Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:20, контрольная работа
В своей работе я постараюсь раскрыть криминологическую характеристику и особенности личности несовершеннолетних преступников и меры по ее предупреждению.
Ведение
1. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования
2. Основные, криминологические характеристики преступности несовершеннолетних
3. Состояние преступности несовершеннолетних
4. Территориальные различия преступности несовершеннолетних
5. Динамика структурных, мотивационных и иных криминологически значимых характеристик преступлений несовершеннолетних
6. Особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников
7. Статистические данные личностной характеристики несовершеннолетних преступников
8. Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
9. Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
10. Предупреждение преступности несовершеннолетних
Заключение
4.1. Статистические данные личностной характеристики несовершеннолетних преступников
Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступни-ков всегда существенно выше (90--95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающей в соот-ветствующих регионах страны (48--52%). Доля девушек, со-вершающих преступления (4--10%), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении. В 1995 году преступ-ления совершили 17 913 девушек, что составило 8,6 % в об-щем числе несовершеннолетних преступников. В 1999 году - 53622 девушки (8 %).
Существенно также и то, что удельный вес лиц женско-го пола в преступности несовершеннолетних в 3--4 раза мень-ше по сравнению с аналогичными показателями взрослой жен-ской преступности. Однако надо учитывать, что противоправ-ная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности.
По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилакти-ческом учете в органах милиции, всегда примерно в 2--2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления.
На протяжении ряда лет наблюдался рост удельного веса среди 14--15-летних: с 19% в период 1966--1970 годов, 33,2% в 1995 году до 44,1 % в 1999 году.
Многие
годы криминологами постоянно
5. Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
Система
мер борьбы с преступностью
создана и действует в соответствии с государственной семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых федеральных и ре-гиональных программ оказания социальной, экономической и иной необходимой помощи семье и детям, предупрежде-ния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде;
имеет
самостоятельную
обеспечивается
деятельностью
Наличие
особенностей в системе
мер по борьбе с
преступностью
Борьба с преступлениями несовершеннолетних плани-руется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитатель-ных, профилактических, а также специальных карательных мер. По характеру целевой направленности эти меры при-званы предупреждать противоправное поведение несовершен-нолетних, пресекать их преступные действия, а также пре-дупреждать возможность рецидива. Они осуществляются применительно к основным сферам воспитания детей и под-ростков с помощью специфических, характерных для орга-нов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.
Концептуальные основы и конкретные меры по реше-нию возникающих в этой связи проблем определены в мно-гочисленных документах, утвержденных Президентом и Пра-вительством РФ. В их числе: "Основные направления госу-дарственной семейной политики", "Основные направления государственной социальной политики по улучшению поло-жения детей в Российской Федерации до 2000 года", Постановления Пра-вительства РФ от 23 августа 1993 г. "О реализации Кон-венции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" и от 13 января 1996 г. "О плане действий по улучшению положе-ния детей в Российской Федерации на 1995--1997 гг.".
В 1994 году разработана и начала реализовываться фе-деральная президентская программа "Дети России", в 1996 году одобрена Правительством РФ федеральная программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей", пре-дусматривающие комплексные меры социальной и экономи-ческой защиты детей.
Непосредственно, в настоящее время, на решение проблем борьбы с преступ-ностью несовершеннолетних нацелены меры, предусмотрен-ные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 646 "О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 мая 1999 г.), Федеральной целевой программой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2002 гг.» (утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625), Законом г. Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве", Указанием Генерального прокурора РФ и МВД РФ от 21, 25 августа 1997 г. №№ 53/21, 1/12597 "О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних" и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью".
Принятие перечисленных документов реально способст-вовало началу процесса интенсивного перехода функций пре-дупреждения преступности несовершеннолетних от право-охранительных и, прежде всего, милицейских органов, к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим главным образом социальное обслу-живание детей и подростков, защиту, их прав и законных интересов.
В 1995--1996 годах в Российской Федерации действова-ло 991 учреждение социального обслуживания семьи и де-тей, в том числе 92 центра социальной помощи семье и де-тям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 88 центров психоло-гической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону. Помощь семье оказывали и центры, деятельность которых непосредственно направлена на соци-альную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации. Это 150 приютов, 58 социально-реабилитационных центров, 25 центров помощи детям, оставшимся без попече-ния родителей.
Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, была развернута сеть семейных детских домов (в 1995 году их насчитывалось 347), созданы специальные центры для оказания им необходимой помощи. Семейный кодекс РФ законодательно опре-делил также возможности для помещения таких детей в при-емные семьи.
Создана
сеть специальных учебно-
Большинство этих учреждений действуют в республи-канских, краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и созданы комитетами по де-лам семьи и молодежи, органами социальной защиты насе-ления, образования, здравоохранения, внутренних дел. В их работе участвуют общественные и благотворительные орга-низации, трудовые коллективы, предприниматели, религи-озные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширять материальные, кадровые и финансовые возмож-ности этих учреждений, сконцентрировать усилия на реше-нии наиболее актуальных проблем социальной защиты несо-вершеннолетних.
Развитию сети этих учреждений все большее внимание уделяют федеральные и региональные структуры власти и управления в области семейной политики. К их числу можно отнести Комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы, Комитет по вопросам женщин, се-мьи и демографии при Президенте РФ, Департамент про-блем семьи, женщин и детей Министерства социальной за-щиты населения РФ, а также структурные подразделения федеральных министерств и ведомств социальной направ-ленности, занимающиеся вопросами образования, воспита-ния, охраны здоровья, отдыха, культуры, бытового обслужи-вания и обеспечивающие выполнение семьей ее репродук-тивной, воспитательной, жизнеохранительной и других важ-нейших функций. Однако число этих учреждений явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и под-ростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их соз-данию мешают как межведомственные трения и амбиции, отсутствие квалифицированных социальных работников, дру-гих специалистов по работе с несовершеннолетними право-нарушителями, так и недостаток необходимых бюджетных средств.
Сдерживают процессы дальнейшего развития и совер-шенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей не-развитость нормативно-правовой базы, недостаточность на-учно-методического обеспечения. Наблюдается явная недооцен-ка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны многих руководителей местных органов власти и управления.
Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и под-ростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.
Чтобы
поправить сложившееся
Вновь возобновили свою профилактическую деятельность комиссии по делам несовершеннолетних. По данным, полу-ченным из 80 регионов России, в настоящее время при орга-нах исполнительной власти и органах местного самоуправ-ления функционирует около 3000 таких комиссий. Для координации действий ми-нистерств и ведомств РФ по предупреждению безнадзорно-сти и правонарушений несовершеннолетних образована Меж-ведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Проводимая ею работа направлена пре-жде всего на переориентацию низовых комиссий от приме-нения преимущественно административного воздействия на правонарушителей к осуществлению контроля за соблюде-нием прав и законных интересов несовершеннолетних.
В законопроектах, подготовленных с целью совершенст-вования деятельности этих комиссий, предполагается их ре-организация в комиссии по защите прав несовершеннолет-них. Разработан также законопроект об учреждении на всех территориях Российской Федерации должности уполномо-ченного по правам детей.
В связи с практической реализацией в стране концеп-ции судебной реформы на законодательном уровне прораба-тывается вопрос о создании ювенальной юстиции, которая бы включала в себя сеть правоохранных социальных служб для несовершеннолетних и специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.
В системе органов внутренних дел проведена реоргани-зация приемников-распределителей для несовершеннолет-них. На их основе созданы центры временной изоляции для детей и подростков, совершивших общественно опасные дея-ния. В районах и городах при отделах внутренних дел вме-сто ранее действовавших инспекций по делам несовершен-нолетних созданы отделы по предупреждению правонару-шений несовершеннолетних. Они в основном сосредоточили свою деятельность на подростках, совершивших правонару-шения, передав не свойственные им функции ранней профи-лактики органам социальной защиты.
Информация о работе Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования