Эффективность системы закупок предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Предметом в курсовой работе будет выступать эффективность системы закупок предприятия.
Объектом будет являться предприятие ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова».
Цель - изучить механизм осуществления закупок на предприятии, а также предложить пути повышения эффективности закупок на ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1. Планирование и контроль объема закупок материально-технических ресурсов (МТР)…………………………………………………………………………………………… 4
1.1 Планирование материально-технического обеспечения………………..4
1.2 Контроль объема закупок (МТР)…………………………………………..7
1.3 Показатели эффективности системы МТР производственного предприятия………………………………………………………………………………………8
2. Анализ деятельности ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова»………………………9
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………..9
2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия………11
2.3 Система закупок предприятия……………………………………………..14
3. Повышение эффективности системы закупок МТР предприятия……………...17
3.1 Мероприятия, направленные на повышение эффективности системы закупок предприятия……………………………………………………………17
3.2 Оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение эффективности системы закупок предприятия………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....22

Работа состоит из  1 файл

Kursovaja (2).docx

— 62.33 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

1. Планирование и контроль  объема закупок материально-технических  ресурсов (МТР)…………………………………………………………………………………………… 4

1.1 Планирование материально-технического  обеспечения………………..4

1.2 Контроль объема закупок  (МТР)…………………………………………..7

1.3 Показатели эффективности  системы МТР производственного  предприятия………………………………………………………………………………………8

2. Анализ деятельности  ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова»………………………9

2.1 Краткая характеристика  предприятия……………………………………..9

2.2 Анализ экономических  показателей деятельности предприятия………11

2.3 Система закупок предприятия……………………………………………..14

3. Повышение эффективности  системы закупок МТР предприятия……………...17

3.1 Мероприятия, направленные  на повышение эффективности системы  закупок предприятия……………………………………………………………17

3.2 Оценка эффективности  мероприятий, направленных на  повышение эффективности системы  закупок предприятия………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Организация производственной инфраструктуры определяется ее ролью  в производственном процессе и влиянием на конечные результаты работы предприятия.

Предметом в курсовой работе будет выступать эффективность  системы закупок предприятия.

Объектом будет являться предприятие ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова».

Цель - изучить механизм осуществления  закупок на предприятии, а также  предложить пути повышения эффективности  закупок на ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова».

 Для достижения поставленной  цели будем решать следующие  задачи:

1. Покажем теоретические основы планирования и контроля закупок предприятия

2. Охарактеризуем предприятие ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова».

3. Проанализируем организацию материально-технического снабжения и  складского хозяйства на ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова»

4. Выявим пути повышения эффективности закупок на ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова».

При написании курсовой работы использовались общенаучные методы. Такие как наблюдение, анализ и  синтез собранных данных по объекту  исследования. Для написания курсовой работы использовалась монографическая  и учебная литература.

 

 

 

 

 

1. Планирование и контроль объема закупок материально-технических ресурсов (МТР)

 

1.1 Планирование материально-технического обеспечения

 

 

Планирование материально-технического обеспечения (МТО) на предприятии является неотъемлемым компонентом развития и результативности деятельности предприятия.

Планирование МТО на предприятии  сегодня имеет такое же значение, как и планирование рынков сбыта. Так как рынки насыщены, закупки, проводимые предприятием, могут  значительно  влиять на рост  прибыли.

Политика снабжения строится на двух аспектах:

- важности закупки;

- особенностей рынка поставок.

Первый аспект рассматривается  с точки зрения воздействия закупки  на свойства производимой продукции, сокращение производственных издержек и увеличения планируемой прибыли. Второй характеризуется  ограниченностью рыночных возможностей, наличиями препятствий на пути попадания  на рынок, характером рынка.

Для правильной и плодотворной работы службы МТО необходимо определить перечнем материалов, применяемых в производстве продукции, составить план закупок. Этот план будет обеспечивать слаженность действий всех сотрудников предприятия при решении следующих задач снабжения:

- определить необходимые материальные ресурсы и их количество для заказа;

- заключение договоров;

- контроль за соблюдением условий договора;

- при необходимости организовать размещение на складских площадях.

При планировании МТО также  решается задача урегулирования противоречий между постоянным обеспечением производства и минимизацией складских запасов. Качественное информационное обслуживание службы МТО предприятия также  способствует решению этой задачи.

Процесс планирования закупок  требует четкого определения  следующих категорий:

- наименование материалов и их количество;

- время, когда понадобятся эти материалы;

- способность поставщиков обеспечить необходимыми материалами;

- необходимые площади складских помещений;

- издержки на закупки.

 

Потребность предприятия  в материальных ресурсах с наиболее высокой точностью определяется методом прямого счета. Определяется по формуле:

                                              Мпл = Nпл * Нм,

где: Мпл-потребность в материалах;

Nпл-запланированный объем производства;

Нм-удельная норма расхода материала. 

Метод прямого счета делится  на несколько видов: подетальный, по аналогии, по типовым представителям.

Самый распространенный - прямой подетальный метод. Метод расчета потребности в материалах по аналогии применяется при планировании изготовления новых видов продукции, на которые еще не установлены нормы расхода. Метод расчета по типовым представителям применяется при широком разнообразии запланированных изделий и отсутствии точной и четкой программы по изготовлению каждой из них.                                

Выбор метода расчета потребности  в МТР зависит от профиля предприятия, ассортимента изделий, наличия и вида складов,  возможностей заказчика, системы контроля за состоянием запасов.

Методы определения количества, времени и периодичности закупок имеют свои плюсы и минусы с точки зрения точности, стоимости услуг, затрат времени.

Выбор метода закупок зависит  от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов.

Основные методы закупок:

- оптовые заказы;

- регулярные заказы мелкими партиями;

- закупки по мере необходимости.

При планировании МТО на предприятии необходимо учитывать  особенности каждого метода с  целью экономии времени и сокращения издержек.

Достоинствами оптовых закупок  является простота оформления документов, гарантия поставки полной партии и увеличенные торговые скидки. Однако данный метод закупок требует наличия больших складских площадей и замедляет оборачиваемость капитала.

При регулярных закупках мелкими  партиями покупатель заказывает необходимое  количество ресурсов, которое поставляется ему партиями в течение оговоренного периода. При выборе данного метода ускоряется оборачиваемость капитала, уменьшается время работы с документацией, образуется дополнительное складское пространство. Однако среди недостатков – вероятность приобретения ресурсов больше необходимого количества и вероятность переплаты за избыточное количество.

Метод получения материалов по мере необходимости похож на регулярную поставку, но имеет свои особенности:

- количество материалов устанавливается приблизительно;

- поставщики перед выполнением поставки связываются с покупателем;

- оплате подлежит только поставленное количество ресурсов;

- по окончании срока контракта покупатель не обязан принимать и оплачивать материалы, которые еще не поставлены;

Среди преимуществ данного  метода отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества, ускорение оборота капитала, минимум  документов.

Выбор поставщика играет значительную роль в системе планирования МТР  и зависит от следующих факторов:

- цена услуги;

- качество услуги;

- расстояние от поставщика до потребителя;

- сроки выполнения заказов;

- наличие у поставщика дополнительных мощностей;

- система качества продукции поставщика;

- слаженность коллектива поставщика;

- способность поставщика обеспечивать сервисное обслуживание в течение всего срока службы поставленного оборудования;

- финансовое состояние поставщика и прочее.

Приведенные элементы планирования обеспечения ресурсами в совокупности образуют текущее планирование МТО. Однако не только текущее планирование имеет место в системе управления предприятием, долгосрочное планирование также тщательно разрабатывается.

Долгосрочное планирование на предприятии включает три стадии:

      - определение целей, изучение конкурентной среды;

      - определение  доли предприятия на рынке;

      - прогноз  будущих показателей работы предприятия,  выявление разницы между прогнозными и текущими показателями.

Стратегия закупок предприятия  строится на анализе рынка потенциальных  поставщиков и требований со стороны своего предприятия. Исходя из результатов анализа рынков предприятия формируют представление о возможном партнерстве с конкретным поставщиком, стратегию поведения и выявляют новые источники поставок.

 

 

 

1.2 Контроль объема закупок (МТР)

 

 

Приобретение предприятием материальных ресурсов строится на основе целей и задач в отношении  политики закупок.

При определении потребности  в материальных ресурсах предприятие  учитывает следующие компоненты:

- анализ поставщиков;

- рациональное использование бюджета закупок;

- анализ финансовой деятельности;

- изучение предлагаемой продукции;

- сравнение вариантов доставки;

- потребность  в ресурсах и т.д.

Регулярное изучение рынка  поставщиков помогает потенциальному покупателю сделать оптимальный  выбор в условиях постоянного  изменения рынка.

Контроль бюджета закупок  помогает определить оптимальную сумму  вложений для приобретения МТР с  целью получения максимальной выгоды от использования закупленных ресурсов.

Регулярный финансовый анализ позволяет заранее выделить дополнительные средства на закупки и контролировать денежные потоки.

 

 

 

1.3 Показатели  эффективности системы МТР производственного  предприятия

 

 

При определении эффективности  закупочных операций необходимо произвести всеобъемлющую оценку работы службы закупок фирмы, учитывая: выполнение плана закупок,  объем сэкономленных средств, дополнительный  контроль качества входящей продукции, общий объем операций, производительность труда, транспортные издержки и т.д.

Время, цена, надежность поставщика - основные показатели контроля деятельности отдела закупок. Процент задержанных заказов, дефицита МТР, остановка производства при наличии дефицита анализируются с учетом контроля фактора времени.

Ценовой фактор управления закупками включает в себя сопоставление  текущих цен с прогнозируемыми, а также возможностями бюджета.

Необходимым фактором успешной работы отдела закупок является надежность поставщика. Неотъемлемым компонентом надежности поставщика является определение ряда показателей: процент просроченных поставок, процент невыполнения договорных обязательств и т.п.

Эффективность работы отдела закупок оценивается исходя из сокращения издержек на приобретение МТР, процента успешных закупок, числа необслуженных заявок, доли транспортных издержек в структуре общих затрат на закупки и т.п.

 

 

 

 

2. Анализ деятельности ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова»

 

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

 

История БелОМО берет свое начало с создания в 1957 году Минского механического завода имени С.И.Вавилова (первая продукция - фотоаппараты и станки для обработки оптики). В связи с расширением объемов и номенклатуры выпускаемых изделий, в 1971 году на базе Минского механического завода имени С.И.Вавилова было создано БелОМО.

Информация о работе Эффективность системы закупок предприятия