Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа
Для приготовления супов используются разнообразные продукты — овощи, картофель, крупы, бобовые, макаронные изделия, мясо, рыба, грибы и так далее. В состав этих продуктов входят пищевые вещества — белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, необходимые для организма человека. Употребление супов в качестве первого блюда обусловлено отчасти влиянием, которое они оказывают на пищеварение.
1.6 Ассортимент
блюд
Ассортимент блюд в современных ресторанах достаточно разнообразен и часто зависит от того, какую кухню представляет заведение. Среди основных блюд можно отметить:
─ холодные закуски: из рыбных гастрономических пород и консервов, холодные рыбные блюда, из мясных гастрономических продуктов, мяса, птицы, дичи;
─ салаты и винегреты (рыбные и из морепродуктов, мясные, овощные);
─ горячие закуски: из мяса, дичи, грибов и овощей;
─ супы (горячие прозрачные (бульоны с различными гарнирами - профитролями, кулебяками), заправочные (борщ, щи, солянки, сладкие супы), супы-пюре);
─ вторые горячие блюда: из мяса, рыбы, птицы, овощей, круп;
─ сладкие блюда, горячие и холодные напитки;
─ хлебобулочные
и кондитерские изделия.
1.7 Процессы,
формирующие качество супов
Особенно
важным в приготовлении заправочных
супов является: а) последовательность
введения в кипящий бульон или
отвар продуктов и
Овощи шинкуют или нарезают: для рассольников, супов с лапшой, вермишелью и для борщей — соломкой (кроме борща флотского, для которого овощи режут квадратными пластинками), для щей из квашеной капусты — соломкой, из квашеной рубленой капусты- мелкими кубиками (3—5 мм).
В рецептуру всех заправочных супов входят ароматические овощи: морковь, лук, сельдерей. Эти овощи содержат эфирные масла. Чтобы сохранить их, морковь и лук пассеруют. Температура нагрева жира не должна быть выше 110°С.
Все продукты закладывают в кипящую жидкость (воду, бульон). Доливать воду или бульон в процессе варки не следует. Если в рецептуру супа входят картофель и продукты, содержащие кислоты (соленые огурцы, квашеная капуста, томат, щавель) или уксус, то их закладывают после того, как картофель почти сварился.
Муку
для заправки супов используют высшего
и 1-го сортов. Ее пассеруют без жира,
охлаждают, разводят небольшим количеством
бульона или воды, процеживают и вводят
в суп в конце варки.
1.8 Требования
к качеству, условия и сроки реализации
В борщах овощи сохраняют правильную форму нарезки, не переварены, мягкой консистенции. Цвет блюда малиновый, вкус — кисловато-сладкий. Недопустим привкус сырой свеклы.
В щах овощи сохраняют правильную форму нарезки, мягкой консистенции, капуста немного жестковатая. Цвет блюда слегка желтоватый с блестками оранжевого жира на поверхности, вкус щей из свежей капусты чуть сладковатый, щей из квашеной капусты — кисловато-сладкий. Блюдо сохраняет запах пассерованных кореньев и лука. Недопустим запах пареной капусты.
Зеленые щи должны быть однородной пюреобразной консистенции с небольшими кусочками почти разварившегося картофеля. Вкус блюда слегка кисловатый, цвет темно-зеленый.
В рассольниках овощи сохраняют правильную форму. Консистенция овощей мягкая, огурцы слегка хрустят.
Мясная сборная солянка — продукты должны быть нарезаны ломтиками, огурцы (без семян и кожицы) — ромбиками. Бульон мутноватый от сметаны и томатного пюре. Жир на поверхности желтый или оранжевый. Кружочек лимона — без кожицы и семян.
Рыбная солянка — кусочки рыбы (3—4 кусочка на порцию) без кожи и костей, остальные показатели те же, что и для мясной солянки.
Картофельные супы — овощи не разварены и не помяты; часть картофеля может быть частично разварена. Жир — желтый или бесцветный. Вкус и запах — картофеля и пассерованных овощей.
Посуду (тарелки, суповые миски), бульонные чашки для первых горячих блюд следует подогревать, а для холодных — охлаждать. Суп наливают в тарелки и миски осторожно, чтобы края их оставались чистыми.
Длительное хранение супов ухудшает их вкус, внешний вид и витаминную активность. Поэтому хранить готовые супы следует от 1 до 3 часов. Во избежание подгорания супы хранят на водяной бане (мармите). Супы, заправленные льезоном, хранят при температуре 60—65° С.
2 Практическая часть
2.1 Характеристика
предприятия
Ресторан «Валенсия» располагается в центре города Калининграда. Режим работы с 12-00 до 2-00. Зал рассчитан на 80 посадочных мест.
«Валенсия» включают в себя следующие группы помещений:
- зал для посетителей;
- производственные
помещения (горячий цех,
- складские
помещения (камеры охлаждения
для мяса, рыбы, молока, кладовые
для сухих продуктов,
- административно
- бытовые помещения (контора,
кабинет директора, комната
- технические
помещения (вентиляционная
В меню ресторана включены:
1)фирменные блюда от шеф-повара: «Семга ньюбург», 260 гр., стоимость 480 рублей; «Филе миньон», 280 гр., стоимость 390 рублей.
2) холодные закуски из мяса: ассорти мясное «Разбойничий пир», 140/55/1 гр.,340 рублей; трубочки из ветчины «Завтрак аристократа, 125/52 гр., 180 рублей;
3) салаты: «Цезарь с курицей», 210 гр., 280 рублей; «Счастливчик», 220 гр., 190 рублей; «Нептун», 166 гр., 270 рублей; «Авокадо», 190 гр., 260 рублей.
4) горячие
закуски: Морское собрание «
5) супы: похлебка наваристая по-суворовски, 250 гр.,190 рублей, солянка сборная мясная, 250 гр.,200 рублей, суп-харчо, 250 гр.,180 рублей, рассольник ленинградский, 250 гр.,190 рублей, Борщ волынский, 250 гр.,170 рублей;
6) 8 разновидностей
соусов; 7) 10 видов гарниров; 8) спагетти
с сёмгой, креветками, грибами, ветчиной
и овощами, 250 гр., 210 рублей; 9) горячие блюда
из мяса и рыбы, более 20 наименований; 10)
десерты; 11) горячие и холодные напитки;
12) пиво и закуски к нему; 13) алкогольные
напитки; 14)коктейли; 15) банкетные блюда.
2.2 Анализ
ассортимента и спроса блюд
из выписки ресторана
При составлении меню учитывают продукты и сезонный характер некоторых блюд. Так, в осенне-летний период предлагается широкий выбор блюд из свежих овощей, зелени и фруктов. Зимой повышается спрос на блюда, имеющие более высокую калорийность.
Анализируя меню, можно сказать, что среди горячих блюд преобладают запечённые и жаренные, среди гарниров варёные и тушёные. При производстве первых блюд применяют такие способы тепловой обработки как варка, пассерование и бланширование.
В меню представлено 10 гарниров, 25% которых составляют картофельные. 9 из 10 гарниров готовятся из овощей, что говорит о высокой полезности предлагаемых блюд.
Представленное в меню количество соусов отличается разнообразием вкусов и ингредиентов. Вниманию клиентов предлагаются как острые соусы - табаско, хрен, аджика домашняя, так и сырный соус для клиентов, предпочитающих неострую пищу.
Один из старейших методов анализа меню предполагает разделение ассортимента блюд на две группы:
1) блюда, пользующиеся спросом клиентов;
2) блюда,
не пользующиеся спросом
В ходе проведения сравнительного анализа меню в обязательном порядке учитываются следующие условия:
- различные группы блюд в меню (закуски, основные блюда, десерты и так далее);
- время еды (ланч, ужин и так далее) и форму обслуживания; + размер ресторана и тип управления;
- период действия анализа.
В
1985 году Хайесом и Гуфманом был
предложен метод, в основе которого
лежит ранжирование блюд в меню —
присвоение каждому блюду индивидуального
ранга в зависимости от прибыльности.
Блюда первых трех рангов приносят наивысшую
прибыль. Согласно этому методу блюда
в ресторане «Валенсия» можно ранжировать
следующим образом (таблица 2):
Таблица 2 Ранжирование блюд по методу Хайеса и Гуфмана
Ранг | Блюдо | Чистая прибыль (убыток) (условные единицы) |
1. | «Семга ньюбург» | 58,30 |
2. | Салат «Нептун» | 26,66 |
3. | Помидоры, фаршированные сырным салатом | 21,03 |
4. | Борщ волынский | 19,75 |
5. | Карбонад с гарниром | 16,65 |
6. | Трубочки из ветчины | 2,32 |
7. | Салат «Цезарь с курицей» | -3,15 |
8. | Осетрина заливная | -6,74 |
9. | Спагетти | -7,40 |
10. | Баранина, жаренная на вертеле | -10,35 |
Как видно из данных таблицы 2, наивысшую прибыль ресторану приносят фирменное блюдо шеф-повара и 2 холодные закуски.
В
таблице 3 приведены данные, показывающие
удельный вес наиболее прибыльных блюд
в общем объёме спроса посетителей
ресторана.
Таблица 3 Удельный вес блюд, пользующихся наибольшим спросом в общем ассортименте продукции ресторана
Наименование изделия | Уд.вес, % | |
«Семга ньюбург» | 12 | |
Салат «Нептун» | 7,9 | |
Помидоры, фаршированные сырным салатом | 4,8 | |
Борщ волынский | 2,9 | |
Карбонад с гарниром | 2 | |
Трубочки из ветчины | 0,4 | |
Итого | 30 |
Следовательно,
блюда, приносящую ресторану наибольшую
прибыль и пользующиеся большим
спросом занимают 30% в общем объёме
спроса покупателей. Более 10% спроса приходится
на фирменное блюдо «Сёмга ньюбург».
2.3 Применение
метода матрицы (БКГ)
Достаточно часто используется метод фирмы Boston Consulting Group — Бостонской консультативной группы (БКГ), по которому компания классифицирует все свои виды бизнеса согласно матрице «рост/доля».
Вертикальная ось — темпы роста рынка (продаж) — определяет меру привлекательности продукции. Чем более высокими темпами растет спрос, тем больше у ресторана возможностей увеличить свою прибыль.
Горизонтальная ось — относительная доля рынка — определяет прочность положения продукции в общем объёме спроса. Относительная доля рынка имеет основополагающее значение, потому что блюда, пользующиеся наибольшим спросом должны иметь либо меньшие издержки, либо более высокие цены, либо и то и другое и, следовательно, она должны быть рентабельнее, чем другие предложенные, занимающие меньший удельный вес.
При делении матрицы БКГ на секторы можно выделить четыре типа состояния бизнеса (рис. 1).