Международный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:12, доклад

Описание

В условиях международной интеграции, в том числе в сфере борьбы с организованной преступностью, рассмотрение проблемы борьбы с преступными сообществами (организациями) в России без изучения опыта других стран было бы не полным. Необходим анализ и международных норм. Организованная преступность, несмотря на национальные особенности, имеет определенные сходные черты с зарубежной организованной преступностью. Это обусловливает необходимость объединения усилий всех стран в борьбе с ней.

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 35.47 Кб (Скачать документ)
 

3.1 Международный  опыт уголовно-правовой борьбы  с организованной преступностью 
 

В условиях международной  интеграции, в том числе в сфере  борьбы с организованной преступностью, рассмотрение проблемы борьбы с преступными  сообществами (организациями) в России без изучения опыта других стран  было бы не полным. Необходим анализ и международных норм. Организованная преступность, несмотря на национальные особенности, имеет определенные сходные  черты с зарубежной организованной преступностью. Это обусловливает  необходимость объединения усилий всех стран в борьбе с ней. 

Впервые проблема организованной преступности международным сообществом  была осознана и получила юридическое  закрепление на пятом Конгрессе  ООН (Женева, 1975 г.), где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более  серьезную угрозу, чем традиционные формы преступного поведения, в  последствии к этой проблеме обращались шестой Конгpecc (Каракас, 1980 г.), при рассмотрении вопроса о правонарушениях и правонарушителях, седьмой Конгресс (Милан, 1985 г.), на котором подчеркивалось, что организованная преступность в значительной мере остается безнаказанной. 

На восьмом Конгрессе (Гавана, 1990 г.) отмечалось, что растущая угроза организованной преступности и  ее дестабилизирующее и разлагающее  влияние на фундаментальные социальные, экономические и политические институты  представляет собой проблему, решение  которой требует более широкого и эффективного международного сотрудничества[74]. На данном Конгрессе были приняты  Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней. Среди них: 

— необходимость  поощрения проведения исследований структуры организованной преступности и анализа эффективности осуществления контрмер; 

— необходимость  способствования разработке законодательства в отношении новых видов правонарушений, связанных с «отмыванием» доходов  и организованным мошенничеством, таких  преступлений, как открытие и использование  счетов на вымышленное имя, преступлений с использованием компьютеров; 

— принятие постановлений, обязывающих финансовые учреждения предоставлять всю информацию о  счетах конкретных лиц, а также постановлений, обязывающих их сообщать соответствующим  органам о подозрительных или  необычных операциях с наличностью; 

— необходимость  перехвата сообщений по телекоммуникационной связи и использование электронного наблюдения при условии соблюдения прав человека; 

— защиты свидетелей от насилия и запугивания; 

— участие всех стран  в борьбе с организованной преступностью  в сфере незаконного оборота  наркотиков; 

— разработка типового законодательства о конфискации  доходов от преступной деятельности; 

— оказание содействия проведению сопоставительного анализа  и сбору информации в отношении  международной организованной преступности, ее причин, связи с внутригосударственной  нестабильностью и другими формами  преступности, а также в отношении  и борьбы с ней. 

Последний из перечисленных  принципов является еще одним  аргументом необходимости рассмотрения вопроса международного регулирования борьбы с организованной преступностью, освещения опыта других стран. В той или иной степени подробно этот опыт описан в отечественной литературе[75]. 

Учитывая, что предметом  данной работы является не широкое  понятие «организованная преступность», а такая ее форма, как «преступное  сообщество (преступная организация)», представляет интерес опыт борьбы именно с этими преступными формированиями. 

В ряде стран (Италия, Испания, Франция, Германия, Республика Беларусь, Республика Казахстан и  др.) само существование преступного  формирования признается общественно  опасным. При этом высокая общественная опасность преступных формирований признается независимо от тяжести тех  или иных преступлений, для совершения которых они создаются. 

В 1982 г. в УК Италии введена ст. 416-bis, которая гласит: «Всякий, кто участвует в объединении  мафиозного типа, состоящем из трех или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 6 лет. Все  те, кто создают, руководят или  организуют объединение, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 9 лет». 

В Германии под созданием  преступных объединений понимается «основание объединения, цели или деятельность которого направлены на совершение преступлений, или участие в подобном объединении  или его поддержка (§ 129 УК). Уголовный  кодекс предусматривает за эти деяния наказания в виде лишения свободы  на срок до 5 лет или штраф. Приведенная  выше уголовно-правовая норма направлена на то, чтобы предотвратить создание и дальнейшее функционирование преступных объединений, целями и деятельностью  которых является совершение преступлений. Противоправность и наказуемость таких  криминальных сплочений вытекает из содержания провозглашенной его  членами и выражающей их сущность целевой установки, враждебной правопорядку в целом, которую они планируют, злоупотребляя предоставленной  законом свободой на создание объединений. 

Уголовное законодательство Испании предусматривает уголовную  ответственность за членство в организации, имеющей целью осуществление  производства, распределения, торговли наркотиками (ст. 371 УК). При этом начальникам, руководителям или ответственным  лицам таких организаций или  ассоциаций мера лишения свободы  назначается на одну ступень выше, чем членам организации. Данное законодательство предусматривает ответственность  за создание незаконных объединений: имеющих  целью совершение преступления; в  виде вооруженных банд, формирований или террористических групп; имеющих законные цели, но использующих для их достижения насильственные методы (запугивание или контроль за личностью), побуждающих или подстрекающих к дискриминации, ненависти в отношении лиц, групп или объединений по мотивам идеологии, религии, убеждений, этнической, расовой или национальной принадлежности их членов или какого-либо из них, пола, семейного положения, болезни или инвалидности (ст. 515 УК). 

В Новом уголовном  кодексе Франции дается понятие  такой формы преступного сообщества, как объединение преступников, устанавливается  ответственность за участие в  нем. В соответствии со ст. 450-1 УК образует объединение преступников любая  сформированная группа или сговор с  целью подготовки, характеризующейся  одним или несколькими фактами, одного или нескольких преступлений или одного или нескольких проступков, наказуемых десятью годами заключения. Участие в таком объединении карается десятью годами лишения свободы и штрафом. Виновные при этом подвергаются дополнительным наказаниям: временное лишение политических, гражданских и семейных прав; запрещение состоять на государственной службе или осуществлять профессиональную или общественную деятельность и др. Французское уголовное законодательство предусматривает условия освобождения от наказания лица, принявшего участие в таком объединении (группе) или сговоре: если оно, до привлечения к ответственности, раскроет эту группу или этот сговор компетентным властям и позволит установить других участников (ст. 450-2). 

При проведении сравнительно-правового  анализа значительный интерес представляет законодательная практика стран  СНГ. Большой интерес представляет опыт Республики Беларусь. Этот интерес, в частности, обусловливается активными  взаимоинтеграционными процессами по всем направлениям между данной республикой и Россией. 

В качестве самостоятельного состава преступления УК Республики Беларусь предусматривает создание преступной организации и участие  в ней (ст. 74-2). Данная статья устанавливает  ответственность за такие деяния, как: деятельность по созданию преступной организации, а также руководство  преступной организацией (ч. I); те же действия, совершенные особо опасным рецидивистом, или лицом, ране судимым за тяжкое преступление, или должностным лицом ранее судимым за тяжкое преступление, или должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2); участие в преступной организации в любой иной форме (ч. 3). Участник преступной организации за исключением лица, совершившего деяния, предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 74-2 УК, добровольно заявивший о существовании преступной организации и способствовавший ее разоблачению, освобождается от уголовной ответственности за участие в преступной организации. 

Санкция данной статьи предусматривает: лишение свободы  на срок от восьми до двенадцати лет  с конфискацией имущества (ч. 1); лишение  свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества (ч. 2); лишение свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества  или без таковой (ч. 3). 

Уголовный кодекс Республики Беларусь дает понятия преступной организации  и участника преступной организации (ст. 17-2). Так, под преступной организацией понимается «объединение организованных преступных групп либо их организаторов (руководителей), иных участников для  разработки или реализации мер по осуществлению преступной деятельности либо созданию условий для ее поддержания  и развития». Как мы видим, в отличие  от российского законодательства цель преступной организации не ограничивается рамками тяжких или особо тяжких преступлений. Достаточно цели осуществления  любой преступной деятельности. 

Участником преступной организации признается «лицо, умышленно  принимающее участие в деятельности преступной организации или оказывающее  содействие в разработке или реализации мер по осуществлению такой деятельности либо созданию условий для ее поддержания  и развития». 

Согласно ч. 3 ст. 17-2 УК «лицо, создавшее преступную организацию  или руководившее ею, несет ответственность  м создание преступной организации  или руководство ею, а также  за все совершенные участниками  преступной организации преступления, если они охватывались его умыслом». 

При анализе уголовного законодательства других стран СНГ  обращает на себя внимание различное  определение преступного сообщества Так, согласно УК Республики Узбекистан «преступны сообществом признается устойчивое сплоченное объединение двух и более лиц или групп, предварительно сорганизовавшихся для систематического совершения тяжких или особо тяжких преступлений» (ч. 5 ст. 31). 

По УК Кыргызской Республики «преступным сообществом  признается предварительное объединение  двух или более организованных групп  для занятия преступной деятельностью» (ч. 5 ст. 29). 

УК Республики Таджикистан  признает преступным сообществом «двух  или нескольких преступных групп, организовавшихся для неоднократного совершения тяжких или особо тяжких преступлений, в  устойчивую организацию, деятельность которой основывается на разделение между членами сообщества и его  структурами функций управления, обеспечения и исполнения преступных целей сообщества» (ч. 4 ст. 39). 

Иное определение  преступного сообщества содержится в Модельном Уголовном кодексе  стран СНГ. В соответствии с ч. 4 ст. 38 Кодекса «преступным сообществом  признается сплоченное объединение  организованных преступных групп с  целью получения незаконных доходов». В научной литературе подчеркивается, что «столь существенные различия в  определении преступного сообщества свидетельствуют об отсутствии в  уголовно-правовой доктрине последних  десятилетий четких критериев и  показателей этого социально  опасного явления»[76]. 

Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства зарубежных стран, свидетельствует о следующем: 1) для уголовных кодексов всех стран, в том числе и России характерно установление ответственности за сам  факт создания преступного сообщества. Во многих странах (Германия, Франция, Республика Беларусь), как и в  России, предусмотрена уголовная  ответственность за участие в  таком сообществе. Такой признак  объективной стороны, как «руководство», наряду с УК РФ, предусмотрен только УК Республики Беларусь. Вызывает интерес положение УК Германии, закрепляющее такие при-жаки объективной стороны, как «вербовка» и «поддержка»; 2) ни один из приведенных уголовных кодексов, кроме России, не содержит наличие такого обязательного признака субъективной стороны, как наличие цели — совершение тяжкихили особо тяжких преступлений. Во всех странах такая цель сформулирована в виде совершения преступления. УК Республики Беларусь вообще не устанавливает наличие цели; 3) наличие квалифицирующих признаков присуще только законодательству России (использование служебного положения) и Республики Беларусь (совершения преступления: особо опасным рецидивистом; лицом, судимым за тяжкие преступления; должностным лицом с использованием служебного положения); 4) наиболее строгие санкции за создание преступного сообщества присущи УК РФ, из зарубежных стран - УК Испании и УК Республики Беларусь; 5) освобождение от ответственности за организацию преступного сообщества, участие в нем, предусмотрено только в новом УК Франции, Думается, что освобождение от уголовной ответственности лица, активно участвующего в раскрытии такого сообщества, заслуживает внимания с точки зрения введения аналогичной нормы в УК РФ. 

3.2 Стратегия и  возможные шаги пресечения организованной  преступной деятельности 
 

В общем смысле, борьба с организованной преступность –  это вопрос о социальной базе антимафиозной борьбы, которая, несмотря на известные процессы втягивания различных слоёв населения в орбиту прямого или опосредованного влияния организованной преступности, представляется достаточно широкой. В более конкретном плане это те люди, которые способны влиять на принятие государственных, политических решений и ещё не находятся под влиянием криминалитета.[77]  

Информация о работе Международный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью