Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
В данной работе рассматривался такой праздник как Масленица. Передо мной стояла цель работы- рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение Масленичных песен, их анализ.
В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебники, монографии и тексты песен, в которых рассматривается этот праздник.
В своей основе Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
В своей работе я рассмотрела понятие «Масленица», христианские обычаи, традиции главного праздника прихода весны. Огромное значение в этом празднике играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы -- символ ухода зимы и наступления весны.
Введение
История масленицы
Масленичная неделя
История происхождения блинов
Меню масленицы
Масленичные обряды и обычаи
Игры и конкурсы на масленицу
Масленица в Польше
Чем современная Масленица отличается от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
Заключение
Список литературы
Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один" (как у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз"). Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.
Пятница - тещины вечера
Целый ряд масленичных
обычаев был направлен на то, чтобы
ускорить свадьбы, содействовать молодежи
в нахождении себе пары. А уж сколько
внимания и почестей оказывалось на масленице
молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные
выезжали "на люди" в расписных санях,
наносили визиты всем, кто гулял у них
на свадьбе, чтобы торжественно под песни
скатывались с ледяной горы (и в этом тоже
был тайный смысл). Однако, (как вы, наверное,
уже поняли из названия этого дня масленичной
недели) самым главным событием, связанным
с молодоженами и справляемым по всей
Руси, было посещение тещи зятьями, для
которых она пекла блины и устраивала
настоящий пир (если, конечно, зять был
ей по душе).
В некоторых местах "тещины блины"
происходили на лакомки, т. е. в среду на
масленичной неделе, но могли приурочиваться
к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тещ,
то в пятницу зятья устраивали "тещины
вечерки" - приглашали на блины. Являлся
обычно и бывший дружка, который играл
ту же роль, что и на свадьбе, и получал
за свои хлопоты подарок. Теща обязана
была прислать с вечера все необходимое
для печения блинов: сковороду, половник
и пр., а тесть посылал мешок гречневой
крупы и коровье масло. Неуважение зятя
к этому событию считалось бесчестием
и обидой и было поводом к вечной вражде
между ним и тещей.
Суббота - золовкины посиделки
Начнем с того,
что "золовка" - это сестра мужа.
Откуда пошло такое название? Может,
от слова зло? Ведь она всегда подмечала
в жене своего брата слишком много
отрицательных черт, а порой и
не скрывала своей неприязни к
ней? Что ж, случалось и такое...
(но не всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки
принимали у себя родных (жены сыновей
для матери их мужей были невестками, т.е.
пришедшими не отсюда, с их деревни, например,
а невесть откуда, - так было принято кое-где
раньше: "Не брать в жены своих, местных").
Воскресенье - проводы, целовальник, прощенный день
В книге М. Забылина
"Русский народ" рассказывается,
как еще в начале XVII века иностранец Маржерет
наблюдал следующую картину: если в течение
года русские чем-то оскорбили друг друга,
то, встретившись в "прощенное воскресенье",
они непременно приветствовали друг друга
поцелуем, и один из них говорил: "Прости
меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог
тебя простит". Обида была забыта.
С той же целью в прощенное воскресенье
ходили на кладбище, оставляли на могилах
блины, молились и поклонялись праху родных.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей
и была последней неделей перед Великим
постом.
История происхождения блинов
Блины считаются одним из самых любимых русских блюд. История их создания покрыта тайной. Существует множество версий прихода данного кулинарного изделия. Определенные русские историки считают, что дрожжевые блины появились на Руси в 1005-1006 годах. Вот одна из версий прихода блинов. Как-то раз, разогревая овсяный кисель, наш предок зазевался, и кисель поджарился и подрумянился, скажем получился первый блин. По мнению историка В.Похлебкина, блины появились на Руси до IX в., и само слово «блин» - это искаженное слово «млин», берущее начало от слова «молоть». Таким образом, слово «млин» - это мучное изделие. До крещения Руси блины являлись жертвенным хлебом. Блины пеклись на Руси в течение в конечном счете года, а с XIX века они стали главным угощением во время Масленицы. Можно потому, что круглый блин олицетворял солнце.
Предшествовала Масленице скажем называемая "рябая", "сплошная" неделя, либо сырная седмица, когда разрешалось употреблять пищу молочную либо скоромную: запрещено есть мясо, правда возможно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану. Начиналась Масленица с "масленых дедов". Язычники верили, что одновременно с теплом, травами и птицами на землю возвращаются души умерших, которые будут помогать им, а следовательно первый блин как правило клали на 'духовое' окошко - для душ предков: "На Масленице первый блин - за упокой".
Иногда первый блин отдавали нищим, с тем чтобы они помянули всех усопших. В прощальное воскресенье тоже ходили на кладбища, оставляли на могилах блины. Между прочим, блины появились раньше, чем заквашенный хлеб. Каких всего только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.
С языческих времен сохранился у нас обычай на Масленицу печь блины. Некогда это был жертвенный хлеб, дар богу Перуну и свежим языческим богам. Данным символом солнца провожали зиму и встречали весну. Православная церковь, не в силах побороть данную традицию, вынуждена была узаконить Масленичную неделю перед началом Великого Места.
Каких только лишь рецептов любимого кушанья не изобрели в самых всевозможных уголках земли! К примеру, немцы и французы издавна отдавали предпочтение тонким блинкам, свернутым в рулетики с разной начинкой. С тестом для блинов большое количество экспериментировали и англичане, которые придумали добавлять в него местный эль и солодовую муку. Мексиканцы пополнили блинное семейство собственными известными тортильяс, в которые заворачивали фасолевую либо мясную начинку с томатным соусом. А американцам преимущественно пришлись по вкусу толстые блины, больше напоминающие оладьи, с кленовым сиропом либо беконом. Самое интересное, что к блинам во большинства европейских государствах относились не только лишь как к лакомству, правда и как к своеобразному развлечению. По средневековой традиции в Грешный вторник (последний день перед началом Великого звания у католиков) устраивались забавные гонки, задачей которых было добежать до финиша, на ходу подбрасывая блины на сковородах (уронивший блин выбывал из игры). Данная традиция жива и в наши дни. Помимо того, в Англии ежегодно проводятся состязания по скоростному подбрасыванию блинов - вдобавок стоя на должности и держа сковородку на расстоянии вытянутой руки. Победитель такого состязания Ральф Лауэ из Лейпцига в 1997 году установил мировой рекорд, за две минуты подбросив блин целых 416 раз! А вот на Руси заморской традиции беготни с блинами не суждено было прижиться. Да и о каких пробежках могла идти речь: отведавший настоящих русских кружевных блинов с закусками и запивший их горячим сбитнем чуть мог встать из-за стола. Пожалуй, ни в одной государстве мира к блинам не относились с таким почтением, как на Руси. Да и не просто с почтением, а с самым настоящим благоговением, превратив их в символ всенародно любимого праздника Масленицы. Вдобавок, в соответствии старой примете, чем больше блинов удастся съесть на Масленой неделе, тем успешнее и денежнее станет год.
..."Прошу покорно закусить",
- сказала хозяйка. Чичиков
..."А блинков?" - сказала
хозяйка. В ответ на это
- У вас, матушка, блинцы чересчур вкусны, - сказал Чичиков, принимаясь за горячие. " Н.В.Гоголь "Мертвые души"
Приготовление блинов было и остается священным таинством. На первой опаре гадали, рецепт ее хранили в тайне, замешивать выходили на берег реки либо к колодцу, творя заклинания с обращениями к месяцу. 'Глядя на женщину, пекущую блины, возможно подумать, что она вызывает духов либо добывает из теста философский камень', - восхищался Антон павлович Чехов, окрестивший выпечку блинов не иначе как священнодейством со собственными традициями, радостями и страданиями. Первые блины выкладывали на подоконник для проходящих мимо странников и нищих. В Москве до XVIII века масленичные гулянья проходили на Москве-реке и Неглинной, от Сретенских ворот до Троицких, а в дальнейшем были перенесены на Девичье поле, где устраивались балаганы со популярным "дедом". И как воспоминание об данных праздниках в субботу первой недели места снова пекли блины, хотя уже постные, а сам данный обычай назывался "тужилкой по Масленице".
Самые распространенные русские блины - чисто гречневые либо с примесью пшеничной муки. Как правило, готовят блины из дрожжевого теста, однако иногда дрожжи заменяют содой либо замешивают тесто на кислом молоке (как на закваске), вмешивая взбитые яичные белки, которые отлично разрыхляют тесто. Опару для блинов ставят за 2 - 5 часов до начала выпекания. Для данного в опарницу (лучше деревянную) вливают теплое молоко либо воду, добавляют разведенные водой дрожжи, ? нормы муки, вымешивают жидкое тесто и дают ему подняться в теплом службе под салфеткой. В поднявшееся тесто вмешивают отделенные от белков желтки, распущенное масло, сахар, соль, постепенно всыпают оставшуюся муку, снова разводят молоком либо водой до густоты сметаны, дают временно раз подняться, а в последний, третий, раз добавляют оставшиеся белки и начинают печь блины. Постепенно вводимые в тесто жидкость и продукты необходимо внимательно вымешивать, не допуская образования комочков и следя за тем, для того чтобы в течение в итоге процесса приготовления тесто содержало консистенцию сметаны.
Не следует забывать, что блины, приготовленные на молоке, правда и вкуснее, хотя не например пышны, как блины на воде, и следовательно опару целесообразно ставить на разбавленном водой молоке либо добавлять воду в поднявшуюся последний раз опару. Готовое тесто возможно сохранять, в холодильнике до двух суток, хотя за 2 часа до начала выпечки необходимо поставить его в теплое служба либо теплую воду. На 15 - 20 обычного размера блинов требуется 3 стакана муки и 2 стакана жидкости, а для блинчиков - 2 стакана муки и 3 стакана жидкости.
Пекут блины на плите либо в духовке на чугунных либо железных сковородах, вдобавок их чистота - лишь одно из условий успешной выпечки. Сковороды замечательно промывают, прокаливают, мимолетом охлаждают, смазывают жиром, посыпают крупной солью, протирают бумажной салфеткой, опять моют в горячей воде, снова прогревают, повторяя данную процедуру три раза. Впоследствии сковороду нагревают, смазывают подсолнечным либо топленым сливочным маслом, наливают в нее тесто и пекут блины. Раньше их пекли в русской печи, в связи с этим до сих пор говорят "печь" блины, а не "жарить". Когда блин готов с одной стороны, его сбрызгивают маслом, переворачивают и снова пекут (возможно и не переворачивать). Для получения мягких блинов в тесто добавляют масло, а для более сухих - желтки и гречневую муку. Добавляют в блины и всякие продукты - припеки. Лучшими из них считаются яйца, лук и снетки. Яйца для припека мелко рубят, репчатый лук жарят до красноватого цвета и протирают посредством решето (зеленый всего только рубят), а снетки варят в соленой воде и подсушивают. Сырую, вареную либо малосольную рыбу нарезают тонкими ломтиками. Эти припеки выкладывают на середину сковороды и заливают тестом. Готовые блины укладывают на блюдо стопкой, смазывают тот или иной маслом и, накрыв салфеткой, подают горячими. Отдельно подают сливочное масло, сметану, паюсную икру, малосольную либо соленую рыбу. Сливочное масло перед подачей распускают до густоты сливок, взбивают на холоде до пены, а икру растирают с оливковым маслом, уксусом и добавляют в нее рубленую зелень мука. В твердые и клейкие блины добавляют взбитые сливки, в пресные - сметану и взбитые белки (1 стакан сметаны, 4 - 6 белков на 1 кг муки). В случае если тесто перекиснет, то подливают холодную воду, вмешивают муку и дают тесту снова подняться.
Меню масленицы
Этнографы, изучавшие жизнь русских крестьян в XIX-начале XX века, оставили множество интересных материалов, посвященных особенностям русской национальной кухни. Это - и ее общее описание, и даже педантично составленные меню. Например, Ф. Зобнин дает следующее описание меню праздничного стола сибирских крестьян (Зобнин 1898, 139-141).
Обед в престольный праздник в богатом доме
1).Колобки и блины,
подаваемые хотя и
2).Пирог с рыбой.
3). Холодное на пяти тарелках:
а) нога,
б) разливная студень,
в) ухо,
г) язык,
д) губа.
4).Щи в двух видах:
а) щи говяжьи,
б) щи белые.
5).Похлебка:
а) осередная,
б) свиная с сочнями,
в) из птицы,
г) из говядины с яйцами.
6).Пашкет.
7).Пирожное.
а) мясные пироги,
б) изюмные,
в) картофельные,