История масленицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривался такой праздник как Масленица. Передо мной стояла цель работы- рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение Масленичных песен, их анализ.
В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебники, монографии и тексты песен, в которых рассматривается этот праздник.
В своей основе Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
В своей работе я рассмотрела понятие «Масленица», христианские обычаи, традиции главного праздника прихода весны. Огромное значение в этом празднике играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы -- символ ухода зимы и наступления весны.

Содержание

Введение
История масленицы
Масленичная неделя
История происхождения блинов
Меню масленицы
Масленичные обряды и обычаи
Игры и конкурсы на масленицу
Масленица в Польше
Чем современная Масленица отличается от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 98.01 Кб (Скачать документ)

На Руси Масленицу всегда праздновали  с особым размахом, не зря же возникла поговорка: «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить». Но масленичные  гулянья и забавы, которые проводились  раньше, заметно отличались от современных.

Одним из названий масленичных развлечений  было «гулянье под горами». И это  не случайно, ведь главной масленичной  забавой считалось катание с  ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально для этого строились, становились  центрами гуляний, а уже вокруг них  возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились  различные увеселения.

Горы строились во всех городах  и крупных селах, для этого  иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы  и балаганщики или же жители в  складчину. Как правило, горы строили  парно, друг против друга, так, чтобы  скаты с них шли параллельно. Зачастую эти внушительные сооружения венчались башенками или беседками  над площадками, с которых и  начинался спуск. А длина залитого спуска могла составлять 100-140 метров, было где разогнаться.

Иностранцы, посещавшие зимой Россию, оставили много описаний катаний  с ледяных гор, такое сильное  впечатление они на них производили. Датчанин П. фон Хавен, видевший это развлечение в Петербурге еще в начале XVIII века, писал, что оно «чужеземным наблюдателям кажется более опасным, чем веселым». Он отмечал, что катаются «с наступлением Масленицы там всю неделю напролет, с утра до позднего вечера, множество людей обоих полов». Датчанин подметил и одну важную деталь – вместе катались все сословия: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».

Не чурались покататься с горы и  русские монархи. Петр I для этого  мог усесться и в обычные санки, а Елизавета Петровна предпочитала специально сделанные разукрашенные  сани. В молодости потешить себя исконно русской забавой любила и Екатерина II.

Подробное описание катаний с гор  и даже особенностей их постройки  оставил П. П. Свиньин, создавший  во второй половине XIX века обстоятельный  путеводитель по Петербургу. Он отмечал, что горы украшались флагами, елками, а иногда и деревянными скульптурами. За порядком их возведения строго следила  полиция, которую интересовало соблюдение мер безопасности: надежность сооружения, наличие перил и ограждений, отсутствие торчащих гвоздей и т.п.

Кстати, пьяных на горы не пускали. Пить не возбранялось, но только на земле, а  выпить россияне всегда любили. Еще  в середине XVII века англичанин С. Коллинз  писал: «На Масленице, перед Великим  постом, русские предаются всякого  рода увеселениям с необузданностью  и на последней неделе перед постом пьют так много, как будто им суждено  пить в последний раз на веку своем».

Катания же в течение Масленицы  ежедневно могли продолжаться до глубокой ночи, для чего горы освещали фонарями. Свиньин в «Достопамятностях Санкт-Петербурга» описывал это очень красочно: «Отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище». Не правда ли, напоминает современные «завлекухи» для туристов.

Для катания с гор делали небольшие  сани, но многие предпочитали кататься на шкурах, рогожах и даже в больших  корзинах. Особым шиком считалось  съехать с горы на ногах, но это  редко кому удавалось. Парни старались  появиться на горе с собственными изящными санками, в этом случае появлялась возможность приглашать покататься девушек. Санки делались таких размеров, что девушка могла сесть только к парню на колени. После благополучного скатывания вниз девушка должна была наградить хозяина санок поцелуем.

Посмотреть на катающихся собиралась масса людей. Естественно, что рядом  с горами шла активная торговля. В толпе сновали разносчики горячего сбитня и чая, умудряясь приспособить себе за спину самовары. Здесь же торговали различными сладостями, засахаренными  фруктами, орехами, пряниками, пирогами и блинами, которые пекли на месте  или приносили из ближайших кабаков. Для развлечения публики стояли качели и карусели, масса балаганчиков, в которых разыгрывали небольшие комедии или сценки, часто фривольного содержания. Выступали жонглеры и акробаты. Зазывали народ небольшие кукольные театрики, главным героем которых был Петрушка. Большой популярностью пользовались выступления дрессированных животных.

Вторым по популярности масленичным  развлечением было катание на конных санях. Все, у кого были конные выезды, не отказывали себе в удовольствии прокатиться с ветерком по улицам в санях с бубенцами и колокольчиками. Самое время было щегольнуть статными рысаками, разукрашенными санями с  коврами и медвежьими шкурами  или легкими гоночными санками, в которых правили стоя.

У кого не было своих саней, всегда мог нанять подходящую упряжку. Выбор  был широк: от лихих городских извозчиков с элегантными санями для людей с достатком, до обычных крестьянских розвальней, украшенных разноцветными лентами и бумажными цветами. Зачастую по улицам следовали целые кавалькады саней, в которых были свои музыканты и певцы. А по льду замерзших рек устраивались конские бега, всегда собиравшие массу болельщиков.

Много удовольствия и участникам и  зрителям доставляло взятие снежной  крепости. Особенностью было то, что  штурмовали крепость на конях. Обычно крепость или снежный городок  строили на льду реки. Защитники  оборонялись снежками, стегали лошадей  прутьями, отпихивали метлами. Запрещалось  только стегать лошадей по глазам и губам, а также бить палками  или бросать в них большими комьями снега. Нападающие стремились ворваться в крепость через ворота или проломить одну из стен, которая  специально делалась более тонкой.

В ряде случаев в центре городка  делали специальную прорубь. Первый ворвавшийся в городок должен был в неё окунуться, подтвердив этим свою лихость. Уже после этого  его чествовали как победителя.

На современных празднованиях  Масленицы иногда тоже устраивают штурм  снежных городков, но нападающие действуют  в «пешем порядке». Понятно, что такой  зрелищности, как при конных атаках, это веселое действие уже не представляет.

Кое-где в наши дни возрождаются и кулачные бои, бывшие непременным атрибутом масленичных гуляний. Но вряд ли они получат широкое распространение.

Раньше были очень своеобразные масленичные обряды, связанные с молодоженами. Их обычно соблюдали в деревнях и небольших городках, а в крупных городах – в районах, заселенных простым людом. Сыгравшие свадьбу в зиму перед Масленицей обязаны были ездить в разукрашенных санях обнявшись, демонстрируя согласие в семье и целоваться по первому требованию. Бытовала даже специальная присказка: 
«Муж, сегодня помилуемся, 
Но не целуй меня на улице, 
Не целуй меня в сенях –  
Целуй на Маслену в санях!»

Кстати, тех, кто достиг брачного возраста, но вступать в брак не спешил, на Масленицу  подвергали своеобразному шуточному  наказанию. Им надевали хомут или  специальную колодку, от которых они должны были откупаться вином, деньгами или сладостями.

Красивых масленичных традиций и обрядов на Руси существовало очень  много. Естественно, что отдельные из них возродить уже не удастся. Современная Масленица «обрастает» новыми традициями, соответствующими реалиям наших дней. Но главное – она остается такой же веселой и задорной, как и столетия назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе рассматривался такой  праздник как Масленица. Передо мной стояла цель работы- рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение Масленичных песен, их анализ.

В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебники, монографии и тексты песен, в которых рассматривается этот праздник.

В своей основе Масленица - древний  славянский праздник, доставшийся нам  в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.

В своей работе я рассмотрела понятие  «Масленица», христианские обычаи, традиции главного праздника прихода весны. Огромное значение в этом празднике  играет устное народное творчество: обрядовые  песни, пословицы, поговорки. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы -- символ ухода зимы и наступления весны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Тексты

1.Обрядовая  поэзия-книга1. Календарный фольклор.Cост., вступ.ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова-М.,1997.

2.Паникеев  И. Масленица. Издательство-М.2007г-350стр.

3.www.clubochek.ru.

4. http://www.kulina.ru

5. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – 2-е изд. – м.: Флинта: Наука, 2001. -216 с.

6. Снегирев И. Русские простонародные праздники праздики и суеверные обряды. – М., 1838. – Вып. 1-4.

7. Соколова В. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М., 1957

8. Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М., 1996


Информация о работе История масленицы