Формирование логистической системы предприятий асфальтбетонной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является оптимизация логистических затрат предприятия при управлении запасами сырья и материалов. Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные тенденции и перспективы развития предприятий асфальтобетонной отрасли;
Рассмотреть особенности формирований логистической системы на региональном уровне;
Концептуальные аспекты оптимизации затрат при управлении запасами сырья и материалов;
Провести комплексный анализ деятельности и затрат при управлении запасами сырья и материалов ООО «ДорТрансСнаб» за 2009 - 2011 гг;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа логистика.docx

— 310.16 Кб (Скачать документ)

Целью процесса управления запасами сырья и материалов является обеспечение  производства материальными ресурсами, соответствующими установленным требованиям. ООО «ДорТрансСнаб» осуществляет снабжение материальными ресурсами на основании договоров. Объектами запасов являются:

- Инертно-строительные материалы (щебень, гравий, асфальтобетонная крошка, цемент);

- Нефтепродукты (битум);

- Минеральные вещества (минеральный порошок, песок).

Прием материалов на производство осуществляется материально ответственным лицом  – начальником производства.

Прием битума, минерального порошка, щебня, асфальтобетонной крошки следующим  образом: диспетчер принимает в  дневное время, дежурный – в ночное время. Фактическое количество определяется рабочими и сверяется с количеством  по накладной, информация передается лицу, который делает соответствующую  отметку о приемке товара в  накладной. Диспетчер также следит за соответствием качества доставленного материала. Информация по остаткам на конец дня передается главному диспетчеру.

В состав предприятия ООО «САРРРО» входят две производственные площадки, расположенные в промзоне группы компаний «СТиМ» вблизи завода. Транспортировка  материалов производится непосредственно  на площадки предприятия, там же происходит их складирование и хранение.

Битум хранится в специализируемых подогреваемых битумных емкостях вместимостью по 50 тонн. На производственной площадке находятся 4 емкости.

Щебень складируется в  непосредственной близости от завода на асфальтированной площадке, исключая, тем самым, загрязнение и перемешивание  между породами и фракциями.

Минеральный порошок и  цемент хранится в специализированных силосных башнях с возможностью дозирования, объемом по 100 т на каждой производственной площадке (всего 200 т).

Асфальтобетонная крошка складируется так же как щебень на асфальтированной площадке вблизи завода.

Таким образом, процесс управления запасами материальных ресурсов имеет  ограничения по объему складирования.

Результаты анализа существующего  процесса управления запасами показывают, что на предприятии отсутствует  целевой подход к формированию и  хранению запасов. Также имеет место дифицит сырья в сезонность процесса потребления, т.е. необходимо налаживать отношения с постоянными поставщиками материальных ресурсов. Основной проблемой можно назвать нехватку или наоборот излишек запасов, таким образом весьма актуальной становится задача оптимизации материальных запасов, т.к. заниженные запасы материальных ресурсов могут привести к убыткам, связанным с простоями, неудовлетворенным спросом и, следовательно, к потере прибыли, а также потере потенциальных покупателей продукции; а с другой стороны, накопление излишних материальных запасов связывает оборотный капитал предприятия, уменьшая возможность его выгодного альтернативного использования и замедляя его оборот, что отражается на величине общих издержек производства и финансовых результатах деятельности предприятия.

 Экономический ущерб наносит  как значительное наличие запасов,  так них недостаточное количество. Актуальность проблемы оптимизации  затрат при управлении запасами  сырья и материалов предприятия  и эффективного управления ими  обусловлена тем, что состояние  запасов оказывает определяющее  влияние на конкурентоспособность  предприятия, его финансовое состояние  и финансовые результаты. Обеспечить  высокий уровень качества продукции  и надежность ее поставок потребителям  невозможно без создания оптимальной  величины запасов сырья, материалов, необходимых для непрерывного  и ритмичного функционирования  производственного процесса.

 

 

    1.   Направления оптимизации затрат при управлении запасами сырья и материалов

 

ООО «ДорТрансСнаб» является монополистом в сфере производства асфальтобетонных смесей в г. Москва и Московской области.

Специфика асфальтобетонного  производства заключается в том, что:

1) Производство асфальта  – это сезонная работа. ООО «ДорТрансСнаб» выпускает свою продукцию с апреля по ноябрь месяц включительно. Оставшееся время завод ремонтируются;

2) Ограниченность номенклатуры  используемых материалов. Для производства  асфальтобетонной смеси необходимы  щебень, отсев, битум, минеральный  порошок, и отсутствие какого-либо  из этих материалов может привести  к остановке производства, исходя  из чего, широко применяемые в  рыночной экономике методы АВС  и XYZ и КLM анализа не подходят;

3) На все материалы  существуют ограничения на размер  поставки. Поставка щебня и отсева  производится железнодорожным транспортом  (вертушками), который может вместить  в себя 60 т. щебня или а/б  крошки. Поставки битума осуществляются  ж/д цистернами по 60 т. Минеральный  порошок поставляется цементовозами,  емкость которых ограничена;

4) На все материалы  существуют ограничения на размер  хранения. Битум хранится в специализируемых  подогреваемых битумных емкостях  вместимостью по 280 т. На производственной  площадке находятся 3 битумных  емкости. Следовательно, общая  вместимость их составляет 840 т.  Щебень складируется в непосредственной  близости от завода на асфальтированной  площадке, исключая тем самым  загрязнение и перемешивание  между породами и фракциями.  Минеральный порошок хранится  в четырех специализированных  силосных башнях с возможностью  дозирования, объемом по 60 т. Итого  вместимость составляет 240 т. минерального  порошка. Отсев хранится также  на открытой площадке в непосредственной  близости с асфальтосмесительными  установками. Таким образом, процесс  управления запасами материальных  ресурсов имеет ограничения по  объему складирования. Исходя  из специфики производства, можно  сделать вывод, что модель управления  запасами едина для всей номенклатуры  материалов, и выбор ее можно  произвести по любой номенклатурной  позиции. 

Рисунок 4 – Долевое содержание материалов в рецептуре асфальта типа Б

Для выбора этой позиции  рассмотрим процент содержания материалов в годовом выпуске продукции  по основным рецептурам предприятия. На 1 т. мелкозернистого асфальта (тип  Б), который используют в верхних  слоях дорожных покрытий приходится, в соответствии с рисунком 4.

На 1 т. крупнозернистого асфальта, который изготавливается на основе гранитного щебня и используется в нижних слоях дорожных покрытий (ЩКП) приходится, в соответствии с рисунком 5:

 

     

Рисунок 5 – Долевое содержание материалов в рецептуре асфальта ЩКП Примечание – Источник: данные предприятия

Учитывая сезонность производства, проанализируем расход щебня по карточкам  складского учета за 2009-2011 гг. Динамику расхода щебня в период с 2009-2011 года отобразим графически (Рисунок 6):

 

Рисунок 6 – Динамика расхода щебня по месяцам за 2009-2011 гг.

 

Проанализировав динамику расхода  можно отметить, что в 2010 году было израсходовано меньше всего щебня, в связи с техническими неисправностями. Увеличение износа оборудования и интенсивности  работы увеличило время на техническое  обслуживание: ДС-168 - 2010 год осуществило 99 ремонтов, что потеряло 303 часа. Основные ремонтные работы:

1) Изготовление и замена  топки с переустановкой навесного  оборудования на ДС-168 два раза  за сезон.

2) Ремонт скипового пути  по всей протяженности на работающей  установке ДС-168.

3) Замена корпуса и  подшипника вала смесителя ДС-158.

4) Замена тросов на  скипе ДС-158.

За 2011 год было продано  больше всего асфальтобетонной смеси. Основная причина актуальности услуг по проектированию и реконструкции магистралей – это рост грузовых и пассажирских перевозок, который объясняется относительной экономической стабильностью и высокой покупательской способностью. Так, возросшее количество грузовых автомобилей, фур отрицательно сказалось на пропускной способности многих магистралей. Пробки в Москве бьют все мыслимые и немыслимые рекорды. Очевидно, что назрел вопрос о глобальной реконструкции и ремонте многих магистральных трасс.

Рассмотрим динамику за 2009 и 2011 гг.. Ежемесячный расход из-за разного  количества дней в месяце не дает сопоставимых данных по месяцу. Наиболее точными  будут данные по среднесуточному  расходу щебня по месяцам за 2009 и 2011 гг. Анализируя данные 2009 года нужно  сказать, что среднесуточный расход щебня по месяцам непредсказуем, наблюдается очень большой разброс  показателей по месяца. В апреле 2009 года среднесуточный расход щебня  фракции 5х20 составлял 208,8 т./сут., что  составляет 7 % от годового расхода щебня, в августе 392,7 т. /сут. (13,5%), т.е. расход щебня вырос почти в 2 раза, а  уже в ноябре месяце среднесуточный расход составил 84,2 т./сут. (2,9%). Таким образом, расход щебня в 2009 году варьировался от 84,2 до 442,3 т./сут. Максимум пришелся на сентябрь, минимум на декабрь. В 2010 году наблюдаются следующее движение: в начале производственного сезона, в апреле месяце показатель расхода щебня составляет 356,0 т./ сут. (12,8 %). Конец производственного сезона пришелся на ноябрь и составляет 242,3 т./сут. (8,7 %)., причем в 2010 году это минимальный показатель расхода щебня. Максимальный рост пришелся на октябрь и составляет 420,9 т./сут. (15,6 %). Подобные скачки наблюдаются и в 2011 году, когда среднесуточный расход щебня в апреле был 400,6 т./сут., что составляет 11,9% от годового расхода щебня, а в ноябре упал до 300,5 т./сут., что составляет 8,9%. Максимальный расход щебня характерен для июня и составляет 498,1 т./ сут. (14,7%). Среднесуточный расход щебня в зависимости от месяца различен, это объясняется тем, что погодные условия в апреле - мае недостаточны, чтобы заниматься укладкой и реставрацией дорожных покрытий, следовательно в мае месяце расход щебня незначителен, а в середине сезона погодные условия благоприятствуют дорожно-строительным работам, следовательно расход щебня увеличивается пропорционально спросу на продукцию. Среднесуточный спрос на продукцию даже на ближайший месяц спрогнозировать очень тяжело, даже невозможно, так как нельзя предугадать погодные условия и предсказать поведение подрядчиков. Фактически заявки на поставку асфальтобетонной смеси подаются подрядчиками за день - два до поставки, иногда и в день поставки. Поэтому ООО «ДорТрансСнаб» должно ежедневно отслеживать расход материала, постоянно пополнять его по мере необходимости и следить за тем, чтобы не было простоев производства. Для чего необходимо рассчитать параметры системы управления запасами, учитывая специфику производства и оптимальный размер заказа.

Проведем выбор системы  управления запасами. Проанализировав  основные системы контроля уровня запасов  и специфику производства ООО «ДорТрансСнаб», спроектируем оригинальную систему управления запасами для предприятия. Для чего мы имеем:

- Ограничения в максимальном  размере запаса.

- Ограничения в размере  заказа.

- Фиксированный интервал  времени между заказами.

- Высокая степень неопределенности  спроса.

- Сезонность производства.

Учитывая степень неопределенности спроса, возьмем за ожидаемое среднесуточное потребление наибольший среднесуточный расход щебня фракции 5-20 за 2011 год (т.к. объем объемы реализации щебня за 2011 год не существенно отличается с запланированным объемом реализации щебня в 2012 году). Для расчета оптимального размера заказа по формуле Уильсона необходимо определить следующие виды затрат:

1) Затраты на хранение  единицы материала в единицу  времени;

2) Потери от иммобилизации  (омертвления) денежных средств  единицы материала в единицу  времени;

3) Затраты на организацию  завоза одной поставки;

Выделим основные виды затрат связанные с хранением запаса. В таблице 2 представлены затраты на хранение щебня по данным экономического отдела.

 

Таблица 2 - Затраты на хранение щебня

Элементы затрат

Затраты на хранение

Руб/день

Материальные затраты

1. Износ МБП 

2.Стоимость материалов, конструкций, деталей, запасных частей для ремонта складских помещений и транспортно-складского оборудования.

3.Стоимость материалов, конструкций,  деталей, израсходованных при  хранении, доработке и улучшении  технических характеристик, упаковке,сортировке, испытаниях.

4. Стоимость энергии, пара, топлива,  воды, используемых при эксплуатации  складских помещений и транспортно-складского  оборудования.

400

1400

 

 

 

 

2300

 

 

 

 

 

 

3100

Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды

5. Оплата труда с отчислениями  работников складского хозяйства,  в т.ч. рабочих, осуществляющих ремонт.

800

Прочие затраты

6. Плата за аренду складских  помещений.

7. Плата сторонним организациям  за пожарную и охранную сигнализацию.

2500

 

 

700

Итого

 

11200


 

Общая сумма затрат на хранение щебня составляет: 11200 рублей в день. Для определения стоимости хранения единицы материала (1т.) определим фактический запас на складе (средний уровень запаса в день по факту) по карточкам складского учета (таблица 3).

 

 

 

Таблица 3 - Остаток щебня на складе

Месяц 2011 года.

Остаток на 1-е число месяца, тонн

Апрель

13 455

Май

11 350

Июнь

11 683

Июль

13 420

Август

12 130

Сентябрь

11 608

Октябрь

11 864

Ноябрь

11 940

Декабрь

9 181


 

Средний фактический запас  щебня на складе рассчитаем по формуле  средней хронологической: (13455/2 + 11350 + 11683 + 13420 + 12130 + 11608 + 11864 + 11940 + 9181/2)/8 = 11914,1 т. Затраты на хранение 1 т. щебня  составят 1 780 245 / 11 914,1 = 149,42 руб/день.

2) Потери от иммобилизации  средств в запасах – это  косвенные затраты, связанные  с отвлечением и замораживанием  финансовых средств, вложенных  в запасы. Другими словами это  недополученный доход от возможного  использования замороженных в  запасах средств для относительно  безопасного и прибыльного инвестирования. Величину денежных средств, вложенных  в запасы, можно определить как  среднюю стоимость запаса, находящегося  на складе: 11914,1 т. × 69 024 руб./т. = 822 358 838,4 руб., где 69 024 руб. – средняя  стоимость тонны щебня за 2011г.  по данным бухгалтерского учета.  Для расчета потерь от иммобилизации  используем ставку рефинансирования  Нацбанка РБ. Потери от иммобилизации  1 т. составят цену 1 т. щебня,  умноженную на ставку рефинансирования: 69 024 × 0,36 = 24 849 руб.

3) Для расчета затрат  по организации завоза одной  поставки используем данные, представлены  в таблице 4.

 

Таблица 4 - Затраты по доставке 1 т. щебня

Наименование расходов

Величина, руб./т.

Доставка ж/д транспортом

18 877

Подача-уборка вагонов

5 460

Подвоз автомобильным транспортом

12 000

ИТОГО

36 337


 

При поставке щебня на склад  в среднем поступает 30 вагонов  по 60 т., то есть 1 800 т. щебня. Затраты  на организацию завоза одной поставки составляют 1800×36337 = 65 406 600 руб.

Среднесуточная потребность  составляет: 498,1 т.

Информация о работе Формирование логистической системы предприятий асфальтбетонной отрасли