Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:20, курс лекций
Криминология происходит от латинского слова crimen - «преступление» и греческого logos -«учение», т.е. учение о преступлении. Термин «криминология», означавший самостоятельную науку, впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало в 1885 г. в работе «Криминология» (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам преступлений как средство усиления социальной зашиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников). В своем труде он размышляет о том, что предшествует преступлению, т.е. он исследовал причины преступлений. Ранее термин «криминология» использовал в 1879 г. итальянский антрополог Топинар.
Понятие и сущность криминологии,
Предмет криминологии.
Метод криминологии (методология и методика).
Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками.
Задачи криминологии в настоящее время.
Под влиянием этой школы, впервые а Англии, было определено понятие «невменяемость», известное теперь как «правило Мак-Натена» (по имени преступника, застрелившего секретари премьер-министра Пила в 1843 г., признанного судом сумасшедшим).
В частности, бельгийский математик Ламберт Адольф Жак Кетле (1796-1874), который считается основоположником социальной статистики и первым криминологом социологического направления, основываясь на анализе преступности и состоянии морали во Франции, проведенном им в 1836 г., пришел к выводу, что совершению преступлений способствуют такие факторы, как климат, возраст, пол и время года. По его мнению, общество само готовит преступление, а человек, виновный в его совершении, - это лишь инструмент, при помощи которого оно совершается.
Нельзя не вспомнить немецкого юриста П.А. Фейербаха (1775-1833), который заложил основу уголовно-правовой теории психического принуждения или психического устрашения как цели наказания. Вместе с тем он возражал против карающего наказания. Он выступал за публичность всех правовых процедур, видя в этом способ предупреждения преступности.
Таким образом, классическая
школа криминологии отказалась от господствовавших
ранее представлений о
Позитивистская школа криминологии основывается на юридических выводах и наблюдениях, подкрепленных серьезными доказательствами. От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к «причинности» преступления. Позитивисты не разделяют идеи об индивидуальной ответственности, умысле, свободной воле и развивают мысль о некарательной социальной реакции на преступление.
Родоначальник позитивистской школы Чезаре Ломброзо, опубликовавший в 1876 г. свою работу «Преступный человек» (Luomo delinguent), на основании своих наблюдений пришел к выводу о том, что поведение причинно обусловлено и типичного преступника можно идентифицировать по конкретным физическим характеристикам, таким, например, как скошенный лоб, удлиненные или, наоборот, неразвитые мочки ушей, крупный подбородок, складки лица, чрезмерная волосатость или облысение, чрезмерная или притупленная чувствительность к боли. Более тщательное изучение физических характеристик заключенных в итальянских тюрьмах укрепило Ломброзо в его позиции. Он разработал классификацию преступников, ставшую весьма популярной. Она включала следующие типы: прирожденные преступники; душевнобольные преступники; преступники по страсти, к которым относятся также политические маньяки; случайные преступники. К последнему типу Ломброзо относил и псевдопреступников, которые не представляют опасности, действия которых направлены на защиту своей чести или своего существования, равно как и привычных преступников, совершающих преступления ввиду неблагоприятных факторов окружения, и преступников, занимающих в силу своей дегенеративности, промежуточное положение между прирожденными преступниками и законопослушными людьми.
Хотя классификация
Ломброзо не выдержала проверки временем,
его объективный подход и научные
приемы положили начало применению более
строгих методов в
В 1878 г. Энрико Ферри (ученик Ломброзо) опубликовал свою работу «Теория невменяемости и отрицание свободной воли», Отталкиваясь от идеи своего учителя о биологических основах причинности, он вместе с тем уделил большое внимание взаимодействию социальных,
Экономических и политических факторов. Э. Ферри полагал, что государство должно стать тем Основным инструментом, при помощи которого можно добиться улучшения условий жизни людей.
Рафаэль Гарофало также был учеником Ломброзо. И он отрицал учение о свободной воле и придерживался мнения, что преступление может быть объяснено при условии, если оно изучается Научными методами. Преступления, - считал он, - это аморальный поступок, наносящий ущерб обществу. Гарофало сформулировал правила адаптации и устранения тех, кто не может приспособиться к условиям социально-естественной селекции. Он предлагал:
Чарльз Б. Горинг (1870-1919), врач королевской тюрьмы Англии, заручившись поддержкой Карла Пирсона, видного статиста, разработавшего целый ряд статистических понятий, и среди них коэффициент корреляции, провел исчерпывающее исследование физических типов заключенных в Англии. В 1913 г. он опубликовал свою работу «Заключенные в Англии», выводы которой были диаметрально противоположны утверждениям Ломброзо. В результате ломброзианское учение о физических типах преступников было почти забыто. Но вклад Ломброзо в развитие криминологии, а именно внесение в нее объективного научного метода исследования, остается, тем не менее, весьма важным.
Французский ученый-юрист Жан Габриэль Тард (1843-1904), считал, что всякому поведению, включая и преступное, обучаются. Обе его работы, «Законы подражания» и «Философия наказания», вышли в 1890 г. в Париже. В отличие от биологического подхода Ломброзо к объяснению преступности Г. Тард предлагал понятия «подражание» и «обучение». Функция суда, по его мнению, должна сводиться к установлению виновности или невиновности обвиняемого, а степень его ответственности должна определять специальная врачебная комиссия.
Современная школа криминологии открыла для себя новое, направление в изучении реакции общества на отклоняющееся поведение и преступность; обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные.
Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы), а также функции формального и неформального контроля со стороны общества, которые были критически оценены не только с точки зрения их роли в сдерживании преступности, но и в их поддерживающих преступность влиянии.
2.2. История
развития отечественной
Зарождение криминологических исследований в России можно связать с именем А.Н. Радищева (1749-1802), который в 1802 г. в работе «О законоположении» обосновал Необходимость всестороннего изучения преступности, высказал мнение о ее причинах и предложил программу сбора уголовно-статистических сведений, а также им были разработаны основы судебной статистики, сформулирована целесообразность сравнительного изучения преступлений и их наказаний как в различных частях России, так и за ее пределами. По мнению А.Н. Радищева, аксиомой законодательства должно выступать предупреждение преступлений, нежели их наказание.
К смертной казни относился как к тому виду наказаний, который следовало отменить, при ртом ссылался на опыт императрицы Елизаветы, во времена которой отмена смертной казни повлияла на преступность10. Схемы, разработанные А.Н. Радищевым, оказали влияние на собирание и обработку уголовно-статистических данных созданными в 1802 г. Министерством внутренних дел и Министерством юстиции. А.Н. Радищев считается основателем русской уголовной статистики. С этого времени царское правительство организует официальную уголовную статистику, которая, несмотря на очень большие дефекты, дает возможность проанализировать динамику преступности и ее прямую обусловленность социальной и экономической структуры общества11. Поняв невозможность претворения в жизнь своих воззрений, разуверившись в эффективности работы комиссии по составлению новых законов, А.Н. Радищев покончил жизнь самоубийством (12 сентября 1802 г.), написав незадолго до смерти: "Потомство отомстит за меня"12.
С середины XIX в. начинают публиковаться официальные материалы уголовной статистики, которые широко используются исследователями преступности.
Представители классического направления в уголовном праве являлись: М.Н. Гернет. И-Я. Фойницкий, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин и другие ученые, они развивали социологическое направление криминологических исследований. Н.С. Таганцев, например, не только определял юридические признаки субъекта преступления, но и стремился проникнуть в причины человеческого поведения.
Профессор Московского университета М.В. Духовской первым призвал своих коллег криминалистов включить в науку уголовного права" исследование причин преступности. Еще будучи 23-летним доцентом Демидовского юридического лицея в 1872 г. он прочел лекцию «Задачи науки уголовного права», в которой указал, что эта наука должна изучать преступление как явление общественной жизни и его причины. Главной причиной преступлений Духовской считал общественный строй, «дурное экономическое устройство общества, дурное воспитание и целая масса других условий»13.
Значительное число работ в то время в России было посвящено статистическому анализу преступности. В период обострения общественно-политической ситуации в России (перед революцией) ученые, занимающиеся проблемами преступности, условно делятся на две группы: левого и правого толка. Правых взглядов придерживались Фойницкий и Таганцев. Представителями левой группы были Гернет, Трайнин. Последние корни преступности видели в классовой структуре капиталистического общества.
После революции вышеуказанные представители социологической школы, пользовавшиеся тогда международным авторитетом и будучи настоящими учеными, стоящими на своих позициях, .не стали заниматься концептуальными вопросами криминологии. Их работа свелась к очень узким темам В России до октября 1917 г. криминология не была развита как самостоятельная наука, а изучалась в рамках уголовного права.
2.3. Становление и развитие криминологии в СССР до 60-х годов
В 20-е годы в учебниках по уголовному праву (М.Н. Гернета, А.Н. Трайнина) большое значение имел анализ преступности и ее причин.
Периоды развития криминологии «советского периода» можно представить следующим образом: возникновение и развитие; современное состояние.
Практическое изучение состояния преступности, ее причин, личности преступника в первые годы Советской власти было сосредоточено в уголовном розыске (затем в милиции), органах суда, прокуратуры, ВЧК и даже Наркомпроса. При различных учреждениях - судебных, исправительно-трудовых, медицинских и пр. были созданы криминологические кабинеты и клиники, сотрудники которых совместно с практиками изучали на основе статистического, эмпирического и клинического материала различные виды преступлений и типы преступников. В Петрограде с 1918 г. действовал криминологический кабинет, в Саратове с 1922 г. действовал губернский кабинет криминальной антропологии и судебно-психиатрической экспертизы. Так, Московский кабинет по изучению преступности и личности преступника в 1924 г. опубликовал сборник «Преступный мир Москвы», содержащий большой фактический материал.
В 1925 г. при НКВД РСФСР был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. На него были возложены следующие Задачи: изучение причин и условий преступности в целом и отдельных видов преступлений; изучение методов противодействия преступности; разработка вопросов уголовной политики, средств и методов воздействия на осужденных, а также «изучение отдельных лиц, представляющих интерес для выяснения преступности». В составе института действовали четыре секции: социально-экономическая, пенитенциарная, биопсихологическая, криминалистическая, а также статистическое бюро.
Его работа была очень продуктивной, но особо отмечается издававшийся сборник «Повременная преступность», в номерах которого содержался анализ данных уголовной статистики в сопоставлении с результатами первой всесоюзной переписи населения 1926 г.
В 30-е годы криминологические исследования в нашей стране были практически свернуты. Сказались последствия культа личности Сталина, в частности, ошибочное мнение о том, что в социалистическом обществе нет социальных причин преступности и эта проблема якобы не представляет ни научного, ни практического интереса. В результате криминологические кабинеты на местах были ликвидированы, отделы моральной статистики упразднены. Анализ преступности приобрел чисто ведомственный ограниченный характер, а научных, разработок практически прекращены.
В 1931 г. Государственный
институт по изучению преступности и
преступника был реорганизован
в Институт уголовной и исправительно-
Следующий этап развития советской криминологии начинается с конца 50-х годов. Исследование преступности включается в планы некоторых научно-исследовательских правовых учреждений страны. Криминологическая проблематика стала разрабатываться на кафедрах юридических учебных заведений.
2.4. Развитие криминологии в СССР с начала 60-х до начала 90-х годов
В 1964 г. Постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки...» криминология вносится в учебные планы как обязательная дисциплина юридических вузов. В 1966 г. издан первый учебник по криминологии.
В 1963 г. Институт криминалистики Прокуратуры СССР был преобразован во Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, на который была возложена координация научных исследований в области криминологии. В составе института были образованы десять секторов: общей методики изучения и предупреждения преступности (А.А. Герцензон); изучения причин и разработки мер предупреждения хищения социалистической собственности (В.Г. Танасевич); преступлений против личности (С.С. Степичев); преступлений несовершеннолетних (Г.М. Миньковский); предварительного следствия (А.И. Михайлов); прокурорского надзора (В.К. Звирбуль); криминалистической техники и научно-методической работы (Н.А. Селиванов). Первым директором института был назначен И.И. Карпец, его заместителями - В.Н. Кудрявцев и Г.И. Кочаров.