Меры пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание

Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие мер пресечения
Глава 2. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.
Глава 3. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения
Глава 4. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
§ 1. Подписка о невыезде.
§ 2. Личное поручительство.
§ 3. Залог.
§ 4. Наблюдение командования воинской части.
§ 5. Отдача несовершеннолетнего под присмотр.
Глава 5. Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.
§ 1.Сроки содержания под стражей.
§ 2.Продление срока содержания под стражей.
§ 3. Судебная проверка законности и обоснованности ареста.
§ 4. Освобождения подозреваемых и обвиняемых из- под стражи
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая меры пресеч..doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)


34

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОК УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

Кафедра юриспруденции

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Уголовный процесс»

 

на тему «Меры  пресечения ».

 

 

 

 

Автор работы:

студент 4-го курса Хожаев И.Н..

специальность: 030501 «Юриспруденция»

Группа: УЗЮМ-0711

Руководитель работы:

 Ассистент кафедры юриспруденции,

Долгополов К.А.

 

 

Работа защищена с оценкой____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь 2008

 

 



34

 

 

    ПЛАН.

  Введение.

Глава 1. Понятие мер пресечения

  Глава 2. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.

Глава 3. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения

Глава 4. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

§ 1. Подписка о невыезде.

§ 2. Личное поручительство.

§ 3. Залог.

§ 4. Наблюдение командования воинской части.

§ 5.  Отдача несовершеннолетнего под присмотр.

Глава 5. Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.

§ 1.Сроки содержания под стражей.

§ 2.Продление срока содержания под стражей.

§ 3. Судебная проверка законности и обоснованности ареста.

§ 4. Освобождения подозреваемых и обвиняемых из- под стражи

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека.

Эффективная организация уголовного преследования возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер государственного принуждения. Иными словами, криминальному миру, организованной преступности нужно противопоставить такие действенные меры, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать преступления. При этом необходимым условием применения ограничительных мер являются законность и обоснованность их осуществления.                                                             В работе я рассмотрю понятие мер пресечения, основания и порядок их применения, виды мер пресечения, а также гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.

Глава 1. Понятие, виды и значение мер пресечения.

Центральное место в системе мер уголовно-процессуального принуждения занимают меры пресечения: в отличие от других мер, именно им принадлежит рекорд по значительности правовых ограничений и предельной распространенности применения, приближающейся к полному охвату всех лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления.

Природа мер пресечения может быть выяснена, прежде всего, при выявлении их связи со стоящими перед ними целями. Как известно, для успешного решения той или иной задачи выбираются не любые средства и способы, а только те, которые в принципе способны быть инструментом для ее решения, основные свойства которых таковы, что позволяют достичь желаемого результата.

Меры пресечения в уголовном процессе - это указанные в законе средства воздействия на обвиняемого (подозреваемого), применяемые при наличии достаточных данных о том, что указанные лица могут: вызваны к жизни только потому, что для успешного производства по делу существует объективная необходимость: 1) предотвратить уклонение обвиняемого (подозреваемого) от предварительного расследования и суда; 2) пресечь его дальнейшую преступную деятельность; 3) помешать его попыткам воспрепятствовать производству по уголовному делу; 4) обеспечить исполнение приговора. В свою очередь, лишь успешное судопроизводство гарантирует защиту прав и законных интересов потерпевших, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, т.е. соответствует назначению уголовного судопроизводства. Если для применения мер пресечения указанные обстоятельства являются целями, то для уголовного процесса в целом они являются производными от его назначения задачами. То есть в каждом случае производства по уголовному делу задачи по обеспечению надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), выражающегося в его не уклонении, не совершении им преступлений и т.д., должны быть решены. Это, однако, не определяет тот факт, что каждый обвиняемый заведомо поведет себя не лучшим образом. Надлежащее поведение последнего может быть достигнуто: его собственными усилиями, путем убеждения его со стороны знакомых, близких, защитника путем убеждения со стороны органов уголовного преследования и только в последнюю очередь путем принуждения со стороны правомочных должностных лиц. Поэтому меры пресечения - факультативный, вспомогательный институт уголовного судопроизводства. При этом отношение между фактическими данными и суровостью мер пресечения должно находиться в прямой зависимости: чем серьезнее противодействие, которое можно ожидать от обвиняемого (подозреваемого), тем сильнее должно быть сопротивление такому противодействию.

Для уголовного судопроизводства как деятельности, основанной на законе и осуществляемой от имени государства, пригодны не любые средства, а лишь те, которые отвечают специальным критериям оптимальности и допустимости, присущим для этого вида деятельности - охране и защите прав личности. В этом смысле мерами уголовного пресечения могут быть лишь такие меры, которые: 1) ограничивают лишь права самого обвиняемого (исключение составляют имущественные ограничения при залоге, вносимом иными лицами, но и это - только с их согласия); 2) не представляют опасности для его здоровья и жизнедеятельности; 3) отвечают нормам морали и нравственности. Поэтому только эти меры могут выступать в качестве мер уголовно-процессуального пресечения. Тем не менее, развитие науки и техники не стоит на месте, и мы с уверенностью можем ожидать, что если не в ближайшем, то хотя бы более отдаленном будущем будут изобретены новые меры пресечения, эффективность которых будет увеличиваться, а ограничиваемый при этом объем прав обвиняемого (подозреваемого) - уменьшатся.

Меры пресечения являются разновидностью мер процессуального принуждения и предназначены для устранения препятствий, которые могут возникнуть при расследовании и судебной разбирательстве уголовных дел. К общим признакам мер уголовно - процессуального принуждения относится,    то, что они:                                                                                                                                      1)- применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер;
 

2)- применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий;
3)- применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создаёт или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства;
4)- имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства;
5)- применяются при наличии предусмотренных законом оснований и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность;
6)- имеют особое содержание и характер.

Общей для всех мер уголовно - процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются.

Все меры уголовного процесса принуждения принято подразделять на две группы: меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.
К последним относятся: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления (ст. 91 УПК), отстранение обвиняемого от должности (ст.
114 УПК), выемка предметов и документов (ст.81 УПК), привод (ст.113, 147
УПК), прослушивание телефонных и иных переговоров , получение образцов для сравнительного исследования (ст.186 УПК), освидетельствование
(ст.172 УПК), удаление лиц из зала судебного заседания при нарушении порядка (ст.258 УПК) и др. ).

Уголовно - процессуальный закон предусматривает целую систему мер пересечения:

1)- подписка о невыезде (ст. 102 УПК);

2)- личное поручительство ( ст.103 УПК);

3)- заключение под стражу (ст.108 УПК);

4)- залог (ст.106 УПК);.

5)- наблюдение командования воинской части (ст.104 УПК);

6)- Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст.105 УПК).

В литературе до сих пор остаётся спорным вопрос о возможности избрания лицу одновременно не одной , а сразу нескольких мер пресечения. Допустим: подписки о невыезде и личного поручительства, одновременно.                  Люблинский П.И. считает возможным комбинировать и применять к одному лицу сразу несколько мер пресечения, лишь бы решались задачи, стоящие перед данным институтом.                                                                                  Гродзинский М.М. и Лившиц Ю.Д. придерживаются иной точки зрения. Они уверены, что к обвиняемому можно применять только одну меру пресечения. Лично я, как автор этой работы, придерживаюсь первой точки зрения.

Но в отличие от мер процессуального принуждения меры пресечения применяются не только к обвиняемому, но и к подозреваемому в совершении преступления (как сказано в законе «в исключительных случаях»). В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется (ст.90 УПК).                                      Правда, законодатель не пояснил, что такое  «исключительный случай». Это же понятие им используется в ст.ст.96.,97.,393 УПК применительно к заключению под стражу.  Правоприменитель  сам признаёт (или нет) те или иные обстоятельства как исключительные.

Избрание меры пресечения направлены на преодоление определённых препятствий, возводимых обвиняемым или лицом, на которое пало подозрение. Меры пресечения характеризуются особой целенаправленностью. Они избираются в целях воспрепятствования обвиняемому:

-скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, либо

- помешать установлению истины по уголовному делу, либо

- заниматься преступной деятельностью, а также

- для обеспечения исполнения приговора.

Избрание меры пресечения в других целях - грубейшее нарушение законности.

Теперь  можно дать более полное определение:
Меры пресечения - это применяемые органами дознания, следователями, начальниками следственных отделов, прокурорами, судьёй, судом меры уголовно - процессуального принуждения , оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определённое психологическое воздействие или ограничивающее его личную свободу, с целью возможности уклониться обвиняемому (подозреваемому) от дознания, предварительного следствия или суда, помешать установлению истины по делу или заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения должны поставить обвиняемого (подозреваемого) в такие условия, которые исключили бы возможность нарушения им требований закона. Каждая мера пресечения как средство воздействия на обвиняемого (подозреваемого) ограничивает его личную свободу. Однако в зависимости от вида меры пресечения такое принуждение осуществляется в различных формах. Одни меры пересечения практически ограничивают право граждан на личную свободу, включая свободу передвижения ( заключение под стражу, подписка о невыезде, наблюдение командования воинской части). Другие прямо не ограничивают права гражданина, личную свободу (залог, личное поручительство, поручительство общественной организации, отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей.).

Меры пресечения имеют ярко выраженный принудительный характер, даже в том случае, когда они избраны по ходатайству обвиняемого и относятся к пресекательным средствам. Например, если применение подписки о невыезде или личного поручительства (вместо заключения под стражу) более соответствует желанию обвиняемого, это не означает, что назначенные меры не будут  принудительными.

От мер пресечения следует отличать обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства (ч.4 ст.112 УПК). Такое обязательство не имеет ярко выраженного принудительного характера и отбирается при отсутствии оснований для применения мер пресечения.
Явка по вызовам и сообщение о перемене места жительства - это обязанности, обусловленные самим фактом привлечения лица в качестве обвиняемого. Они соответствуют праву следователя вызвать обвиняемого на допрос и для участия в других следственных действиях. Поэтому отобрание обязательства в соответствии с ч.4 ст.112 УПК является лишь формой разъяснения обвиняемому его обязанностей.

Меры пресечения имеют уголовно - процессуальную природу и не могут рассматриваться как наказание лица за совершённое преступление. Они применяются к лицам, ещё не признанным виновными.
Если мерам пресечения и присуще принуждение, то в отличие от наказания оно не является элементом кары. Меры пресечения не имеют целью исправление и перевоспитание обвиняемых, тогда как уголовное наказание такую цель преследует.

Значение мер пресечения заключаются в следующем:

1)- они играют важную роль в решении стоящих перед уголовным процессом задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

2)- они имеют большое значение для предупреждения совершения обвиняемым (подозреваемым) новых преступлений.

Глава 2. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.

Информация о работе Меры пресечения