Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Предварительное расследование - самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Что касается работы сотрудников органов дознания, то именно на этой стадии последними осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на названной и предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного процесса осуществляется деятельность органов предварительного следствия и дознания, так как их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Виды органов предварительного расследования 4
§ 1. Органы предварительного следствия прокуратуры 4
§ 2. Органы предварительного следствия органов внутренних дел 7
§ 3. Органы предварительного следствия Федеральной службы безопасности 11
§ 4. Оперативно-разыскной департамент ФСКН России 12
Глава 2. Задачи органов предварительного расследования 14
Заключение 20
Библиографический список: 23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи..docx

— 51.26 Кб (Скачать документ)

Руководители следственных подразделений  наделены правом производства предварительного следствия. Указанные должностные  лица при производстве предварительного следствия пользуются правами следователя.

Такова общая характеристика полномочий следователя и его процессуальных прав, но в рамках существующих следственных аппаратов следует отметить особое положение следователя прокуратуры, который в необходимых случаях по поручению прокурора может принять к своему производству любое дело любой подследственности.

В деятельности следственных аппаратов  различных ведомств большое значение имеет определение пределов компетенции  и разграничение полномочий. Главным  регулятором в этих вопросах являются требования УПК РФ об обязательности предварительного следствия и определении  подследственности.

Подследственность характеризует  совокупность юридических признаков  уголовного дела и устанавливает  конкретный орган, который обязан осуществлять предварительное расследование  данного дела.

В теории и на практике выделены три  основных признака определения подследственности  уголовного дела: предметный (родовой); территориальный (местный); персональный (личный).

Предметный признак определяет характер и степень общественной опасности совершенного преступления и позволяет разграничить межведомственную подследственность.

Территориальный признак позволяет  разграничить подследственность между  одноименными органами дознания и предварительного следствия в зависимости от обслуживаемой  ими территории. Наиболее характерным  примером служит разграничение подследственности  между территориальными и транспортными  органами прокуратуры и милиции.

Персональный признак определяет подследственность на основании  конкретных признаков субъекта преступления. Так, следователи прокуратуры расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями прокуратуры, всеми  должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов либо о преступлениях, совершенных в отношении указанных  лиц в связи с их служебной  деятельностью.

Разграничение подследственности  между следователями разных уровней  внутри одного ведомства производится на основании ведомственных приказов или указаний.

При соединении в одно производство дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных  разным органам предварительного следствия, подследственность определяется прокурором.

Общая характеристика дел, подследственных  следователям прокуратуры, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь  сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.

Следователи органов внутренних дел  расследуют дела о причинении различной  степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.

Следователи органов Федеральной  службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и  др. преступления.

Исчерпывающий перечень преступлений и их подследственность определены УПК РФ. 

Заключение

 

 

Таким образом систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

· быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

· всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

· обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

· обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

· обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

· установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

· выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия  является основной, главной функцией следователей всей системы органов  предварительного следствия. Следователи  не вправе производить оперативно-розыскные  мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное  следствие в одном и том  же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных  подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных  дел, а также жалоб об отказе в  возбуждении уголовного дела, о прекращении  уголовного дела, а равно иных решений  и действий дознавателя, следователя, прокурора.  

В систему правоохранительных органов  РФ входят органы предварительного расследования.

Предварительное расследование –  это деятельность уполномоченных законом  государственных органов и должностных  лиц, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение  их к уголовной ответственности и восстановление прав потерпевших от преступления.

Предварительное расследование может  осуществляться в двух формах: в  форме предварительного следствия  и в форме дознания.

Предварительное следствие осуществляют следователи при ОВД, прокуратуры, ФСБ и госнаркоконтроля. Предварительное следствие осуществляется в течении 2 месяцев. Этот срок может быть продлен прокурором города, субъекта РФ и Генеральным прокурором РФ до 6, 12 и 18 месяцев соответственно. Максимальный срок предварительного следствия законом не установлен. При направлении уголовного дела в суд итоговым решением является обвинительное заключение.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

Процессуальный статус следователя  и дознавателя практически ничем  не отличается: они независимы; принимают  процессуальные решения самостоятельно, руководствуясь законом и основываясь  только на своем внутреннем убеждении  и материалах дела (здесь есть различие: дознаватель утверждает обвинительный  акт у начальника ОД и у прокурора, а следователь – только у прокурора); самостоятельно принимают решения  о ходе расследования; обладают одинаковым набором средств для достижения целей уголовного преследования (здесь между ними есть различие: отдельное поручение, согласно УПК, может давать органу дознания только следователь, хотя четкого запрета на это дознавателю закон не установил), несут полную ответственность за все свои действия и решения по делу.

 

Библиографический список:

 

  1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
  2. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности". Ст. 13.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. (ред. от 21.07.2011).
  4. Федеральный закон РФ " О внесении изменений и дополнений в УПК РФ" от 29. 05. 2002.
  5. Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 года № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. № 1937).
  6. Комментарий к Конституции РФ. Изд-во БЕК., М., 1994.
  7. Приказ МВД РФ от 20.06.96 г. №334 “Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений”.
  8. Приказ МВД РФ от 04.01.99 г.  №1 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.98. №1422”.(Положение о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел РФ).
  9. Бабенко А., Яблоков В. Судебный контроль за предварительным расследование необходимо расширить. // Российская юстиция. 2000. № 6. С. 43.
  10. Быков В. М. Основания приостановления предварительного следствия по УПК РФ. // Государство и право. - 2004.- № 5. С. 107.
  11. Васильев О. Л. Процессуальные функции следователей, органов дознания и дознавателей на стадии предварительного расследования // Вестник Московского университета. Сер. И. Право. 2003. № 1.С. 72.
  12. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999 . Раздел 5. Гл. 6.
  13. Галков В.А., С.Ф. Шумилин. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебное пособие. Белгород, 1996.
  14. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 2002. Гл. 15.
  15. Зажицкий В. Таможенные органы - органы дознания // Российска юстиция, 1994, № 11.
  16. Крылов  И.Ф., Бастрыкин А.М., Розыск, дознание, следствие – Л., Изд-во ЛГУ ,1986.
  17. Егоров В. А. Информационные технологии предварительного расследования преступлений. // Российский следователь. 2006. № 6. С. 25.
  18. Ефимичев С. П. Обвинительное заключение. // Российский следователь. 2005. № 12.
  19. Назаренко В. Когда предварительное следствие обязательно. // Законность. 2006. № 2. С. 42.
  20. Назаренко В.  Практическое значение и перспектива предварительного следствия. // Законность. 2001, № 6. С. 21.
  21. Назаренко В. Предварительное расследование в современном уголовном процессе. // Законность. 2002. № 8. С. 7.
  22. Некрасов С. Исчисление сроков предварительного следствия и содержания под стражей. // Законность. 1997. № 6. С. 29.
  23. Познышев С.В. / Уголовный процесс. М., 1913. С. 182.
  24. Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк. 2004. Гл. 14.
  25. Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. – ., Щит-М. 1998. Гл.2. параграф 5.
  26. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М.,  Щит-М. 2000.

1 Указ Президента РФ “О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации” от 23 ноября 1998 г.


Информация о работе Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи