Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:20, курс лекций

Описание

Криминология происходит от латинского слова crimen - «преступление» и греческого logos -«учение», т.е. учение о преступлении. Термин «криминология», означавший самостоятельную науку, впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало в 1885 г. в работе «Криминология» (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам преступлений как средство усиления социальной зашиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников). В своем труде он размышляет о том, что предшествует преступлению, т.е. он исследовал причины преступлений. Ранее термин «криминология» использовал в 1879 г. итальянский антрополог Топинар.

Содержание

Понятие и сущность криминологии,
Предмет криминологии.
Метод криминологии (методология и методика).
Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками.
Задачи криминологии в настоящее время.

Работа состоит из  1 файл

лекции.doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)

Основной структурный  массив организованной преступности:

  • похищение человека (ч, 3 ст. 126 УК РФ);
  • незаконное лишение свободы (ч. 3 ст.127 УК РФ);
  • кража (ч. 3 ст.158 УК РФ);
  • мошенничество (ч. 3 ст. 159 УК РФ);
  • присвоение и растрата (ч. 3 ст. 160 УК РФ);
  • грабеж(ч. Зст.161УКРФ);
  • разбой (ч. Зет. 162 УК РФ);
  • вымогательство (ч. 3 ст. 163 УК РФ);
  • угон автомобиля (ч. 3 ст. 166 УК РФ);
  • отмывание денежных средств (ч. 3 ст. 173 УК РФ);
  • приобретение имущества, добытого преступным путем (ч. 3 ст. 175 УК РФ);
  • фальшивомонетничество (ч. 3 ст. 186 УК РФ);
  • контрабанда (ч. 4 ст. 188 УК РФ);
  • терроризм (ч. 3 ст. 205 УК РФ);
  • организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ);
  • бандитизм (ст. 209 УК РФ);
  • организация преступного сообщества (ст. 210 УК РФ);
  • хищение оружия (ч. 4 ст. 226 УК РФ);
  • незаконный оборот наркотических средств (ч. 4 ст. 228 УК РФ);

- хищение наркотических средств (ч. 3 ст. 229 УК РФ).

В 1999 г. организованными  преступными группами было совершено 25039 деяний, что составляет чуть более 0,8% в обшей структуре преступности, коэффициент организованной преступности составил - 17,1201. Из них тяжкие и особо тяжкие деяния составили -23015 (91,9%).

Преступления против жизни и здоровья составили - 408 (1,6%), против собственности - 17786 (71%), в сфере  экономической деятельности - 1626 (6,4%), против общественной безопасности - 1834 (7,3%), против здоровья населения и  общественной нравственности 1799 (7,2%), против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - 334 (1,3%).

Рассмотрим отдельные  виды преступлений по данным уголовной  статистики 1999 г., которые составили 64,1% в удельном весе преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами:

  • кража (ч.3 ст.158 УК РФ) - 7796 (31,1%) (в общей структуре выявленной преступности в 1999 г. данное преступление в абсолютном (относительном) выражении составило - 1413747(47,1%);
  • мошенничество (ч. 3 ст. 159 УК РФ) - 3350 (13,4%) (в общей структуре преступности - 83624 преступления (2,8%);
  • разбой  (ч. 3 ст. 162 УК РФ) -- 2760 (11%) (в общей структуре преступности - 41135 преступлений (1,4%);

вымогательство (ч. 3 ст. 163 УК РФ) - 1010 (4%) (в общей структуре преступности - 14613 преступлений (0,5%);

грабеж (ч. 3 ст. 161 УК РФ) 504 (2%) (в общей структуре преступности - 138970 преступлений (4,6%);

- бандитизм (ст. 209 УК РФ)- 523 (2,1%) (в 1997 г. -374; 1998 г.- 513);

  • похищение человека (ч. 3 ст. 126 УК РФ) - 143 (0,5%);
  • организация преступного сообщества (ст. 210 УК РФ)- 108(0,4%);
  • убийство по найму (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ в 1997 г. - 132; в 1998 г. - !52; в 1999 г. - 155);
  • убийство, совершенное организованной группой (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ в 1998 г. - 128; 1999 г.-198);
  • организация или содержание притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК РФ в 1997 г.-109; 1998 г.-124; 1999 г. - 130)202.

18.5. Криминологическая  характеристика личности преступника организованной преступности

В соответствии с уголовным  законом в состав организованного  преступного формирования входят лица, выполняющие функции организаторов, руководителей и участников.

Во главе преступного  синдиката стоят лидеры преступных групп и сообществ - воры в законе и криминальные авторитеты. Наличие лидера - один из главных отличительных признаков ОПФ. В уголовном законодательстве выделяются организаторы организованных преступных групп и сообществ, а также их руководители. Организатор и руководитель могут совпадать в одном лице, которое совмещает функции, связанные с организацией и дальнейшим управлением участниками организованной преступной группы. Лидер устойчивой преступной группы не во всех случаях является ее организатором и руководителем. Во-первых, это определено различными функциями организатора и руководителя преступных сообществ. Во-вторых, степенью вовлеченности в политические процессы. В-третьих, их конспиративностью.

Деятельность организатора заключается в консолидации преступников и их организации для совершения преступлений. Руководитель преступной группы оказывает управляющее влияние на ее членов, способствующее последовательному распределению ролей и поддержанию функциональных возможностей. Лидер ОПФ, как правило, имеет криминальный опыт, чаще всего знаком с методами деятельности оперативных аппаратов.

Характерной чертой психологического состояния личности члена ОПФ  является его антиобщественная установка.

Виды участников ОПФ:

1. Вор в законе - это профессиональный преступник, признанный лидером преступного мира, пользующийся авторитетом и властью, имеющий (как правило) большой криминальный опыт и посвященный в это звание («коронованный») сходкой воров в законе за последовательную приверженность нормам и традициям, утвердившимся в «воровском» сообществе203. Воры в законе являются хранителями традиций преступного мира. Раньше они не должны были работать, служить в армии, иметь прописку и семью, прибегать без крайней необходимости к насилию, В настоящее время эти нормы не всегда соблюдаются ими.

Присваивают титул вора в законе на исходниках», как правило, в местах заключения, после сбора информации о кандидате от преступников и рекомендации авторитетного вора в законе. Кандидат в группировку проходит испытание, всесторонне проверяется ворами, после чего ему даются устные и письменные рекомендации. Кандидатам в группировку внушается мысль об исключительной роли «законников», их особом положении, о предназначении устанавливать справедливость и порядок в преступном мире.

Блатные санкции, применяемы к ворам в законе: 1) публичная  пощечина - назначалась за мелкие провинности  и оскорбления; 2) исключение из группировки («бить по ушам») или перевод в  низшую категорию - к «мужикам»; 3) смерть - наиболее распространенный вид наказания.

С середины 1980-х годов  титул вора в законе стало возможно купить. Новоявленных воров в законе называют «апельсинами». Титул вора в законе позволяет быть арбитром в спорах преступных группировок, причем такого рода «арбитраж» хорошо оплачивается и гарантирует безопасность в местах лишения свободы. Функции воров в законе: разбор конфликтов, надзор за ОПФ, «третейский суд», создание и укрепление «воровских семей», проведение «сходок», контроль за сбором «общака» и его распределением.

Примерная численность воров в законе и приближенных к ним лиц - организаторов и руководителей преступного мира - на территории России и СНГ по оценкам специалистов составляет 1600 чел. Среди них - 33% русских, почти столько же грузин, примерно 8% армян, 5% азербайджанцев, далее следуют курды, абхазцы, узбеки, казахи, украинцы, аджарцы и др.204 В Москве находится постоянно около 100 воров в законе, тогда как в Петербурге не более 10, здесь большой вес имеют бандиты.

По исследованиям организованной преступности, проведенным В.Г. Грибом, не было выявлено ни одной женщины, при этом удельный вес среди лиц, совершивших преступления в составе ОПФ, женщин составил - 13%205.

Лидеры и авторитеты ОПФ по сравнению с другими  участниками принадлежат к боле старшим возрастным группам. Они  не моложе 25 и в основном не старше 50 лет; 69,5% - из них в возрасте от 30-40 лет, среди участников ОПФ эта возрастная группа составляет лишь 5%, остальные моложе206.

Характерной чертой участников ОПФ является достаточно высокий  образовательный уровень. Среди  лидеров около 77% имеют среднее, среднее специальное образование, 23% - высшее, незаконченное высшее207.

Специалисты в различных областях знаний. Специалисты по ремонту и изготовлению оружия, взрывных устройств; по прослушке; по обеспечению средствами транспорта; специалисты по  разработке компьютерных технологий; биохимия; фармакология. Как правило, внешне  их деятельность носит правопослушный характер, что затрудняет их выявление и нейтрализацию.

Рядовые участники  преступных групп и сообществ. К ним можно отнести боевиков (торпеды), охрану лидеров, лиц, осуществляющих разведывательные и контрразведывательные функции, исполнение конкретных преступлений и сокрытие их следов.

Коррумпированные чиновники обеспечивают прикрытие для организованной преступности, обеспечивают их безопасность, предоставляют юридическую помощь.

Преступное сообщество состоит из нескольких групп:

элитарная группа - к ней относятся лидеры организованных преступных групп и сообществ (воры в законе, криминальные авторитеты);

группа обеспечения, задачами которой являются: а) реализация  решений элитарной группы, б) контроль за деятельностью исполнителей, в) разрешение споров и конфликтов, г) охрана представителей элиты, д) выявление и вербовка новых исполнителей, д) легализация («отмывание») добытых ценностей, е) организация поддержки отбывающим наказание членам сообщества и их семьям;

группа безопасности или прикрытия, задачами которой являются: а) создание корруптерами коррумпированных связей с работниками госаппарата (коррумпантами); б) обеспечение необходимого статуса (должностного положения) членов преступного сообщества (главным образом элиты); в) обеспечение «документами  прикрытия» (медицинские справки и заключения, заключения экспертиз, справки о трудовой деятельности, подтверждение алиби); г) правовая консультация;

группа исполнителей, деятельность которых направлена на непосредственное совершение преступлений (расхитители государственной и общественной собственности, взяточники, рэкетиры, контрабандисты, карманные и квартирные воры, мошенники, убийцы и другие насильники, дельцы наркобизнеса, проститутки и сутенеры, содержатели притонов, криминальные   финансисты, диверсанты и террористы поджигатели).

18.6. Предупреждение организованной преступности

15 ноября 1988 г. образована  Служба по борьбе с организованной преступностью МВД СССР. Во многих странах, где профессиональная преступность переходила на уровень организованной, создавались подобные специальные службы.

Так, в структуре МВД  СССР на базе аппаратов уголовного розыска были созданы специальные подразделения, призванные осуществлять борьбу с групповой преступностью, имеющею признаки организованности208.

В феврале 1989 г. на базе специальных  отделов и управлений было образовано Шестое Главное управление МВД СССР по борьбе с организованной преступностью и иными опасными преступлениями, а в МВД, УВД - шестые отделы. В феврале 1992 г. в системе МВД России было образовано Главное управление по организованной преступности (ГУОП). Его задачи: борьба с бандитизмом, квалифицированным вымогательством, коррупцией, преступными группами общеуголовной и экономической направленности, а также лидерами преступной среды. На территории субъектов федерации создают межрегиональные управления (РУБОП - 12 на территории России), управления при МВД, УВД а также оперативно-розыскные бюро органов внутренних дел. Формирование структурных подразделений ГУОП завершено в МВД к концу 1995 г., была создана автономная оперативно-розыскная система по борьбе с организованной преступностью.

Некоторые авторы высказываются  за создание самостоятельной федеральной службы по борьбе с организованной преступностью209. Это связано с тем, что самостоятельный орган исполнительной власти будет вести более активную работу в области борьбы с организованной преступностью. Данные мысли имели место еще при существовании СССР. Так, в Обращении к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик, принятому на расширенном заседании Всесоюзного координационного бюро по криминологии 29 августа 1990 г. в Ленинграде, предлагалось создать единый Федеральный государственный комитет при Верховном Совете СССР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией со своими органами на местах, с возложением на этот комитет в полном объеме оперативно-розыскных и следственных функций.

Позже также предполагалось создание комитета по борьбе с особо  опасной организованной преступностью, который осуществлял бы оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие по делам о таких  преступлениях, как создание либо руководство организованной преступной группой, преступной организацией (сообществом), терроризм, захват заложника и некоторых других, если они совершаются с использованием международных связей, с использованием должностных лиц федеральных органов государственной власти категории «А» (данное положение было закреплено в ст. 25 законопроекта «О борьбе с организованной преступностью», подготовленное Межведомственной рабочей группой по постановлению Координационного совещания руководителей правоохранительных органов 30 ноября 1993 г.).

В последние годы в  России проводятся комплексные специальные  мероприятия по противодействию  организованной преступности, имеющие  очень важное предупредительное  значение.

Специальные операции по нейтрализации ОПФ представляют собой комплекс осуществляемых специальными силами мероприятий следственного, оперативно-розыскного, режимного характера и силовых действий, направленных на восстановление общественного порядка, правопорядка и нормального функционирования государственных и других учреждений, задержание или ликвидацию преступников210.

На этапе подготовки крупномасштабной специальной операции, должна проводиться соответствующая  организационно-аналитическая работа. Она заключается в:

  • выборе объекта предупредительного воздействия (объектами выступают физические и юридические лица, подлежащие первоочередной проверке в ходе операции);
  • проведении аналитической работы по сбору и обобщению сведений, касающихся признаков наличия вложения криминальных капиталов;
  • в выявлении организаторов, лидеров и авторитетов преступных формирований;
  • в определении наличия коррумпированных связей (корруптеров и коррумпантов) и возможности по оказанию противодействия работе оперативно-следственной группы;
  • в фиксировании масштабов преступных доходов и ущерба, наносимого предприятию и государству211.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"