Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:20, контрольная работа

Описание

В своей работе я постараюсь раскрыть криминологическую характеристику и особенности личности несовершеннолетних преступников и меры по ее предупреждению.

Содержание

Ведение
1. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования
2. Основные, криминологические характеристики преступности несовершеннолетних
3. Состояние преступности несовершеннолетних
4. Территориальные различия преступности несовершеннолетних
5. Динамика структурных, мотивационных и иных криминологически значимых характеристик преступлений несовершеннолетних
6. Особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников
7. Статистические данные личностной характеристики несовершеннолетних преступников
8. Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
9. Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
10. Предупреждение преступности несовершеннолетних
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КРИМИНОЛОГИЯ.docx

— 68.82 Кб (Скачать документ)

   Постепенно  идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительные свидания, на тру-довой отпуск за пределами исправительного учреждения, на телефонные разговоры с родственниками, на право прожи-вания вне территории и др. Однако соответствующие изме-нения, внесенные в законодательство и свидетельствующие о начале процесса гуманизации исполнения наказания в виде лишения свободы, на практике плохо реализуются по фи-нансово-экономическим причинам. До начала 1996 года лишь в 39 воспитательно-трудовых колониях (из 61) удалось обо-рудовать помещения для длительных свиданий с родствен-никами, всего в 5 созданы профилактории для проведения воспитанниками отпусков. В итоге расширение прав осуж-денных без возможности их практической реализации мо-жет иметь отрицательные последствия, способствовать ре-цидиву их противоправного поведения.

   Одним из важнейших направлений  борьбы с рецидив-ной преступностью несовершеннолетних является обеспече-ние социальной адаптации подростков, которые возвраща-ются из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательно-трудовых колоний. Справиться с этой пробле-мой не удается многие годы прежде всего в силу того, что сре-ди покидающих эти учреждения почти половина -- сироты и подростки, лишившиеся родительского попечения. Их никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практиче-ски неразрешимой стала и проблема их трудоустройства. Федеральные и региональные службы занятости населения укло-няются от работы с этой категорией подростков

   6. Предупреждение преступности  несовершеннолетних

   Специфика механизма действия детерминант  преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию  социальной среды (в первую очередь, микросреды), включать в качестве обязательного  элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению  подростков либо не оказывающим надлежащего  позитивного формирующего влияния  при наличии соответствующей  обязанности. Отнесение к предмету предупреждения преступности несовершеннолетних профилактики правонарушающего поведения непреступного характера, предупредительной деятельности в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, в теоретическом плане спорно.

   Практика  же, исходя из общности целей, содержания мер, круга субъектов, нормативно предписанных им функций, идет по пути комплексной  организации предупреждения правонарушающего поведения и преступности в отношении  не достигших совершеннолетия лиц.

   Рассматривая  профилактику правонарушающего поведения  несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в  целом, правомерно использовать при  анализе общекриминологические классификации мер профилактики. В соответствии с нашими задачами целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, уяснить роль и место ОВД в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних.

   Общесоциальные меры. К значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся не только те экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение к рассматриваемой возрастной группе (такие как льготные условия трудоустройства молодежи, установление всеобщности обязательного обучения детей и подростков), но и меры, опосредованно достигающие этого эффекта, создающие условия для формирования молодого поколения (например, меры, предусмотренные «Основными направлениями государственной семейной политики в РФ»). Выдвижение преступности в среде молодежи в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой возрастной группы.

   Содержание  специального (специально-криминологического) предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на субъектов, совершивших преступления либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особенностей. Поскольку практика часто поставляет примеры ограниченного понимания содержания профилактики, важно подчеркнуть, что мерами воздействия на личность они не исчерпываются. Например, неэффективность мер индивидуального предупреждения зачастую бывает предопределена исключением из сферы влияния микросреды формирования личности. Комплекс мер специально-предупредительного уровня предусматривают, например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

   К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение позитивной досуговой занятости.

   Другую  группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.

   Третья  группа -- это меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель -- перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность ВК, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

   Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента  начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения  подростка. Раннее предупреждение при  этом должно рассматриваться как  самое перспективное, гуманное и  экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее  влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том  числе и правоприменительными органами. При этом усилия субъектов предупреждения в ос-новном концентрируются на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам антикриминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики.

   Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и  предназначения. Меры общего уровня призваны учитывать особенности социального  статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных  условий жизни и воспитания подрастающего  поколения, надлежащей организации  предупреждения преступности и правонарушений под-ростков в государстве в целом. Меры, реализуемые в регионах, учитывают местную специфику характеристик преступности несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий. В настоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи. Специфика механизма действия факторов, детерминирующих преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых воздействий обусловливают необходимость особого внимания к мерам, ориентированным на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков правонарушителей.

   Меры  индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения  конкретного лица. Соответственно они  должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику его жизненных  обстоятельств. Успешность индивидуального  предупреждения зависит от состояния  профилактической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, малых  группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершенны меры более высоких уровней, каких бы затрат они ни стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредительным звеном, они не дадут должного эффекта, так как могут просто не дойти до адресата, если специфические особенности личности, условий жизнедеятельности конкретного лица не будут учтены.

   Предупреждение  правонарушающего поведения  несовершеннолетних осуществляется широким  кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют:

   1) субъектов, выполняющих функции  предупреждения правонарушающего  поведения несовершеннолетних в  качестве одного из направлений  более широкой социальной деятельности;

   2) субъектов, чья деятельность связана  с воздействием на преступность, в том числе и преступность  несовершеннолетних, включая и профилактическое  направление;

   3) специализированных субъектов, содержание  деятельности которых образует  именно предупреждение правонарушающего  поведения лиц несовершеннолетнего  возраста. Функцию профилактики  правонарушающего поведения несовершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, трудовые коллективы. Среди множества субъектов такого рода особо следует выделить учебно-воспитательные учреждения (школы, ПТУ и т. д.), осуществляющие предупреждение в процессе воспитания и обучения детей и подростков. Выше отмечалось, что при бесспорной взаимосвязи профилактики с общим воспитанием проблем пока еще очень много. Отметим лишь отсутствие соответствующей нормативной базы, типичность слабого взаимодействия с другими, прежде всего со специализированным субъектами предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

   Ко  второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно полномочиям участвующие в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. Приказ МВД России от 6 августа 1993 г. и прилагаемое к нему «Наставление о деятельности служб и подразделений  органов внутренних дел по предупреждению преступлений» предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних практически  каждому из подразделений-служб  МВД. Подразделениям уголовного розыска -- выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность; милиции общественной безопасности -- пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участковые инспектора милиции); следствию и дознанию -- обеспечение предварительного расследования по делам несовершеннолетних, выступление с соответствующей информацией в печати, перед трудовыми, учебными коллективами и т. д. Поскольку преступность несовершеннолетних является одним из существенных элементов преступности в целом, ее структура, динамика, уровень рассматриваются, согласно этому приказу, как один из критериев оценки деятельности органов внутренних дел.

   В 3-ю группу -- группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, входят такие как комиссии по делам несовершеннолетних, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно: если комиссии по делам несовершеннолетних, например, занимаются всеми ее направлениями, то ВТК призваны обеспечивать предупреждение рецидива.

   Деятельность  каждого из субъектов этой группы имеет общегосударственную нормативную  основу, регулируется и ведомственными актами, однако большинство из них  было принято по сути в другую историческую эпоху, не основывается на современных криминологических представлениях и объективно не может учитывать нынешние реалии: распространенность правонарушающего поведения, его общественную опасность, типичные особенности характеристики личности, поведения подростков. Так, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967г.; позже изменялось и дополнялось. Они создавались прежде всего как территориальные органы координации профилактики и правового воспитания. Впоследствии основное содер-жание их деятельности по преимуществу стало сводиться к при-менению в отношении несовершеннолетних принудительных воспитательных мер; другие функции либо частично компенси-ровались иными субъектами, либо оставались нереализованными, причем преимущественно по объективным обстоятельствам. Однако и в современных условиях, когда очевидна неконституционность внесудебного применения мер, связанных с серьезными правоограничениями, без гарантии права на защиту, необходимость в обеспечении взаимодействия субъектов профилактики в регионах, помощи учебно-воспитательным учреждениям в организации предупреждения и ряд других функций комиссий значения не утрачивают. Переход профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается.

   Права и обязанности подразделений  органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (бывшие ИДН), выполняемые ими функции  регламентируются Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных  учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних» от 15 февраля 1977 г. (с последующими изменениями). Ведомственную нормативную основу составляют Приказ МВД СССР № 180 от 18 августа 1988г. «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних» и уже упоминавшийся Приказ № 390 от 6 августа 1993 г. Деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних строится по территориальному принципу, она связана прежде всего с предупреждением рецидива и собственно профилактическим направлением, включает в себя также раннее предупреждение, пресечение антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений подростков и детей.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования