Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Предварительное расследование - самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
Что касается работы сотрудников органов дознания, то именно на этой стадии последними осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на названной и предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного процесса осуществляется деятельность органов предварительного следствия и дознания, так как их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Виды органов предварительного расследования 4
§ 1. Органы предварительного следствия прокуратуры 4
§ 2. Органы предварительного следствия органов внутренних дел 7
§ 3. Органы предварительного следствия Федеральной службы безопасности 11
§ 4. Оперативно-разыскной департамент ФСКН России 12
Глава 2. Задачи органов предварительного расследования 14
Заключение 20
Библиографический список: 23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи..docx

— 51.26 Кб (Скачать документ)

Контрольные функции следственных управлений имеют рамки зонального контроля и методического обеспечения. Контроль в полной мере осуществляется по делам, подсудным областным и  другим судам этого уровня. По этим делам контроль имеет определенную системность, а по другим делам он эпизодичен.

Кроме этого следственное управление непосредственно расследует тяжкие, наиболее сложные и совершенные  на территории нескольких районов или  областей преступления, а также преступления, подсудные краевому, областному суду, Верховному Суду республики в составе Российской Федерации; готовит рекомендации по совершенствованию организации следственной работы, тактике и методике расследования отдельных видов преступлений; изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы и научные методы расследования, обеспечивает их внедрение в следственную практику; контролирует правильное использование в следственных подразделениях криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта, а также сохранность вещественных доказательств и изымаемых при расследовании ценностей; организует рассмотрение и разрешение в установленном порядке жалоб и заявлений по вопросам деятельности следственного аппарата; организует учебу и профессиональную подготовку следственных кадров.

Нижестоящим звеном органов предварительного следствия в составе МВД являются отделы, отделения, группы при органах  внутренних дел в районах, городах, округах и других формированиях  этого уровня, которые расследуют подавляющее число преступлений. В их штатах состоят следователи, старшие следователи и следователи  по особо важным делам. Деятельностью  этого звена непосредственно  руководит заместитель начальника горрайоргана внутренних дел — начальник  следственного отдела. Основные задачи этой структуры: расследование и  раскрытие преступлений, возмещение причиненного ущерба, выявление и  устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его  следственного подразделения с  учетом проблем борьбы с преступностью  на обслуживаемой территории или  объекте. 

§ 3. Органы предварительного следствия  Федеральной службы безопасности

 

 

Следственный аппарат органов  Федеральной службы безопасности имеет  структуру, которая отличается от структуры  следственных аппаратов органов  прокуратуры особенностью построения органов Федеральной службы безопасности.

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом на следователей органов Федеральной  службы безопасности возложено производство предварительного следствия по преступлениям  против основ конституционного строя  и безопасности государства, некоторым  преступлениям в сфере экономической  деятельности, особо тяжким преступлениям  против общественной безопасности, против мира и безопасности человечества.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов  предварительного следствия Федеральной  службы безопасности, является Указ Президента РФ “О создании Следственного управления Федеральной службы контрразведки  и следственных подразделений в  органах контрразведки Российской Федерации” от 22 ноября 1994 г.

В соответствии с этим Указом следственный аппарат ФСБ представляет структуру  из двух звеньев:

Следственное управление (центральный  аппарат);

следственные отделы региональных управлений субъектов Российской Федерации  и Вооруженных Сил Российской Федерации.

В составе следственных подразделений  имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

Деятельность следователей ФСБ  контролируется руководителями следственных подразделений, а надзор за их деятельностью  осуществляют прокуроры, территориальные  и военные.

§ 4. Оперативно-разыскной департамент ФСКН России

 

Оперативно-розыскной департамент ФСКН России образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 1180.

Основными задачами Оперативно-розыскного департамента ФСКН России являются:

Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное  расследование преступлений отнесенных законодательством Российской Федерации  к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Организация и осуществление розыска  лиц, которые обвиняются или подозреваются  в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством  Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля , и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо места нахождения которых неизвестно.

Осуществление производства по делам  об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством  Российской  Федерации  соответственно  к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, на Оперативно-розыскной департамент ФСКН России возложено исполнение следующих государственных функций:

По выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих  служебных обязанностей получат  доступ непосредственно к наркотическим  средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости  за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное  вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным  работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

По выдаче заключений о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

По выдаче разрешений Федеральной  службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

По проведению проверок при осуществлении  государственного контроля (надзора) в  сфере деятельности, связанной с  оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

 

Глава 2. Задачи органов предварительного расследования

 

Исходя из объема выполняемой следственной работы по уголовным делам, большую  часть ее выполняет следственный аппарат органов внутренних дел. Но эти дела не представляют сложности  в доказывании и расследовании. Меньший объем следственной работы выполняется следователями прокуратуры, но это, как правило, сложные в  доказывании дела, а также дела, представляющие повышенный общественный интерес.

Дела, которые расследуют следователи  органов Федеральной службы безопасности и следователи Федеральных органов  отражают специфику деятельности этих органов.

Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с которым  они решают следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и  объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так  и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и  устранению негативных последствий  от преступления; профилактическое воздействие  на причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет  следователю необходимые полномочия по производству следственных действий и принятию процессуальных решений, а также по применению мер уголовно-процессуального  принуждения.

Решения следователя облекаются в  форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ.

При производстве предварительного следствия  все решения о направлении  следствия и производстве следственных действий следователь принимает  самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено  получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность  за их законное и своевременное проведение. Например, прокурор санкционирует постановления  следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (арест), об отстранении обвиняемого от должности  и др. В то же время закон позволяет  следователю в случаях, не терпящих отлагательства, произвести обыск без  санкции прокурора, но с последующим  сообщением об этом прокурору.

Следователь, рассматривая заявление  о совершенном преступлении, самостоятельно принимает решение о возбуждении  уголовного дела или об отказе в  его возбуждении. Если в ходе расследования  он придет к внутреннему убеждению, что в материалах следствия нет  состава преступления, то выносится  постановление о прекращении  уголовного дела.

Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения  лица в качестве обвиняемого, следователь  самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет  обвинение. Проведя расследование  в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для  утверждения обвинительного заключения и направления его в суд. Ответственность  следователя и доверие к нему настолько велики, что законодатель не требует заверения процессуальных документов печатью, достаточно одной лишь подписи следователя. Печатью заверяются только постановления, требующие санкции прокурора.

По делам, по которым предварительное  следствие обязательно, следователь  вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий. Этим правом следователи пользуются постоянно, так как, отвечая в целом за судьбу расследуемого дела, они не передоверяют органам дознания выполнение ответственных следственных действий. Однако в следственной практике широко используются органы дознания при производстве обыска, выемки, задержания и других следственных действий, когда следователь дает им поручение об этом.

Нередко возникает необходимость  в допросе свидетелей или потерпевших, находящихся за пределами того района, где производится расследование. В  таких случаях следователь имеет  право направлять отдельное поручение  о допросе в орган предварительного следствия по месту нахождения свидетеля  или потерпевшего.

Расследуя дело, следователь имеет  право задержать подозреваемого в совершении преступления, а в  случае, если он скрылся, или лицо, совершившее  преступление, не известно, поручить органам  дознания их розыск. Все поручения  органам дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения.

Большое значение в борьбе с преступностью  имеют сроки производства расследования. По общему правилу предварительное  расследование по уголовному делу должно быть закончено не позднее чем  в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения  дела и до момента направления  дела прокурору с обвинительным  заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращения или приостановления  производства по делу.

Срок предварительного следствия  может быть продлен прокурором по постановлению следователя, когда  расследуется многоэпизодное дело или когда к уголовной ответственности привлекаются несколько обвиняемых.

Соблюдение установленных сроков необходимо не только для обеспечения  полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, но и для обеспечения  прав и законных интересов обвиняемого  и потерпевшего.

Действия следователя находятся  под надзором прокурора, который  выражается в санкционировании производства отдельных следственных действий и  даче указаний о привлечении в  качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, направлении  дела для передачи обвиняемого суду или прекращении дела.

Следователь, опираясь на внутреннее убеждение, может не согласиться  с указаниями прокурора по указанным  вопросам, и в этом случае закон  дает следователю право представить  дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При  подобной ситуации прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора или  поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

В организации производства расследования  важную роль играют начальники следственного  комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и их заместители, действующие в пределах своих полномочий. Указания этих лиц обязательны для исполнения следователем. Однако следователь вправе обжаловать порученные указания прокурору, не приостанавливая их исполнения. Вместе с тем указания прокурора обязательны для исполнения всеми руководителями следственных подразделений.

Информация о работе Органы предварительного расследования, их виды и основные задачи