Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Предварительное расследование - самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Что касается работы сотрудников органов дознания, то именно на этой стадии последними осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на названной и предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного процесса осуществляется деятельность органов предварительного следствия и дознания, так как их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Виды органов предварительного расследования 4
§ 1. Органы предварительного следствия прокуратуры 4
§ 2. Органы предварительного следствия органов внутренних дел 7
§ 3. Органы предварительного следствия Федеральной службы безопасности 11
§ 4. Оперативно-разыскной департамент ФСКН России 12
Глава 2. Задачи органов предварительного расследования 14
Заключение 20
Библиографический список: 23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи..docx

— 51.26 Кб (Скачать документ)

25

 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Виды органов предварительного расследования 4

§ 1. Органы предварительного следствия прокуратуры 4

§ 2. Органы предварительного следствия органов внутренних дел 7

§ 3. Органы предварительного следствия Федеральной службы безопасности 11

§ 4. Оперативно-разыскной департамент ФСКН России 12

Глава 2. Задачи органов предварительного расследования 14

Заключение 20

Библиографический список: 23

 

 

 
 
 

 

Введение.

 

Предварительное расследование - самая  большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.

Что касается работы сотрудников органов  дознания, то именно на этой стадии последними осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на названной и предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного процесса осуществляется деятельность органов предварительного следствия и дознания, так как их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.

Основанная на законе, принципах  и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания) способствует эффективной  борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в  духе неуклонного соблюдения законов.

Вместе с тем осуществление  предварительного расследования без  достаточных к тому оснований  также, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.

Пока еще нередки случаи нарушения  сроков предварительного расследования, осуществления такового некомпетентным органом, игнорирования процессуальной самостоятельности следователя, необходимости  взаимодействия и т.п. К предварительному расследованию приступают без наличия  к тому законных оснований, а иногда и без возбуждения уголовного дела.

Необоснованное производство предварительного расследования отрицательно сказывается  на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате  сил, средств и времени органов  предварительного расследования, к  отвлечению их от раскрытия действительно  совершенных тяжких преступлений. К  тому же граждане в этих случаях  без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, иные правоохранительные органы, отрываются от общественно полезного труда.

Необоснованный отказ от применения средств стадии предварительного расследования часто подрывает принцип неотвратимости ответственности, создает возможность не изобличенным преступникам совершать новые, подчас более жестокие преступления, вовлекать в них других лиц. Подобные нарушения закона подрывают авторитет государственных органов.

По этой причинам следует уделить  особое внимание стадии предварительного расследования и видам органам.

 

Глава 1. Виды органов предварительного расследования

§ 1. Органы предварительного следствия  прокуратуры

 

Следственные аппараты органов  прокуратуры осуществляют уголовное  преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации к их компетенции.

Следователи органов прокуратуры  осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений  и в строгом соответствии с  действующими на территории Российской Федерации законами. Они несут персональную ответственность за принимаемые решения и действия по находящимся в их производстве уголовным делам.

Следователи органов прокуратуры  не подотчетны и не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся  в их производстве дел, а также  предоставлять их кому-либо для ознакомления, кроме случаев, предусмотренных  уголовно-процессуальным законодательством.

Следователи прокуратуры наделены властными полномочиями в пределах своей компетенции и неисполнение их требований, а также уклонение  от явки по вызову влекут за собой установленную  законом ответственность.

Структуру органов предварительного следствия в системе органов  прокуратуры представляют:

1) в Генеральной прокуратуре  — Главное следственное управление, в составе которого имеются  управления и отделы. Главное  следственное управление возглавляет  начальник Главного следственного  управления — заместитель Генерального  прокурора.

В Главном следственном управлении, его управлениях и отделах  устанавливаются должности старших  прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников;

2) в прокуратурах субъектов Российской  Федерации и приравненных к  ним прокуратурах — следственные  управления и отделы.

Возглавляет следственное управление или отдел — начальник следственного  управления — заместитель прокурора  субъекта Федерации.

В следственном управлении и отделах  устанавливаются должности старших  прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей и их помощников;

3) в прокуратурах городов, районов  и приравненных к ним прокуратурах  структурных подразделений нет,  но устанавливаются должности  следователей по особо важным  делам, старших следователей, следователей  и их помощников. Руководит работой  следственного аппарата непосредственно  прокурор города или района.

Следственный аппарат прокуратуры  всех уровней, его структура и  численность устанавливаются Генеральным  прокурором. В центральном аппарате полномочия структурных подразделений  также устанавливает Генеральный  Прокурор.

Указания Генерального прокурора  РФ по вопросам предварительного следствия  и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными  для исполнения.

Общее руководство деятельностью  следственного аппарата органов  прокуратуры осуществляет заместитель  Генерального прокурора — начальник  Главного следственного управления через центральный аппарат и  следственные подразделения, а также  через центральный аппарат и  следственные подразделения субъектов  РФ.

Деятельностью следователей городского и районного звена непосредственно  руководит прокурор города или района, а по вертикали — заместитель  прокурора субъекта Федерации —  начальник следственного управления (отдела).

Сотрудники следственного аппарата районного и областного звена  принимаются на должность и освобождаются  от должности только по согласованию со следственным управлением субъекта Российской Федерации. Следователи  этого уровня не могут быть привлечены к дисциплинарной и иной ответственности  без согласования со следственным управлением.

Следует особо отметить деятельность прокуроров-криминалистов. В рамках своих полномочий они оказывают  методическую помощь следователям, принимают  участие в проведении отдельных  следственных действий, расследуют уголовные  дела. Их полномочия определяются Федеральным  законом “О прокуратуре Российской Федерации”, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Кроме  этого прокуроры-криминалисты организуют профессиональную подготовку следователей, внедряют в практику передовой опыт расследования дел и научно-технических  средств.

В специализированных прокуратурах, приравненных к прокуратурам субъектов  РФ, районным и городским прокуратурам, имеются соответственно следователи  по особо важным делам, старшие следователи, следователи и их помощники. Аналогичным  образом построен следственный аппарат  военной прокуратуры.

На должность следователей прокуратуры  могут быть приняты только граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и  моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые  на них служебные обязанности. 

§ 2. Органы предварительного следствия  органов внутренних дел

 

Следственный аппарат органов  внутренних дел входит в структуру  Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с  Указом Президента Российской Федерации  установлено, что Следственный комитет  при МВД РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации. Положением об органах предварительного следствия определены следующие их задачи: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ1.

Данные задачи реализуются в  форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями  и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными  действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Кроме этого органы предварительного следствия анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей; разрабатывают  и реализуют меры по повышению  качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и  рекомендуют к внедрению положительный  опыт предварительного следствия и методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность; обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; выполняют и другие функции по обеспечению деятельности органов предварительного следствия.

Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации  представляют:

- Следственный комитет при Министерстве  внутренних дел РФ;

- Главное следственное управление (управления, отделы) при органах  внутренних дел субъектов РФ;

- Следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах  внутренних дел в районах, городах,  округах, а также при органах  внутренних дел в закрытых  административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных  объектах;

- Следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах  внутренних дел на железнодорожном,  воздушном и водном транспорте.

Следственный комитет возглавляет  заместитель министра — начальник  Следственного комитета при МВД  РФ, который назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

В составе центрального аппарата существуют управления и отделы, которые осуществляют деятельность по руководству нижестоящими следственными подразделениями. В  следственных подразделениях имеются  должности следователей, старших  следователей и следователей по особо  важным делам.

В соответствии с приказом МВД РФ “О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 года” от 4 января 1999 г. разработана типовая структура следственного управления (отдела) СУ, СО МВД республик в составе России, УВД, УВДТ:

- заместитель министра внутренних  дел, зам. начальника УВД, УВДТ, он же начальник следственного  управления (отдела);

- отдел зонального контроля;

- организационно-методический отдел;

- Управление (отдел) по расследованию  организованной преступной деятельности (следственная часть);

- канцелярия.

Деятельность следственных подразделений  этого уровня сосредоточена на организационно-методическом руководстве деятельностью подчиненных  следственных подразделений и процессуальном контроле за производством предварительного следствия. Весьма важное влияние на сроки расследования и качество следствия оказывает именно организация расследования по наиболее сложным уголовным делам. Как правило, после передачи дела по подследственности от органа дознания органу предварительного следствия возникают сложности организационного характера. Такая ситуация складывается по большинству дел и вызвана она внутриведомственной разобщенностью, так как органы милиции, передав дело по подследственности, теряют к нему интерес, особенно когда установлено лицо, совершившее преступление.

Информация о работе Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи