Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:12, доклад
В условиях международной интеграции, в том числе в сфере борьбы с организованной преступностью, рассмотрение проблемы борьбы с преступными сообществами (организациями) в России без изучения опыта других стран было бы не полным. Необходим анализ и международных норм. Организованная преступность, несмотря на национальные особенности, имеет определенные сходные черты с зарубежной организованной преступностью. Это обусловливает необходимость объединения усилий всех стран в борьбе с ней.
3.1 Международный
опыт уголовно-правовой борьбы
с организованной преступностью
В условиях международной
интеграции, в том числе в сфере
борьбы с организованной преступностью,
рассмотрение проблемы борьбы с преступными
сообществами (организациями) в России
без изучения опыта других стран
было бы не полным. Необходим анализ
и международных норм. Организованная
преступность, несмотря на национальные
особенности, имеет определенные сходные
черты с зарубежной организованной
преступностью. Это обусловливает
необходимость объединения
Впервые проблема организованной
преступности международным сообществом
была осознана и получила юридическое
закрепление на пятом Конгрессе
ООН (Женева, 1975 г.), где было признано,
что преступность в форме международного
бизнеса представляет собой более
серьезную угрозу, чем традиционные
формы преступного поведения, в
последствии к этой проблеме обращались
шестой Конгpecc (Каракас, 1980 г.), при рассмотрении
вопроса о правонарушениях и правонарушителях,
седьмой Конгресс (Милан, 1985 г.), на котором
подчеркивалось, что организованная преступность
в значительной мере остается безнаказанной.
На восьмом Конгрессе
(Гавана, 1990 г.) отмечалось, что растущая
угроза организованной преступности и
ее дестабилизирующее и
— необходимость
поощрения проведения исследований структуры
организованной преступности и анализа
эффективности осуществления контрмер;
— необходимость
способствования разработке законодательства
в отношении новых видов
— принятие постановлений,
обязывающих финансовые учреждения
предоставлять всю информацию о
счетах конкретных лиц, а также постановлений,
обязывающих их сообщать соответствующим
органам о подозрительных или
необычных операциях с
— необходимость
перехвата сообщений по телекоммуникационной
связи и использование
— защиты свидетелей
от насилия и запугивания;
— участие всех стран
в борьбе с организованной преступностью
в сфере незаконного оборота
наркотиков;
— разработка типового
законодательства о конфискации
доходов от преступной деятельности;
— оказание содействия
проведению сопоставительного анализа
и сбору информации в отношении
международной организованной преступности,
ее причин, связи с внутригосударственной
нестабильностью и другими
Последний из перечисленных
принципов является еще одним
аргументом необходимости рассмотрения
вопроса международного регулирования
борьбы с организованной преступностью,
освещения опыта других стран. В той или
иной степени подробно этот опыт описан
в отечественной литературе[75].
Учитывая, что предметом
данной работы является не широкое
понятие «организованная
В ряде стран (Италия,
Испания, Франция, Германия, Республика
Беларусь, Республика Казахстан и
др.) само существование преступного
формирования признается общественно
опасным. При этом высокая общественная
опасность преступных формирований
признается независимо от тяжести тех
или иных преступлений, для совершения
которых они создаются.
В 1982 г. в УК Италии
введена ст. 416-bis, которая гласит:
«Всякий, кто участвует в объединении
мафиозного типа, состоящем из трех
или более лиц, наказывается лишением
свободы на срок от 3 до 6 лет. Все
те, кто создают, руководят или
организуют объединение, наказываются
лишением свободы на срок от 4 до 9 лет».
В Германии под созданием
преступных объединений понимается
«основание объединения, цели или деятельность
которого направлены на совершение преступлений,
или участие в подобном объединении
или его поддержка (§ 129 УК). Уголовный
кодекс предусматривает за эти деяния
наказания в виде лишения свободы
на срок до 5 лет или штраф. Приведенная
выше уголовно-правовая норма направлена
на то, чтобы предотвратить создание
и дальнейшее функционирование преступных
объединений, целями и деятельностью
которых является совершение преступлений.
Противоправность и наказуемость таких
криминальных сплочений вытекает из
содержания провозглашенной его
членами и выражающей их сущность
целевой установки, враждебной правопорядку
в целом, которую они планируют,
злоупотребляя предоставленной
законом свободой на создание объединений.
Уголовное законодательство
Испании предусматривает
В Новом уголовном
кодексе Франции дается понятие
такой формы преступного
При проведении сравнительно-правового
анализа значительный интерес представляет
законодательная практика стран
СНГ. Большой интерес представляет
опыт Республики Беларусь. Этот интерес,
в частности, обусловливается активными
взаимоинтеграционными процессами по
всем направлениям между данной республикой
и Россией.
В качестве самостоятельного
состава преступления УК Республики
Беларусь предусматривает создание
преступной организации и участие
в ней (ст. 74-2). Данная статья устанавливает
ответственность за такие деяния,
как: деятельность по созданию преступной
организации, а также руководство
преступной организацией (ч. I); те же действия,
совершенные особо опасным
Санкция данной статьи
предусматривает: лишение свободы
на срок от восьми до двенадцати лет
с конфискацией имущества (ч. 1); лишение
свободы на срок от десяти до пятнадцати
лет с конфискацией имущества (ч.
2); лишение свободы на срок от трех
до пяти лет с конфискацией имущества
или без таковой (ч. 3).
Уголовный кодекс Республики
Беларусь дает понятия преступной организации
и участника преступной организации
(ст. 17-2). Так, под преступной организацией
понимается «объединение организованных
преступных групп либо их организаторов
(руководителей), иных участников для
разработки или реализации мер по
осуществлению преступной деятельности
либо созданию условий для ее поддержания
и развития». Как мы видим, в отличие
от российского законодательства цель
преступной организации не ограничивается
рамками тяжких или особо тяжких
преступлений. Достаточно цели осуществления
любой преступной деятельности.
Участником преступной
организации признается «лицо, умышленно
принимающее участие в
Согласно ч. 3 ст. 17-2
УК «лицо, создавшее преступную организацию
или руководившее ею, несет ответственность
м создание преступной организации
или руководство ею, а также
за все совершенные участниками
преступной организации преступления,
если они охватывались его умыслом».
При анализе уголовного
законодательства других стран СНГ
обращает на себя внимание различное
определение преступного
По УК Кыргызской
Республики «преступным сообществом
признается предварительное объединение
двух или более организованных групп
для занятия преступной деятельностью»
(ч. 5 ст. 29).
УК Республики Таджикистан
признает преступным сообществом «двух
или нескольких преступных групп, организовавшихся
для неоднократного совершения тяжких
или особо тяжких преступлений, в
устойчивую организацию, деятельность
которой основывается на разделение
между членами сообщества и его
структурами функций
Иное определение
преступного сообщества содержится
в Модельном Уголовном кодексе
стран СНГ. В соответствии с ч.
4 ст. 38 Кодекса «преступным
Сравнительно-правовой
анализ уголовного законодательства зарубежных
стран, свидетельствует о следующем:
1) для уголовных кодексов всех стран,
в том числе и России характерно
установление ответственности за сам
факт создания преступного сообщества.
Во многих странах (Германия, Франция,
Республика Беларусь), как и в
России, предусмотрена уголовная
ответственность за участие в
таком сообществе. Такой признак
объективной стороны, как «руководство»,
наряду с УК РФ, предусмотрен только
УК Республики Беларусь. Вызывает интерес
положение УК Германии, закрепляющее такие
при-жаки объективной стороны, как «вербовка»
и «поддержка»; 2) ни один из приведенных
уголовных кодексов, кроме России, не содержит
наличие такого обязательного признака
субъективной стороны, как наличие цели
— совершение тяжкихили особо тяжких
преступлений. Во всех странах такая цель
сформулирована в виде совершения преступления.
УК Республики Беларусь вообще не устанавливает
наличие цели; 3) наличие квалифицирующих
признаков присуще только законодательству
России (использование служебного положения)
и Республики Беларусь (совершения преступления:
особо опасным рецидивистом; лицом, судимым
за тяжкие преступления; должностным лицом
с использованием служебного положения);
4) наиболее строгие санкции за создание
преступного сообщества присущи УК РФ,
из зарубежных стран - УК Испании и УК Республики
Беларусь; 5) освобождение от ответственности
за организацию преступного сообщества,
участие в нем, предусмотрено только в
новом УК Франции, Думается, что освобождение
от уголовной ответственности лица, активно
участвующего в раскрытии такого сообщества,
заслуживает внимания с точки зрения введения
аналогичной нормы в УК РФ.
3.2 Стратегия и
возможные шаги пресечения
В общем смысле, борьба
с организованной преступность –
это вопрос о социальной базе антимафиозной
борьбы, которая, несмотря на известные
процессы втягивания различных слоёв
населения в орбиту прямого или опосредованного
влияния организованной преступности,
представляется достаточно широкой. В
более конкретном плане это те люди, которые
способны влиять на принятие государственных,
политических решений и ещё не находятся
под влиянием криминалитета.[77]
Информация о работе Международный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью