Юридическая ответственность: проблемные вопросы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:56, реферат

Описание

Юридическая ответственность -- это мера государственного принуждения к правонарушителю. Юридическая ответственность - эго применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Этой позиции придерживаются С.С. Алексеев, Р.В, Енгибарян, Ю.К. Краснов, О.Э. Лейст, Л.И, Спиридонов и др. Какой бы вид юридической ответственности мы ни рассматривали, пишет Л.И. Спиридонов, прежде всего она выступает в виде государственного принуждения к выполнению требований правовых норм.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 336.82 Кб (Скачать документ)

А это означает, что с юридической точки зрения некорректно выделять, например, таможенно-правовую ответственность, а следует говорить об ответственности в сфере таможенного дела, которая, исходя из предмета правового регулирования, может быть либо уголовной, либо административной. Таким образом, критерии вида правонарушений не разрешают проблему классификации юридической ответственности.

Конституционная ответственность. Конституционная ответственность является весьма дискуссионной в юридической литературе. Отдельные авторы считают, что поскольку конституционные нормы являются учредительными, организационными, политическими, нормами-принципами и т. п. и практически не содержат санкций, то соответственно не могут предусматривать и юридическую ответственность.

Другая группа ученых полагает, что такой вид ответственности существует. Пришло время, пишет Ю.А. Тихомиров, выделить конституционную ответственность ввиду возрастающего значения конституционных положений и цены ошибок за их нарушение.

Некоторые из авторов ставят ее на первое место. «Первым видом юридической ответственности, -- утверждают Ю.А. Дмитриев и Ф.Ш. Измайлова, - целиком и полностью зависящим от цели, которую преследует санкция нормы, устанавливающей ответственность, является конституционная ответственность. Это ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти.

К сожалению, институт конституционной ответственности слабо разработан в юридической литературе, и лишь теперь к нему привлечено внимание исследователей. Скупая регламентация оснований и видов такой ответственности затрудняет практическое использование этого института. К тому же отсутствие традиций и неразвитость конституционного правосознания сдерживают и даже ограничивают использование мер конституционной ответственности.

У конституционной ответственности как самостоятельного вида следующие особенности:

  • ярко выраженный политический характер,
  • относительно узкий круг органов и лиц (субъектов), на которых она распространяется;

-она является ключевым институтом публичного права;

-имеет специфические санкции, наступает и при отсутствии правонарушения (за неэффективное решение, задержку принятия решения и т, п.);

- ее наступление направлено, прежде всего, на защиту конституции.

Политический характер. Особенностью конституционной ответственности является ее приближенность к политической ответственности, т. к. нередко ее наступление связывается с неверной работой, неверным курсом политики или иными негативными действиями субъектов конституционного права (государственных и общественных органов). Это ответственность властных структур перед обществом за реализацию переданных народом полномочий и др. Конституционная ответственность часто имеет политический характер и по основаниям применения, и по кругу субъектов, к которым она применяется, -- многие из них относятся к числу политических деятелей. Суть конституционной ответственности - лишение тех или иных лиц их государственно-властных полномочий, смещение с ответственных постов.

Круг субъектов. В литературе высказана точка зрения о том, что круг субъектов конституционной ответственности достаточно ограничен, а именно: те структуры и те люди, которые принимают наиболее важные государственные решения. Анализ Конституции РФ позволяет назвать следующие субъекты конституционной ответственности: государство, органы местного самоуправления, общественные объединения, должностные лица -- депутаты, физические лица,

Санкции. Санкции конституционной ответственности отличаются своеобразием, т. к. их основное назначение - зашита Конституции РФ. Среди мер конституционной ответственности обычно называют: отрешение от должности президента РФ (ст. 93 Конституции РФ); отставку правительства или отдельных его членов (ст. 117 Конституции РФ); досрочное прекращение полномочий государственных органов или должностных лиц (отзыв депутата, роспуск Государственной Думы и др,); роспуск общественных объединений (только по решению суда); признание неконституционными актов или их отдельных частей (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ); приостановление действия актов органов исполнительной власти (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

По общему правилу, нормы конституционной ответственности не имеют собственных санкций, а отсылают к другим отраслям права, которые конкретизируют ее положение и четко закрепляют вид и меру ответственности. При этом в отдельных случаях конституционная ответственность может наступить независимо от реализации другого отраслевого вида ответственности. Так, нарушение порядка подсчетов голосов выборов влечет за собой недействительность результатов независимо от того, были ли привлечены виновные к уголовной ответственности или нет.

Нельзя упускать из виду то, что нормы любой отрасли права, определяющие виды и меры ответственности, неразрывно связаны с положениями Конституции РФ. И соответственно правонарушитель привлекается к ответственности не только за противоправное действие, запрещенное отраслевыми нормами, но и за нарушение норм Конституции РФ в частности, конституционной обязанности соблюдать законы государства.

Конституционная (конститутивная) ответственность связана с возможностью применения юридической санкции, но это не главное. Ее правовое содержание - обязанность отчитаться перед соответствующим органом. Это ответственность депутатов, Генерального прокурора, судей, народных заседателей перед избравшими их органами или избирателями и т. д.

Источниками конституционной ответственности признаются не только Конституция РФ, основные законы, но и обычные федеральные законы. При этом диапазон санкций (правовых последствий) необычайно широк. Это отмена или приостановление деятельности актов государственных органов или отдельных положений, досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц, общественных объединений и др.

В конституционной ответственности выделяют два ее вида: восстановительную (защитную) и карательную (репрессивную). При этом восстановительная функция конституционной ответственности доминирует над карательной и отличается по преимуществу безвинным характером наступления.

Конечно, термин «конституционная ответственность», как и всякий другой, имеет в какой-то мере условное значение и может создать иллюзию, будто речь идет о всякой ответственности за нарушение Конституции или вообще любых норм конституционного права либо о всякой ответственности, упомянутой в Конституции, а это не так. Известно, что нормы конституций и других источников конституционного права регулируют весьма обширные по масштабам общественные отношения и многие из них обеспечены санкциями норм других отраслей права. Нарушение конституционных положений может влечь и уголовную, и дисциплинарную, и гражданско-правовую ответственность в зависимости от характера правонарушения, статуса его субъекта и процедуры применения. Иначе говоря, конституционная ответственность может наступать за нарушения конституции, но не всякая ответственность за ее нарушение является конституционной ответственностью.

Институт конституционной ответственности отличается слабой разработанностью. В частности, можно констатировать отсутствие четких процессуальных механизмов ее реализации. Возможно, проблема в том, что нет четких юридических оснований для привлечения к конституционной ответственности, а также - в ее политическом характере.

Статутная ответственность. В настоящее время некоторые ученые говорят о необходимости более широкого взгляда на виды и содержание ответственности. Речь идет о наличие так называемой статутной ответственности, когда речь идет о государственно-правовом установлении правового положения личности в обществе.

Статутная ответственность - это объективно обусловленная законом и охраняемая государством необходимость (обязанность) осознанного и добровольного выполнения правовых предписаний участниками правоотношений (Е.В. Черных).

Отличительными признаками статутной ответственности являются:

  • длящийся ее характер,
  • обусловленность правовым положением личности в обществе,
  • реализация до факта правонарушения.

Длящийся характер. Статутная ответственность означает наличие у граждан, органов и организаций длящейся, постоянной ответственности, предполагаемой их правовым статусом, т. е. ответственности не только за прошлое, будущее, но и настоящее (например, за воспитание детей, поддержание техники, изделий в безопасном состоянии и т. п.).

Правовое положение. Предпосылкой ее несения является государственно-правовое определение положения личности в обществе, ее правовой статус. Она основана на предписаниях норм права, изначально возложена на соответствующих субъектов.

Реализация ответственности. Государственно-правовое оформление статутной ответственности и ее реализация имеют место до факта правонарушения. Она представляет собой правовое состояние субъектов права, предполагающее необходимость активных действий или воздержание от них. Это ответственность, вытекающая из закона, из гражданства, из факта определенного правового положения - должностного, профессионального, семейного и т. п.

Статутная ответственность - не кара, не наказание, а именно ответственность, в совокупности вбирающая в себя элементы долга, обязанности, необходимости и правового требования. Она предопределена законодательно. Вот почему весьма важно выделять этот вид ответственности в механизме правового воздействия.

Назвать чту ответственность только моральной нельзя, т. к. она четко предусмотрена правовыми актами, функциональными обязанностями, как правило регламентированными в различных договорах, приказах, инструкциях, положениях, нормативных актах.

Статутная ответственность имеет фундаментальное значение и существенно влияет на результативность негативной и позитивной, юридической ответственности. Она выполняет конструктивно-регулятивную функцию, является образцом (конструкцией, моделью) действительно ответственного и должного поведения, изложенного в нормах права, на что ориентирует субъектом права, и поэтому является базовой. Не случайно все больше ученых считают се одним из элементов правового статуса.

Другие классификации. В юридической литературе называются и другие виды юридической ответственности.

Исходя из деления системы права на публичное и частичное различают ответственность:

  1. публично-правовую и
  2. частноправовую (Р. Л. Иванов).

Особенности публично-правовой ответственности состоят в том, что:

  • она реализуется от имени всего общества;
  • заложена в публичном праве, регулирующем отношения власти и 
    подчинения;
  • ее меры нередко распространяются на саму личность виновного;
  • меры воздействия не могут регулироваться договором;
  • имеет строгую процессуальную форму.

В публично-правовой ответственности в отличие от гражданско-правовой существует неравенство сторон, действуют отношения власти и подчинения между государственным органом, налагающим взыскание, и субъектом ответственности, и именно поэтому презумпция невиновности носит характер особой конституционной и общеправовой гарантии от произвола обвиняющей власти, гарантии соблюдения прав и свобод.

Особенности частноправовой ответственности проявляются в том, что:

- она заложена в нормах частного права;

  • ее реализация осуществляется от имени частных лиц;
  • меры воздействия распространяются, прежде всего, на имущество правонарушителя;
  • санкции, меры воздействия могут устанавливаться сторонами самостоятельно в договоре;
  • процессуальные гарантии при рассмотрении вопроса об ответственности не требуются (стороны в состоянии решить этот вопрос в договоре).

Некоторые авторы отрицают выделение этих видов юридической ответственности. По мнению Л.Л. Морозовой, юридическая ответственность всегда носит публичный, а не частный характер, т. к. именно государство призвано охранять существующий порядок в обществе и привлекать правонарушителей к ответственности. В отраслях частного права, например в гражданском, правонарушителю предоставляется возможность добровольно возместить причиненный ущерб, и лишь в случае отказа добровольно выполнить свою обязанность ответственность реализуется через суд. В сфере публичного права (уголовное, административное) на первый план в реализации юридической ответственности выдвигается государственное принуждение.

Ю.А. Дмитриев классифицирует виды юридической ответственности в зависимости от целей, которые преследует то или иное наказание, установленное санкцией нарушенной юридической нормы. По этому критерию он выделяет ответственность:

  1. конституционную (политическое порицание правонарушителя, прекращение политической карьеры и т. п.);
  2. правовосстановительную и карательную.

В зависимости от субъекта, применяющего меры воздействия (государство, его органы и учреждения; хозяйственные субъекты; общественные организации), можно выделять:

  • государственно-правовую,
  • хозяйственно-правовую и

     - общественно-правовую ответственность. 
    Представляется  целесообразным  различать  ответственность  в объективном и субъективном смыслах. Первая представляет собой закрепленную в законодательстве или нормах общественных организаций систему мер, применяющихся к нарушителю, и соответствующих процедур их использования. Вторая включает в себя как правоотношения между нарушителем и наказывающим органом, так и реальное применение мер воздействия. Ответственность в субъективном смысле может иметь либо одну стадию (возникновение правоотношения без использования мер воздействия), либо две (когда такие меры применяются). На первой стадии ее можно назвать статистической, на второй - динамической (В. Н. Скобелкин).

Информация о работе Юридическая ответственность: проблемные вопросы