактики, предотвращения, превенции правонарушений, иных вредных, угрожающих общественным и частным ценностям действий и событий, меры, используемые с целью обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, крупных промышленных авариях. В данном случае речь идет о системе государственного контроля в различных сферах управления.
К предупредительным мерам относятся:
любые контрольные мероприятия, проверки,
ревизии, инвентаризации; проверка документов,
удостоверяющих личность; остановка транспортных
средств и проверка документов на право
пользования и управления ими, а также
документов на транспортное средство
и перевозимый груз; досмотр ручной клади
и багажа пассажиров гражданских воздушных
судов; карантин; пропускной режим на особо
охраняемых территориях, в закрытых административно-
Главная особенность мер безопасности состоит в том, что угроза общественным ценностям в данный момент отсутствует, она допускается лишь как потенциальная возможность. Государство здесь действует в состоянии крайней необходимости, ограничивая отдельные права и свободы человека, чтобы защитить более важные ценности.
Реквизиция. Специфическая мера государственного принуждения - реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).
Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ). Они не несут элементов кары. Такой спецификой обладают меры медицинского характера - принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар - ст. 99 УК РФ).
Виды юридической ответственности
Классификация юридической ответственности, т. е. деление ее на те или иные виды, в литературе проводится по различным основаниям, общепризнанным из которых является классификация в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, закрепляющих юридическую ответственность. В зависимости от этого критерия в юриспруденции принято различать: гражданскую, административную, уголовную, материальную и дисциплинарную ответственность.
Однако отраслевой критерий деления видов юридической ответственности не безупречен. Можно заметить, что в основе данной классификации ответственности лежит не отраслевой признак. Объясняется это тем, что деление отраслей в системе права происходит по характеру регулятивных норм, а ответственность непосредственно связана с охранительными нормами, которые имеет другую природу и действуют по своим закономерностям. В частности, допускают универсальный характер санкций.
Отраслевая принадлежность уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности предельна ясна. А вот выделение материальной и дисциплинарной - сложнее. Обычно имеется в виду, что речь идет о трудовом праве. Но ведь дисциплинарная ответственность есть и в административном праве (для военнослужащих, студентов и др.), а в трудовом существуют санкции, не относящиеся ни к дисциплинарной, ни к материальной ответственности (например депремирование, перенос отпуска). Для более точного деления в данном случае было бы целесообразнее говорить об ответственности по нормам государственного, административно, уголовного, гражданского, трудового (и т. д.) права.
Выделение отраслевой ответственности вызывает возражение по следующим основаниям:
К тому же, отраслевой критерий умалчивает о государственно-правовой ответственности или конституционной, фундаментальной, базовой, в основе которой лежит фундаментальная, базовая отрасль системы позитивного права.
Чтобы снять противоречивость отраслевого критерия деления видов юридической ответственности, предлагается заменить его критерием вида совершенного правонарушения. В законодательстве и в юридической литературе нередко можно встретить суждения о нарушениях налогового, таможенного, экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях (налоговые, таможенные, экологические и др.) как основания соответствующих видов ответственности - налоговой, таможенно-правовой, экологической и др.
Однако в подобных случаях допускаются существенные неточности. Когда речь идет о нарушении того или иного законодательства, то имеется в виду нарушение его только определенных норм либо регулирующих, отношений в какой-либо специфической сфере (например в сфере таможенного дела). Понятие «нарушение» употребляется как родовое, охватывающее правонарушение, являющееся основанием различных видов юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной. Следовательно, по своей юридической природе нарушения законодательства могут быть соответственно преступными, административными и др.
Информация о работе Юридическая ответственность: проблемные вопросы