Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа
Предварительное расследование - самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Что касается работы сотрудников органов дознания, то именно на этой стадии последними осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на названной и предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного процесса осуществляется деятельность органов предварительного следствия и дознания, так как их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.
Введение. 2
Глава 1. Виды органов предварительного расследования 4
§ 1. Органы предварительного следствия прокуратуры 4
§ 2. Органы предварительного следствия органов внутренних дел 7
§ 3. Органы предварительного следствия Федеральной службы безопасности 11
§ 4. Оперативно-разыскной департамент ФСКН России 12
Глава 2. Задачи органов предварительного расследования 14
Заключение 20
Библиографический список: 23
Контрольные функции следственных управлений имеют рамки зонального контроля и методического обеспечения. Контроль в полной мере осуществляется по делам, подсудным областным и другим судам этого уровня. По этим делам контроль имеет определенную системность, а по другим делам он эпизодичен.
Кроме этого следственное управление непосредственно расследует тяжкие, наиболее сложные и совершенные на территории нескольких районов или областей преступления, а также преступления, подсудные краевому, областному суду, Верховному Суду республики в составе Российской Федерации; готовит рекомендации по совершенствованию организации следственной работы, тактике и методике расследования отдельных видов преступлений; изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы и научные методы расследования, обеспечивает их внедрение в следственную практику; контролирует правильное использование в следственных подразделениях криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта, а также сохранность вещественных доказательств и изымаемых при расследовании ценностей; организует рассмотрение и разрешение в установленном порядке жалоб и заявлений по вопросам деятельности следственного аппарата; организует учебу и профессиональную подготовку следственных кадров.
Нижестоящим звеном органов предварительного
следствия в составе МВД
Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения с учетом проблем борьбы с преступностью на обслуживаемой территории или объекте.
Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности имеет структуру, которая отличается от структуры следственных аппаратов органов прокуратуры особенностью построения органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с уголовно-процессуальным
кодексом на следователей органов Федеральной
службы безопасности возложено производство
предварительного следствия по преступлениям
против основ конституционного строя
и безопасности государства, некоторым
преступлениям в сфере
Основным законодательным
В соответствии с этим Указом следственный аппарат ФСБ представляет структуру из двух звеньев:
Следственное управление (центральный аппарат);
следственные отделы региональных управлений субъектов Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации.
В составе следственных подразделений
имеются должности
Деятельность следователей ФСБ контролируется руководителями следственных подразделений, а надзор за их деятельностью осуществляют прокуроры, территориальные и военные.
Оперативно-розыскной департамент ФСКН России образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 1180.
Основными задачами Оперативно-розыскного департамента ФСКН России являются:
Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Организация и осуществление розыска лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля , и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо места нахождения которых неизвестно.
Осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, на Оперативно-розыскной департамент ФСКН России возложено исполнение следующих государственных функций:
По выдаче заключений об отсутствии
у работников, которые в силу своих
служебных обязанностей получат
доступ непосредственно к
По выдаче заключений о соответствии
установленным требованиям
По выдаче разрешений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
По проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Исходя из объема выполняемой следственной
работы по уголовным делам, большую
часть ее выполняет следственный
аппарат органов внутренних дел.
Но эти дела не представляют сложности
в доказывании и расследовании.
Меньший объем следственной работы
выполняется следователями
Дела, которые расследуют следователи
органов Федеральной службы безопасности
и следователи Федеральных
Деятельность органов
Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет
следователю необходимые
Решения следователя облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ.
При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Например, прокурор санкционирует постановления следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (арест), об отстранении обвиняемого от должности и др. В то же время закон позволяет следователю в случаях, не терпящих отлагательства, произвести обыск без санкции прокурора, но с последующим сообщением об этом прокурору.
Следователь, рассматривая заявление
о совершенном преступлении, самостоятельно
принимает решение о
Собрав достаточные
По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий. Этим правом следователи пользуются постоянно, так как, отвечая в целом за судьбу расследуемого дела, они не передоверяют органам дознания выполнение ответственных следственных действий. Однако в следственной практике широко используются органы дознания при производстве обыска, выемки, задержания и других следственных действий, когда следователь дает им поручение об этом.
Нередко возникает необходимость
в допросе свидетелей или потерпевших,
находящихся за пределами того района,
где производится расследование. В
таких случаях следователь
Расследуя дело, следователь имеет право задержать подозреваемого в совершении преступления, а в случае, если он скрылся, или лицо, совершившее преступление, не известно, поручить органам дознания их розыск. Все поручения органам дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения.
Большое значение в борьбе с преступностью
имеют сроки производства расследования.
По общему правилу предварительное
расследование по уголовному делу должно
быть закончено не позднее чем
в двухмесячный срок. В этот срок
включается время со дня возбуждения
дела и до момента направления
дела прокурору с обвинительным
заключением или постановлением
о передаче дела в суд для рассмотрения
вопроса о применении принудительных
мер медицинского характера либо
прекращения или
Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором по постановлению следователя, когда расследуется многоэпизодное дело или когда к уголовной ответственности привлекаются несколько обвиняемых.
Соблюдение установленных
Действия следователя
Следователь, опираясь на внутреннее убеждение, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам, и в этом случае закон дает следователю право представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При подобной ситуации прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
В организации производства расследования важную роль играют начальники следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и их заместители, действующие в пределах своих полномочий. Указания этих лиц обязательны для исполнения следователем. Однако следователь вправе обжаловать порученные указания прокурору, не приостанавливая их исполнения. Вместе с тем указания прокурора обязательны для исполнения всеми руководителями следственных подразделений.
Информация о работе Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи