Эффективность системы закупок предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Предметом в курсовой работе будет выступать эффективность системы закупок предприятия.
Объектом будет являться предприятие ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова».
Цель - изучить механизм осуществления закупок на предприятии, а также предложить пути повышения эффективности закупок на ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1. Планирование и контроль объема закупок материально-технических ресурсов (МТР)…………………………………………………………………………………………… 4
1.1 Планирование материально-технического обеспечения………………..4
1.2 Контроль объема закупок (МТР)…………………………………………..7
1.3 Показатели эффективности системы МТР производственного предприятия………………………………………………………………………………………8
2. Анализ деятельности ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова»………………………9
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………..9
2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия………11
2.3 Система закупок предприятия……………………………………………..14
3. Повышение эффективности системы закупок МТР предприятия……………...17
3.1 Мероприятия, направленные на повышение эффективности системы закупок предприятия……………………………………………………………17
3.2 Оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение эффективности системы закупок предприятия………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....22

Работа состоит из  1 файл

Kursovaja (2).docx

— 62.33 Кб (Скачать документ)

 БелОМО занимало лидирующее положение в оптической отрасли СССР и решало задачи по созданию и производству изделий специального назначения и гражданской тематики. Заводы, входящие в объединение, специализировались на определенных видах изделий:

ММЗ имени С.И.Вавилова - особо сложная оптико-механическая и оптико-электронная аппаратура (космические, топографические, спектрозональные, фотограмметрические системы и комплексы; кинотеодолитная техника; бронетанковые, гиростабилизированные прицелы, приборы лазерного наведения; промышленные передвижные и стационарные киноустановки).

Вилейский завод "Зенит" - единственный завод в бывшем СССР, специализированный на производстве фотоаппаратов. Кроме того, на заводе производились оптические прицелы для стрелкового оружия.

 Рогачевский завод  "Диапроектор" - диапроекционная техника, различные виды прицелов и приборов наведения для бронетанковой техники.

 Жлобинский завод "Cвет" - репродукционная техника, фотоувеличители, оптические приборы для нужд Министерства внутренних дел CCСР.

 В 90-х годах в  составе БелОМО были созданы унитарное предприятие ЛЭМТ, специализирующееся на разработке и изготовлении лазерных изделий и изделий для медицины;

20 июля 1995 года на производственных  площадях ММЗ имени С.И. Вавилова  было создано совместное белорусcко-немецкое предприятие «ЦЕЙСС-БелОМО», изготавливающее высокоточные оптические изделия. Организовано обособленное предприятие: завод СФЕРА, изготавливающий оптические детали.

 За время своего  существования деятельность БелОМО неоднократно удостаивалось наград и дипломов.

 БелОМО награждено орденом Трудового Красного Знамени, 228 рабочих, специалистов и служащих награждено медалями и орденами СССР, 28 специалистам присвоены звания лауреатов Государственных премий БССР и СССР, 2 лауреата Ленинских премий,  3 работника удостоены звания Героя Социалистического труда.

 В копилке БелОМО имеются приз и диплом «Золотой глобус» - за выдающийся вклад в развитие экономики страны и интеграцию в мировую экономику, приз и диплом «Бермингемский факел» - за успехи в выживании и развитии в сложных условиях, другие призы.

 В 2009 году предприятия,  входящие в состав БелОМО, преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО "Зенит-БелОМО, ОАО "Рогачевский завод "Диапроектор", ОАО "Жлобинский завод "Свет".)

ОАО "ММЗ имени С.И.Вавилова - управляющая компания холдинга "БелОМО" осуществляет разработку и производство оптико-электронных и оптико-механических изделий различного назначения, автомобильных компонентов для большегрузных автомобилей, индивидуальных приборов учета газа, промышленных светильников, товаров народного потребления.

Проводимые предприятием маркетинговые исследования позволят уточнить маркетинговый план, одной из задач которого является выход на мировой рынок с высококачественной, недорогой оптической продукцией. [15]

Возлагая надежды на западные инвестиции, действующее производство благодаря компьютерно-ориентированным  технологиям позволит быстро реагировать  на все изменения рынка, с целью удовлетворения запросов потребителей.

Сбыт продукции предприятия  ориентирован на внешний рынок (70% зарубежные страны и СНГ). Наиболее перспективным  в СНГ является рынок России, так  как его размеры больше, а средний уровень дохода населения выше.

Налажено тесное сотрудничество с потребителями продукции из западных стран. В настоящее время  с участием БелОМО в Республике Беларусь действует несколько совместных предприятий.

 

 

 

2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия

 

 

Проведем анализ основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2009-2011 гг (таблица 1).

 

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ОАО «ММЗ им. С.И. Вавилова»  за 2009-2011 гг. [16]

Наименование  реквизита

Ед. изм.

2009

2010

2011

Объем производства продукции  без налогов из выручки:

       

в фактических ценах отчетного  года

млн.руб

104785

149761

177564

в сопоставимых ценах

млн.руб

113505

141928

163217

Сальдо внешней торговли

млн.руб

196751

239621

322579

Объем экспорта товаров и  услуг

млн.руб

332182

422221

536221

Объем импорта товаров  и услуг

млн.руб

135431

182600

213642

Среднесписочная численность

чел

3418

3449

3362

Средняя заработная плата

млн.руб

0,95

1,1

1,23


 

Продолжение таблицы 1

Наименование  реквизита

Ед. изм.

2009

2010

2011

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в отпускных  ценах

млн.руб

128333

149500

177526

Затраты на производство и  сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

млн.руб

104562

121769

148470

Прибыль от реализации продукции

млн.руб

11849

18265

17816

Чистая прибыль

млн.руб

6455

13243

12905

Дебиторская задолженность

млн.руб

15041

15041

16100

Кредиторская задолженность

млн.руб

13222

42780

14501


 

Исходя из значений таблицы 1, можно рассчитать основные показатели, характеризующие деятельность предприятия, например, рентабельность продаж и общую рентабельность (формулы 1,2).

Rобщ=ПРобщпр*100%                                                 (1)

R2009=11849/128333*100%=9%

R2010=18265/149500*100%=12,22%

R2011=17816/177526*100%=10,04%

Rпрод=ПР/Затр*100%                                                (2)

Rпрод2009=11849/104562*100%=11,33%

Rпрод2010=18265/121769*100%=14,99%

Rпрод2011=17816/148470*100%=11,99%

Значения рентабельности сведены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Сводные данные показателей рентабельности [составлено автором]

Наименование

2009

2010

2011

Рентабельность общая, %

9

12,22

10,04

Рентабельность продаж, %

11,33

14,99

11,99


 

Значения общей рентабельности (таблица 2) указывают на общую экономическую  эффективность предприятия, а также  способность вносить плату за основные фонды и оборотные средства.

Рентабельность продаж (таблица 2) характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж.

Как видно из таблицы 1 сальдо внешней торговли предприятия положительное, что хорошо для предприятия, т.к. экспорт превышает импорт. Можно  сделать вывод о том, что предприятие  больше продает, чем покупает. Это  увеличивает размеры прибыли.

Изменения значений показателей  деятельности предприятия приведены  в таблице 3.

Таблица 3 – Изменение  значений основных показателей деятельности предприятия за 2009-2011 гг. [16]

Наименование  реквизита

2009-2010

2010-2011

Объем производства продукции  без налогов из выручки:

   

в фактических ценах отчетного  года

142,92

118,56

в сопоставимых ценах

125,04

115,00

Объем отгруженной продукции  без налогов из выручки в фактических ценах

130,40

116,24

Сальдо внешней торговли

145,71

86,22

Объем экспорта товаров и  услуг

127,11

127,00

Объем импорта товаров  и услуг

134,83

117,00

Среднесписочная численность

100,91

97,48

Средняя заработная плата

115,79

111,82

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в отпускных ценах

116,49

118,75

Затраты на производство и  сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

116,46

121,93

Прибыль от реализации продукции

154,15

97,54

Чистая прибыль

205,16

97,45

Дебиторская задолженность

100,00

107,04

Кредиторская задолженность

323,55

33,90


 

Анализ показателей следует  провести с анализа чистой прибыли. Значение этого показателя в 2010 гг. увеличилось практически в 2 раза, а в 2011 г. снизилось на 2,15% по сравнению  с нормой. Причинами этого могло  послужить сокращение численности  рабочих (на 3,43%) и увеличением затрат на производство (на 5,47%).

Значение дебиторской  задолженности увеличилось на 7,04%,что  указывает на наличие потенциальных  средств, направленных в производство. Значение кредиторской задолженности уменьшилось в 9 раз, что свидетельствует о том, что предприятие стало использовать меньше привлеченных средств, в т.ч. кредитов.

 

 

 

2.3 Система закупок  предприятия

 

 

Особенностью материально-технического обеспечения является то, что приобретение сырья и материалов основано на многолетнем опыте работы с поставщиками по долгосрочным связям. В данный период в производстве используется более шести тысяч видов сырья и материалов. Перечень сырья, материалов и комплектующих, основные поставщики и сложившиеся на рынке цены представлены в таблицах 4,5. Основными поставщиками сырья являются предприятия Российской Федерации. Оборудование для технического перевооружения и обновления имеющихся мощностей, а также сырье, необходимое для выпуска конкурентоспособной продукции, будет закупаться в основном в странах СНГ и Западной Европы.  

Учет материалов в цехах  состоит из:

1 учета всех ТМЦ в цеховой кладовой, который производится в соответствии с СТП АШ 4032;

2 учета особо ценных ТМЦ в производстве, который осуществляется по карте учета использования материалов в производстве

Цехом ежемесячно до 5 числа  месяца следующего за отчетным представляется в ТОМНП отчет об использовании материалов в производстве.

На основании предыдущей работы с поставщиками, создается и ведется перечень поставщиков по форме.

Коммерческий директор предприятия  ежегодно до 30 января утверждает перечень поставщиков.

 

 

 

Таблица 4 - Основные поставщики сырья и материалов в 2008-2011 гг.[16]

п/п

Наименование

Материалов

Регион поставки

Город

Организация

1

Лента

Россия

Ижевск

“Ижсталь”

2

Лист

Магнитогорск

Меткомбинат

3

Лист нержав.

Челябинск

“Южноуральскийкомб.”

4

Черный прокат

Челябинск

“Сталепроммашинвест”

5

Магнитогорск

Калибровочный з-д

6

Черный прокат

Россия

Челябинск

Меткомбинат

7

Москва

з-д “Серп и молот”

8

Инструмент. Стали

Электросталь

ОАО “Электросталь”

9

Златоус

Златоуск.Меткомбинат

10

Толстый лист

СанктПетербург

Ижораметалл

11

Водогазопроводные трубы

Москва Юбилейн.

“Арсенал БИС”

12

Трубы

Перво-Уральск

Новотрубный з-д

13

Беларусь

Могилев

Металлургический з-д

14

Черный прокат

Россия

Серов

“Металлург”

15

Лист

Украина

Запорожье

“Запорожсталь”

16

Метизы

Беларусь

Речица

Метизный з-д

17

Лента

Россия

Санкт-Петербург

Сталепрокатный з-д

18

Проволока

Волгоград

Сталепроволочный з-д

19

Белорецк

Белорецкий Металлург

Информация о работе Эффективность системы закупок предприятия