Меры пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание

Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие мер пресечения
Глава 2. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.
Глава 3. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения
Глава 4. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
§ 1. Подписка о невыезде.
§ 2. Личное поручительство.
§ 3. Залог.
§ 4. Наблюдение командования воинской части.
§ 5. Отдача несовершеннолетнего под присмотр.
Глава 5. Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.
§ 1.Сроки содержания под стражей.
§ 2.Продление срока содержания под стражей.
§ 3. Судебная проверка законности и обоснованности ареста.
§ 4. Освобождения подозреваемых и обвиняемых из- под стражи
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая меры пресеч..doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Продление срока содержания под стражей свыше девяти месяцев допускается в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений. Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора РФ – до одного года и Генеральным прокурором РФ – до полутора лет. Вопрос о содержании обвиняемого под стражей на срок свыше одного года предварительно рассматривается на коллегии Генеральной Прокуратуры РФ. Дальнейшее продление срока не допускается , содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику не позднее чем за месяц до истечения годичного (полуторагодичного) срока содержания под стражей. Несмотря на критику данного положения
Конституционным Судом РФ, время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока содержания под стражей, тем не менее, в качестве меры пресечения не учитывается. В сроки содержания под стражей в период дознания и предварительного следствия не включается также установленное процессуальным законом время нахождения дела в суде, если в результате рассмотрения дела судом первой или кассационной инстанции дело возвращено на новое расследование. В случае отмены приговора в порядке надзора сроки содержания обвиняемых под стражей при производстве дознания и предварительного следствия исчисляются со дня вынесения определения или постановления суда.

При возвращении судом на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истёк, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, то есть обычно прокурором района, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учётом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в общем порядке и пределах. Например, до рассмотрения дела судом и соответственно до направления его на дополнительное расследование, на стадии предварительного расследования обвиняемый был под стражей 2 месяца. После направления дела для предварительного расследования на 1 месяц, то есть до трёх в общей сложности , срок продляет прокурор района ( осуществляющий надзор за следствием). Дальнейшее продление срока ввиду особой сложности дела может быть осуществлено прокурором республики, края, области и т. д.
- до 6 месяцев.

§ 2.Продление срока содержания под стражей.

Продление срока содержания под стражей является поводом для обжалования в суд содержания под стражей и судебной проверки его законности и обоснованности в порядке, предусмотренном ст.221 УПК .

Жалобы на применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление срока содержания под стражей приносятся в суд:
1)- лицом, в отношении которого избрана мера пресечения -- заключение под стражу;
2)- лицом, содержащимся под стражей;
3)- его защитником  или
4)- законным представителем непосредственно либо через лицо, производящее дознание, следователя, прокурора. Принесение жалобы впредь до её разрешения не приостанавливает действия постановления о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения и не влечёт освобождения лица из - под стражи, если это не найдёт сделать нужным лицо, производящее дознание, следователь или прокурор (ст.221 УПК).

§ 3. Судебная проверка законности и обоснованности ареста.

Судебная проверка законности и обоснованности ареста применения заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно законности и обоснованности продления срока содержания под стражей производится судьёй по месту избрания к нему таковой меры пресечения. Исходя из анализа положений Конституции РФ и международно - правовых актов,  изложенных в Постановлении  Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 года, можно сделать вывод о том, что жалобу о проверке законности и обоснованности избрания заключения под стражу обвиняемый (и другие на то уполномоченные законом лица) может подать в любой суд. Суд должен принять таковую и в случае необходимости направить её по подведомственности.

Судья обязан проверить законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей не позднее 3 суток со дня получения материалов, подтверждающих законность и обоснованность заключения под стражу в качестве меры пресечения. Судебная проверка производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника, если он участвует в деле, а также законного представителя лица, содержащегося под стражей. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещённых о дне рассмотрения жалобы, не является препятствием для судебной проверки.

Судья вызывает в заседание лицо, содержащееся под стражей.
Судебная проверка в отсутствие этого лица допускается лишь в исключительных случаях, когда это лицо ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие либо по собственной инициативе отказывается от участия в заседании.

Вначале заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в заседание лицам, разъясняет им права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в рассмотрении жалобы, обосновывает её, после чего заслушиваются другие, явившиеся в заседание лица.

§ 4. Освобождения подозреваемых и обвиняемых из - под стражи.

В результате судебной проверки судья выносит одно из следующих постановлений:
1)- об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении лица из - под стражи;
2)- об оставлении жалобы без удовлетворения.
В случае, если в заседание не были представлены материалы, подтверждающие законность и обоснованность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей, судья выносит постановление об отмене этой меры пресечения и об освобождении лица из - под стражи.

В случае незаконного применения заключения под стражу в качестве меры пресечения причинённый гражданину ущерб возмещается государством в полном объёме (ст.133 УПК).

Постановление судьи должно быть мотивированным. Судья вправе одновременно с вынесением постановления об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу избрать любую другую предусмотренную законом меру пресечения. Копия постановления судьи направляется прокурору и заявителю, а в случае принятия решения об освобождении лица из - под стражи – также по месту содержания лица для немедленного исполнения. Если лицо, содержащееся под стражей, участвует в заседании - то, как в указанном выше случае, освобождается из - под стражи немедленно в зале судебного заседания.

В соответствии с ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст.ст.49-50) основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из- под стражи являются: а)- судебное решение; б)- постановление следователя, органа дознания или прокурора; в)- постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей.

Освобождение производится начальником места содержания под стражей по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора. Начальник места содержания под стражей обязан не позднее, чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурора. Если же соответствующее решение об освобождении либо о продлении срока содержания под стражей не поступило, то начальник места содержания под стражей освобождает его своим постановлением.

Освобождённому выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счету, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения. Он также в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону.

 

 

Заключение.

Рассмотрев одну составную часть большой главы уголовного процесса – меры пресечения- меры уголовно - процессуального принуждения, я убедился, что много спорного остаётся в прочтении разными учёными в понятиях и основаниях применения мер пресечения. Так как меры пресечения в основном связаны с ограничением или лишением свободы граждан, в связи с чем затрагиваются их конституционные права и свободы, то их применение требует от лиц, полномочных на то, осторожного подхода к применению с тщательным разбором материалов по делу. Тем более, что важной гарантией интересов личности является судебная проверка законности и обоснованности применения мер пресечения.

Проблемы, связанные с принудительным ограничением прав личности, образуют одно из актуальных научных направлений в области уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.      Конституция РФ   от 12.12.1993 г.

2.      Уголовно-процессуальный  Кодекс Российской Федерации(новая  редакция) Издательство «Элит» Москва 2004г.

3.      Уголовно - процессуальное право РФ, учебник, под ред. П.А. Лупинской,
Юрист, М - 1997г. 

4.      Научно - практический комментарий к УПК РФ под редакцией
В.М.Лебедева, «Спарк» - М, 1997г.

5.      ФЗ РФ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» , Российская газета - 1995г.от 20.07.

6.      Рыжаков А.П. «Меры пресечения» - М, Информац. - издат. дом «Фитиль»,
1996г.

7.      Даньшина Л.И. «Меры пресечения при производстве по уголовному делу», Учебное пособие - М, МВД РФ, 1991г.

8.      Тетерин Б.С.; Трошкин Е.З. «Возбуждение и расследование уголовных дел»- М, 1997г.

9.      Рыжаков А.П. «Предварительное расследование», Тула - 1996г.

10. Дмитриевская С.Ф. «О судебном контроле за арестом и содержанием под стражей», Советская юстиция - 1992г., №7.

11. Азаров В.А. «Уголовно - процессуальные и оперативно - розыскные средства достижения цели раскрытия преступлений», «Государство и право»- 1997г. №10.

12. А. Смирнов, К. Калиновский Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ, Изд: С-П.: Питер, 2003 г.

13. Победкин А.В. Уголовный процесс. Учебник. Изд: М.: Книжный Мир, 2004 г.



Информация о работе Меры пресечения