Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:12, доклад
В условиях международной интеграции, в том числе в сфере борьбы с организованной преступностью, рассмотрение проблемы борьбы с преступными сообществами (организациями) в России без изучения опыта других стран было бы не полным. Необходим анализ и международных норм. Организованная преступность, несмотря на национальные особенности, имеет определенные сходные черты с зарубежной организованной преступностью. Это обусловливает необходимость объединения усилий всех стран в борьбе с ней.
В этой связи, возникает
вопрос непосредственно связанный
с выработкой стратегии – об отношении
к так называемому «
По мнению ряда учёных,
в том числе и Ю.Н. Адашкевича,
в основе концепции борьбы с организованной
преступности должно присутствовать положение,
согласно которому избавить демократическое
общество от организованной преступности
невозможно в принципе. По этому последующие
выводы по целям, задачам, формам и методам
борьбы, её организационному построению
законодательному и иному обеспечению
они предлагают делать исходя из этой
позиции.[79]
Одним из немногих эффективных
методов борьбы с организованной
преступностью является постоянное
и методичное наращивание усилий
правоохранительных органов и жёсткий
контроль за теми сферами, в которые организованная
преступность может или пытается проникнуть.
Особую роль при этом должны играть анализ
процессов, происходящих в мафиозных структурах,
и их прогнозирование. Это подтверждает
и зарубежная практика.
Так, японские специалисты
ещё в 80-е годы прошлого столетия
стали выделять следующие направления
борьбы с организованной преступностью:
-
нарушение организационной
-
подрыв финансовой базы
-
устранение причин и условий,
способствующих существованию
Необходимо наличие
управляющего воздействия на процессы,
связанные с распространением организованной
преступности, о стремлении к тому,
чтобы вопросы борьбы с ней
стали предметом постоянного
специального государственного регулирования.
Но в интересах решения
Особо кризисные
ситуации в стране в сфере борьбы
с преступностью, должны разрешаться
с использованием соответствующего
чрезвычайного
Мировой практике известны
три основных варианта решения проблемы
контроля над преступностью, в том
числе над организованной. Первые два
– на юридической или квазиюридической
поверхности этого феномена. Третий –
глубинный, комплексный, в плане оздоровления
общества в целом.
Гипотетически эти
направления борьбы с преступностью
обозначил А.С. Никофоров: «Вариант
первый. Бороться с организованной преступностью
с помощью обычных средств уголовного
процесса: доследственная, оперативно-розыскная
разработка, предварительное следствие,
суд. Всё это – с соблюдением процессуальных
гарантий законности и прав подозреваемого,
обвиняемого, подсудимого: сбор и оценка
доказательств по установленным законом
правилам, соблюдение законных сроков
процессуальных действий, презумпция
невиновности и прав на защиту, состязательность
судебного процесса. Даже если законодатель
признаёт субъектом преступления и уголовной
ответственности за него не только физическое
лицо, но и организацию, этот вариант вряд
ли станет панацеей. Тщательно законспирированная
преступная организация найдёт средства
и способы уйти от ответственности.
Вариант второй. На основе
и в пределах данных оперативно-розыскной
разработки «вычислить» и ликвидировать
все имеющиеся в наличии
При первом варианте
преступная организация вряд ли окажется
на скамье подсудимых, при втором –
вместо ликвидированных криминальных
формирований появятся новые.
Вариант третий. В
оптимальной ситуации, т.е. если бы в
России существовал жёстко структурированный,
относительно стабильный рынок гангстерских
услуг, в борьбе с организованной
преступностью вполне можно было
бы руководствоваться тем
Современная организованная
преступность в нашей стране, в
силу своей коррумпированности, грабит
в первую не отдельные группы населения,
а страну в целом. Выход из этой
ситуации лежит в плоскости принятия
не только политических решений, но и изменения
уголовно-правовой и уголовно-процессуальной
политики государства. Представляется,
что каждый из трёх описанных вариантов
борьбы с организованной преступностью,
при известной корректировке, имеет право
на существование и применение.
По первому из
вариантов, следует отметить, что
он не имеет решающего значения в
ряду чрезвычайных мер, так как совершенствование
уголовного и уголовно-процессуального
законодательства – задача постоянная.
Относительно второго
варианта, при всех его отмеченных
изъянах и недостатках, необходимо
особо подчеркнуть, что он может
рассматриваться как
Признавая борьбу с
организованной преступностью как
данность, государство вовсе не обязано
вводить в решение этой проблемы
не правовые средства, оно должно расширить
границы правового поля и приспособить
под эти новые границы имеющиеся
правовые средства или вводить средства
новые. Иллюстрацией введения таких узаконенных
новых средств может служить опыт Израиля.
Решение о ликвидации
конкретного лица исходит от сверхсекретного
органа, действующего на основании
списка лиц подлежащих уничтожению
и личной санкции премьер-министра
Израиля. Количество фамилий, занесённых
в список, постоянно меряется от
одной-двух до ста и более. Требование
о внесении кого-либо в список подлежащих
уничтожению обычно передаётся руководителем
«Моссад» в канцелярию премьер-министра,
который, в свою очередь, переадресует
её специальному судебному органу,
настолько засекреченному, что даже
Верховный суд Израиля не располагает
о нём какой- либо информацией. Этот
орган состоит из работников разведывательных
органов, военных, чиновников министерства
юстиции, заседает как военный трибунал
и судит заочно. Слушания, похожие
на судебные разбирательства, проводятся
в различных законспирированных
помещениях. Состав органа и место
заседаний постоянно меняются. Для
каждого дела назначаются два
юриста: один поддерживает обвинение,
другой выступает в роли защитника.
На основании представленных улик суд
выносит своё решение, в том числе
и об уничтожении лица при первом
удобном случае. Но для этого премьер-министр
должен подписать исполнительный ордер.
Как показывает мировой
опыт борьбы с организованной преступностью,
ужесточение государством карательной
политики и практики использования
специальных подразделений, не даёт
решения проблемы в целом, но позволяет
снизить уровень преступности до
безопасной для государства и
общества отметки.
Третий вариант
решения рассматриваемой
Однако нет сомнения, что слепое копирование Россией иностранного опыта решения социальных и правовых проблем борьбы с организованной преступностью весьма опасно, но применить такой опыт в качестве базы, с адаптацией к местным условиям, несомненно целесообразно.
3.3 Проблемы борьбы
с организованной преступностью
Противодействие транснациональной
организованной преступности - сложный
и многогранный процесс. Этот процесс
требует принятия правовых мер и
решений, в конечном итоге - применение
санкций уголовно-правового
Информация о работе Международный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью