Меры пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание

Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие мер пресечения
Глава 2. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.
Глава 3. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения
Глава 4. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
§ 1. Подписка о невыезде.
§ 2. Личное поручительство.
§ 3. Залог.
§ 4. Наблюдение командования воинской части.
§ 5. Отдача несовершеннолетнего под присмотр.
Глава 5. Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.
§ 1.Сроки содержания под стражей.
§ 2.Продление срока содержания под стражей.
§ 3. Судебная проверка законности и обоснованности ареста.
§ 4. Освобождения подозреваемых и обвиняемых из- под стражи
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая меры пресеч..doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

При отобрании подписки о невыезде обвиняемому (подозреваемому) разъясняется, что в случае нарушения им данной подписки не отлучаться с определённого места жительства и являться по вызовам, а также при попытках помешать установлению истины по делу, к нему может быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под стражу.

Формулировка этой меры пресечения, как считает Обидина Л.,
«подписка о невыезде» неточная, т.к. смысл данной меры пресечения состоит не в том, что обвиняемый не имеет права менять место жительства, а в том, что он обязан поставить в известность следственные органы и суд об этой перемене.
Нецелесообразно применение этой меры пресечения в отношении лиц, трудовая деятельность которых связана с длительными разъездами
(проводник поездов дальнего следования, дипкурьер т.д.). Эта мера практически неприменима к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении; в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства. Подписка о невыезде - одна из наиболее часто применяемых мер пресечения.

Подписку о невыезде следует отличать от обязательства о явке к следователю или в суд, которые мерой пресечения не являются, а заключаются лишь в обязательстве обвиняемого являться по вызову и сообщать о перемене места жительства.

§ 2. Личное поручительство.

Личное поручительство (ст.103УПК) - состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание. Число поручителей не может быть менее двух. Лиц, которые могут быть поручителями, называет обвиняемый (подозреваемый), либо это эти лица сами обращаются в органы предварительного расследования, заявляя о своём желании поручиться за надлежащее поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности, в случае оставления его на свободе. В качестве поручителей могут выступать родственники, соседи, друзья или хорошие знакомые обвиняемого (подозреваемого). В законе прямо указано, что поручителями могут быть только заслуживающие уважения лица.
При отобрании подписки о личном поручительстве поручитель должен быть поставлен в известность о сути дела, по которому избрана данная мера пресечения, и об ответственности в случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена мера пресечения в виде личного поручительства. В этом случае на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере до одного минимального размера оплаты труда или применения меры общественного воздействия.

Однако Давыдов П.М. уточняет, что личное поручительство основывается не на боязни своей ответственности в случае уклонения обвиняемого, а на уверенности поручителя, что обвиняемый не уклонится. Лившиц Ю.Д. напоминает об определённой близости поручителя к обвиняемому как об основании личного поручительства.

Поручительство общественной организации (ст.103 УПК) - состоит в даче письменного обязательства в том, что общественная организация ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда.

Инициатива в применении данной меры пресечения может исходить как от органа, в производстве которого находится дело, так и от общественной организации, причём поводом к обсуждению в общественной организации вопроса о принятии поручительства может послужить обращение лица, привлекаемого у уголовной ответственности.

До принятия решения о даче поручительства общественная организация должна быть поставлена в известность о сути дела, по которому избрана данная мера пресечения. Вопрос о необходимости поручиться должен быть обсуждён на общем собрании членов соответствующей организации (не менее 2/3 от числа членов) или её руководящего органа, причём в орган расследования, прокуратуру или суд представляется протокол, в котором отражены обсуждение вопроса и принятое решение. После чего руководством организации даётся соответствующее письменное обязательство компетентному органу.

Об избрании в качестве меры пресечения поручительства общественной организации объявляется обвиняемому (подозреваемому) и сообщается организации, принявшей на себя поручительство.

В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) поручительства к нему при наличии указанных в законе условий может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу. К общественной организации правовые санкции не применяются, однако факт недостаточно эффективного воздействия на обвиняемого (подозреваемого), за которого было дано поручительство, должен стать предметом обсуждения в организации, и , кроме того, это следует учитывать, если данная общественная организация в будущем заявит аналогичное ходатайство.

§ 3.Залог.

Залог (ст.106 УПК) - состоит в деньгах или ценностях, вносимых в депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим лицом или организацией в обеспечение явки обвиняемого. Подозреваемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда.
О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Размер залога (в деньгах или ценностях) определяется органом, избирающим данную меру пресечения, с учётом обстоятельств дела и данных, характеризующих личность обвиняемого (подозреваемого). Залог может быть внесён как непосредственно самим обвиняемым или подозреваемым, так и любым другим лицом или организацией, которые обязательно должны быть поставлены в известность о сути дела, по которому избрана данная мера пресечения.

В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызовам лица, производящего дознание , залог обращается в доход государства определением суда. Если же данная мера не нарушается, то по приведении приговора в исполнение, а также в случае прекращения дела залог возвращается залогодателю.

Процедура принятия залога детально законом не регламентируется.
На практике она реализуется так. К примеру, следователь обговаривает с прокурором получение санкции на залог. При согласии прокурора на принятие данной меры пресечения следователь выносит соответствующее постановление, принимает залог и составляет об этом протокол. После чего постановление санкционируется и следователь сдаёт сумму залога в депозит суда, на территории которого совершено преступление (последнее преступление). Если же какие - либо обстоятельства не дадут возможности санкционировать прокурору постановление следователя, сумма залога возвращается залогодателю и принимается решение об избрании другой меры пресечения.

Постановление же об избрании меры пресечения залога с письменной резолюцией прокурора об отказе в санкции, протокол о принятии залога и расписка от залогодателя о возвращении суммы залога приобщаются к делу. Это необходимо для того, чтобы потом не смогли спросить следователя, почему при наличии такой возможности им не был избран мерой пресечения залог.

§ 4. Наблюдение командования воинской части.

Наблюдение командования воинской части (ст.104 УПК) за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооружённых Сил РФ, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку по вызовам лица, производящего дознание и т.д.
Данная мера пресечения может применяться только к военнослужащим срочной службы и выражается в том. что последние не увольняются из расположения части, лишаются права ношения оружия, не назначаются в караул и т. д.

Командованию воинской части сообщается о сути дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, избравший эту меру пресечения.

§ 5.  Отдача несовершеннолетнего под присмотр.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст.432 УПК) родителей, опекунов, попечителей, а в случае, когда несовершеннолетние воспитываются в закрытых детских учреждениях – отдача под надзор администрации этих учреждений.

Отдача под присмотр состоит в принятии на себя кем - либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к следователю и в суд, а также его надлежащее поведение.
При отобрании подписки о принятии под присмотр родители и т.д. предупреждаются о характере преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности. К родителям, опекунам, попечителям, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае нарушения ими принятого обязательства применяются меры, предусмотренные ч.2.ст.105. УПК – речь идёт о денежном взыскании в размере до одного минимального размера оплаты труда или применении меры общественного воздействия.

Глава 5. Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.

Правовая основа: ст.ст. 95 УПК, ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и отдельные нормы, содержащиеся в других нормативных актах. К примеру, правовой статус лиц, содержащихся под стражей, ограничен в рамках права на выборы.

Заключение под стражу - это наиболее строгая мера пресечения, и поэтому её применение имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия её применения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной.

Значение применения предварительного заключения под стражу определяется прежде всего тем, что оно является наиболее эффективной мерой пресечения с точки зрения возможности достижения их целей.

По общему правилу арест возможен по делам, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года (ст.100 УПК). Только в исключительных случаях лицо подвергается заключению под стражу. Если наказание ему грозит менее суровое - до года лишения свободы включительно, исправительные работы, штраф и др.    Как уже было отмечено выше, по делам о тяжких преступлениях, указанных в ч.2. ст.100 УПК (в их число входят и государственные преступления), заключение под стражу может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления.

При избрании мерой пресечения заключения под стражу должны соблюдаться требования ст.99 УПК. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Лицо, подвергнувшееся аресту, имеет право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания его под стражей. Постановление судьи об освобождении лица из- под стражи, вынесенное в результате судебной проверки, подлежит немедленному исполнению. Прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно лишённого свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором (ст.99 УПК).

В ст.22 Конституции РФ сказано: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению». Тем не менее, в УПК и на практике до сих пор действует правило, что на заключение под стражу санкцию даёт прокурор. Санкционирование постановления об избрании рассматриваемой меры пресечения прокурором  - важная гарантия от необоснованного ограничения прав личности в уголовном процессе.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях. Отказ в санкции равносилен указанию прокурора и поэтому согласно ст. 221 УПК должен иметь письменное выражение с обязательным последующим подшиванием к делу.

Право давать санкцию на арест принадлежит (ч.3-4 ст.100 УПК):
1)-генеральному прокурору РФ;
2)- главному военному прокурору;
3)- прокурорам республик, краёв, областей, городов, автономных областей и их заместителям ;
4)- прокурорам автономных округов, районным и городским прокурорам;
5)- военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей.

Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Поэтому они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, подвергнуты допросу без согласия соответствующей палаты
Федерального Собрания РФ, кроме случаев задержания на месте преступления, а также за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены её постановлением судьи, вынесенном в порядке, предусмотренном ст.221 УПК, возможно лишь при открытии новых обстоятельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Повторное применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, может быть обжаловано в суд на общих основаниях (ст.108 УПК).

Порядок содержания лиц, заключённых под стражу определяется ФЗ РФ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Местами предварительного заключения являются следственные изоляторы. В отдельных случаях, лица, взятые под стражу в порядке применения меры пресечения, могут содержаться в изоляторах временного содержания; подозреваемые и обвиняемые военнослужащие - на гауптвахте, а осуждённые, отбывающие наказание в ИТК и в ВТК и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолировано от осуждённых, отбывающих наказание.

§ 1. Сроки содержания под стражей.

Важная гарантия законных интересов личности - установление предельных сроков содержания под стражей и порядка продления. Содержание под стражей при расследовании преступлений по уголовным делам не может продолжаться более дух месяцев. Этот срок может быть продлён районным, городским прокурором, военным прокурором армии, флотилии, соединения, гарнизона и приравненных к ним прокурором в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения до трёх месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено лишь ввиду особой сложности дела прокурором республики, края, области, военным прокурором вида Вооружённых Сил РФ, группы войск и приравненным к ним прокурором до шести месяцев, а
Генеральным прокурором РФ и Главным военным прокурором до девяти месяцев со дня заключения под стражу.

Информация о работе Меры пресечения