Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:07, реферат
Питание – важнейшая физиологическая потребность организма. Ведь процесс жизнедеятельности человека связан, как известно, с потерей энергии и пластических материалов. Восполнение их составляет главную функцию питания. Пищу – «исходный материал», необходимый для построения и обновления клеток и тканей организма, для образования ферментов, гормонов и массы прочих регуляторов обменных процессов и жизнедеятельности.
Отсутствие пищевых
белков организме и даже более
или менее продолжительный
При составлении рациона питания надо знать, что белки могут эффективно выполнять свои функции в организме только в том случае, если все необходимые компоненты пищи присутствуют в ней в достаточном количестве.
Как видим, белок
играет важную роль в жизнедеятельности
организме, потому неразумно поступают
те, кто слишком варьирует
Минеральные вещества
относятся к необходимым
Роль минеральных
веществ в организме человека
многообразна. Прежде всего они принимают
участие в построении всех тканей
организма, особенно костей и зубов,
регуляции кислотно-основного
Витамины - низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые в небольших количествах для нормальной жизнедеятельности организма. Одна из основных функций витаминов заключается в том, что они являются составной частью коферментов и необходимы для важнейших ферментативных реакций.
Все животные и растения нуждаются почти во всех известных витаминах, и поэтому растения, а также некоторые животные обладают способностью синтезировать те или иные витамины. Однако человек и ряд животных, по-видимому, в процессе эволюции утратили эту способность. Источником витаминов для человека являются пищевые продукты растительного и животного происхождения. Они поступают в организм либо в готовом виде, либо в форме провитаминов, из которых затем ферментативным путем образуются витамины. Некоторые витамины у человека синтезируются микробной флорой кишечника.
Отсутствие того
или иного витамина в пище ведет
к гиповитаминозу. Расстройства, связанные
с недостатком витаминов в
организме, могут быть первичные, когда
витамин не поступает в организм,
и вторичные, когда витаминов
в пище достаточно, но они не усваиваются
организмом. Иногда в организм поступает
достаточное количество витаминов.
Но их все же не хватает, потому что
потребность в них организма
в данный момент почему-то повышена;
в этом случае речь идет об относительной
недостаточности витаминов.(см. приложения
№ 8,9,10,11)
Энергетическая ценность питания
Ученые, изучающие
проблемы питания, в частности энергозатраты
людей различных профессий, обнаружили
ряд любопытных факторов. Например,
суточные энергозатраты городского
и сельского населения в целом
снижаются. Сказывается здесь и
общее уменьшение подвижности людей,
и изменение возрастной структуры
населения в связи с
Суточная потребность в энергии зависит от энергозатрат, которые складываются из расхода энергии на основной обмен, усвоение пищи, физическую (нервно-мышечную деятельность)
Затраты энергии на основной обмен – это энергозатраты организма в состоянии полного покоя, обеспечивающие функции всех органов и систем и поддерживающие температуру тела. Основной обмен зависит от возраста, пола, массы тела, роста, состояния организма. У взрослых основной обмен ориентировочно равен 1 ккал на кг массы тела в час. Например, у молодого мужчины с массой в 70 кг основной обмен составляет примерно 1700 ккал. У женщин затраты энергии на основной обмен на 5 – 10 % ниже, чем у мужчин, а у стариков – на 10 – 15 % ниже, чем у молодых.
Важнейшим принципом рационального питания является соответствие энергоценности пищевого рациона энергозатратам. Избыточное питание, довольно распространенное ныне среди определенной части населения страны, ведет к нарушению обмена веществ, к увеличению массы тела, а потом и ожирению.
Поэтому необходимо следить за своим питанием. Разумно и серьезно подходить к подбору блюд, набору продуктов, к количеству и качеству съедаемой пищи – значит выполнять основное условие физического здоровья организма.
Важное значение при составлении пищевого рациона имеет и качественная сторона питания, то есть соответствие химического состава пищи потребностям организма. При обеспечении качественного питания обращается внимание, прежде всего на незаменимые, строго нормируемые питательные вещества. К ним относятся белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода.
(см. приложения №30,
31,32)
Режим питания
Когда и сколько надо есть?
В понятие «режим питания» входят: количество, и время приема пищи в течение суток; распределение суточного рациона по его энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на завтрак, обед и т.д.; интервалы между едой и, наконец, затрачиваемое на нее время. Важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма и его здоровья играет ритм питания. Организм человека устроен так, что в определенное время весь пищеварительный тракт подготавливает себя к приему пищи и сигнализирует об этом. Человек, привыкший к определенному режиму питания, может по сигналам своего желудка проверять часы. Если же по каким-то причинам очередной прием пищи не состоялся, организм вынужден перестраиваться, а это влечет за собой негативные последствия. В час, отведенный для еды, или некоторое время спустя при мысли о еде в желудок начинает поступать желудочный сок, обладающий большой переваривающей способностью, и, если в это время никакой пищи в желудке нет, выделяемый сок начинает действовать на стенки желудка и двенадцатиперстной кишки. Частые нарушения режима питания приводят к образованию язв, гастритов и другим заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Во избежание подобных последствий нарушения нормального питания рекомендуется в часы обычного приема пищи что-нибудь съесть, если нет возможности поесть нормально.
Как сказано выше, у человека, привыкшего к выработанному режиму питания, в определенное время возникает чувство голода, появляется аппетит. Но надо знать, что голод и аппетит – это не одно и то же. Голод – это такое физиологическое состояние, когда в кровь перестает поступать необходимое для нормальной жизнедеятельности организма количество питательных веществ. Аппетит же может появиться при одном виде или даже при воспоминании о вкусной пище (хотя физиологической потребности в новой порции еды в организме в данный момент нет).
Вывод: для
здорового человека наиболее рационально
есть 4 раза в день; допустимо и
трехразовое питание. Что же касается
лечебного питания при
Теперь об интервалах между приемами пищи. Идеальным с физиологической точки зрения было бы приступить к очередной трапезе только тогда, когда закончится переваривание пищи, съеденной в предыдущий прием. Большое значение имеет распределение суточного пищевого рациона, то есть составление меню. Здесь сочетаются вопросы количества пищи, качественного ее состава и последовательности в приеме отдельных блюд.
Наведение
порядка в режиме питания (как, впрочем,
и во всем образе жизни) вполне в
силах человека, и тот, кто хочет,
может преодолеть вредную привычку
неправильно питаться, а кстати,
отказаться и от вредных привычек,
таких, как злоупотребление спиртным и
курение.
Особенности питания подростков
Врачи утверждают, что
ребенку в течение школьного
дня требуется трех-
Чем покормить на завтрак? – Шоколадка, мороженое, пирожное – ничто из этого не может заменить основную еду. Потому что сладкое, холодное и жирное для пустого желудка – стресс. Но, даже желая ребенку самого лучшего, нужно все-таки считаться с его особенностями.
Примерное меню школьных завтраков и обедов для всех государственных школ, учрежденное Роспотребнадзором
Понедельник
Завтрак: геркулесовая каша на молоке, сыр, масло сливочное, кофейный напиток на молоке, хлеб пшеничный или зерновой. Обед: салат из моркови, куриная лапша, отварная курица, тушеная курица, тушеные овощи, кисель, хлеб, зефир, фрукты. |
Вторник
Завтрак: оладьи с яблоками,
кисломолочный продукт, чай с лимоном. Обед: салат из морской капусты, овощной суп, треска, тушенная в томате с овощами, рис, отвар шиповника, хлеб, фрукты. |
Среда
Завтрак: сосиски, тушеная капуста,
яйцо вкрутую, чай с сахаром, хлеб. Обед: салат из свежих огурцов с растительным маслом, борщ, запеканка картофельная с мясом, компот, хлеб, фрукты. |
Четверг
Завтрак: рыбные биточки, пюре
картофельное, свежий огурец, кофейный
напиток на молоке, хлеб Обед: винегрет, рассольник, бефстроганов, гречка, сок, хлеб, печенье, фрукты. |
Пятница
Завтрак: творожный пудинг, варенье,
чай с лимоном, хлеб. Обед: салат из белокочанной капусты, фасолевый суп, печень в сметане, макароны, компот, хлеб, фрукты. |
Суббота
Завтрак: гречка с молоком, творожный
сырок, чай, хлеб. Обед: салат из свеклы и яблок, щи вегетарианские со сметаной, рыбные котлеты, отварной картофель, отвар из шиповника, хлеб, фрукты. |
||
Пища для ума
Правильная еда
помогает детям вырасти не только
физически крепкими, но и умными. Хотя
наш мозг весит всего около 2 % от веса тела,
он отличается отменным «аппетитом». На
его долю приходится более 20 % кислорода,
15 % крови, используемых организмом, от
20 % до №0 % общего количества калорий. Мозг
также «забирает» практически весь запас
глюкозы из крови. Ученые установили, что
именно этот орган первым ощущает на себе
любые огрехи в питании. Даже незначительный
дефицит нужных веществ может привести
к повышенной утомляемости, раздражительности,
плохому настроению и низкой успеваемости.
Так, что родителям стоит внимательно
изучить продукты в домашнем холодильнике,
а также по возможности контролировать
покупки сына или дочери в школьном буфете.
Дети нередко «перекусывают» чипсами,
шоколадными батончиками, сухариками
и другими продуктами, практически лишенными
витаминов и минералов, зато богатыми
«пустыми калориями». Эта еда точно не
поможет стать отличником. Дело в том,
что она часто содержит трансгенные жиры,
которые приводят к появлению лишнего
веса и к развитию психических нарушений,
таких, как дислексия, синдром дефицита
внимания.
Что
нужно есть накануне экзамена, чтобы
щелкать задачки, как орешки? А
вот что!
Фрукты, ягоды.
В них много витаминов
и глюкозы. Экспериментально
доказано, что клубника,
малина, черника улучшают
координацию движений,
концентрацию, кратковременную
память.