Концепции и функции логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:49, курс лекций

Описание

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4
Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики 4
Тема 1.2. Этапы развития логистики 6
Тема 1.3. Факторы развития логистики 8
Тема 1.4. Логистические системы 9
Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек 10
Тема 1.6. Функции логистики 11
Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности 13
Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ 14
РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 18
Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения 18
Тема 2.2. Цели управления закупками 19
Тема 2.3. Планирование закупок 20
Тема 2.4. Выбор метода закупок 21
Тема 2.5. Выбор поставщика 22
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 29
Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики 29
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства 30
Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы 32
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ 35
Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов 35
Тема 4.2. Цели создания запасов 37
Тема 4.3. Управление запасами 39
Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 40
Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами 43
Тема 4.6. Прочие системы управления запасами 45
РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения 47
Тема 5.2. Логистические каналы распределения 48
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 53
Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики 53
Тема 6.2. Виды транспорта 56
Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 57
Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта 60
Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта 62
Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция 65
Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68
Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70
Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72
РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА 74
Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов 74
Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети 78
Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада 84
Тема 7.4. Кросс-докинг 86
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА 89
Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89
Тема 8.2. Информационные логистические системы 91
Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования 93
РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 95
Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания 95
Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 100
ЛИТЕРАТУРА 102

Работа состоит из  1 файл

Логистика.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать документ)

Автомобили-тягачи – это автомобили, приспособленные для буксировки прицепов.

Целесообразность использования  подвижного состава того или иного  типа определяется его эксплуатационно-техническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.

Типы грузовых автомобилей (по грузоподъемности)

1. Грузовики типа «Газель»: к автомобилям класса "Газель" можно отнести различные модели отечественных и импортных грузовиков. Грузовые отсеки этих автомобилей могут незначительно отличаться по габаритным размерам и, соответственно, объёмам. Объем  
9–11 куб.м. Грузоподъемность 1,5–1,7 т. Автомобили данного класса активно используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой дальности (до 500 км). Технические характеристики позволяют гарантировать достаточно высокую среднюю скорость (до 100 км/ч.) а компоновка кабины предусматривает место для одного, двух пассажиров (экспедиторов).

2. Грузовики типа «Зил-Бычок»: объем 17 куб.м., грузоподъемность 3,5 т. Автомобили данного класса активно используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой и средней дальности (500 –700 км). Технические характеристики позволяют гарантировать достаточно высокую среднюю скорость (до 80 км/ч.). Небольшая нагрузка на ось позволяет этому автомобилю беспрепятственно ездить по территориям с ограничениями на въезд грузового автотранспорта.

3. Грузовики грузоподъемностью 5 тонн: объем 14 –21 куб.м. Используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой и средней дальности (500 –700 км).

4. Грузовики грузоподъемностью 10 –15 тонн (10-тонники): объем колеблется от 25 до 60 куб.м. в зависимости от типа грузового отсека. Грузовики данного класса активно используются на междугородних и международных направлениях. Обычно кабина оборудована спальным местом и предусматривает место для экспедитора. Современные модели 10-тонных грузовиков могут комплектоваться пневмоподвеской, что существенно улучшает плавность хода и обеспечивает лучшую сохранность легкобъющегося груза. Машины могут быть оборудованы лифтом.

5. Евротент (еврофура) – условное понятие, обозначающее грузовой автомобиль с полуприцепом имеющим стандартные габаритные размеры (длина – 13,6 м, ширина – 2,45 м, высота – от 2,45 до 2,7 м). Объем евротента – 82 куб.м., грузоподъемность 20–22 т. В еврофуру вмещаются по ширине поставленные поперек 2 европоддона длиной 1200 мм каждый.

 

Показателями эффективности подвижного состава могут быть себестоимость, производительность, энергоемкость, материалоемкость и др.

Для осуществления перевозок грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП), – это транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами. Наряду с АТП существуют и гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские, автозаправочные станции.

Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, одинаковую для всех видов транспорта.

Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

  • отраслевому – перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;
  • размеру партий грузов – массовые и мелкопартионные перевозки. Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза. Крупная партия может быть равна номинальной грузоподъемности автомобиля q, но не меньше qγ (где γ – статический коэффициент использования грузоподъемности). Мелкопартионные перевозки – это называют небольшие партии груза (массой от 10 кг до qγ/2 , т);
  • территориальному признаку – городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки;
  • способу выполнения: местные – осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения – при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения – перевозки двумя или несколькими видами транспорта. Одной из форм перевозок смешанного сообщения являются комбинированные. При комбинированных перевозках груз передается с одного вида транспорта на другой без перегрузки. Это достигается, например, путем применения специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных платформах или на речных и морских судах;
  • времени освоения – постоянные, сезонные и временные перевозки. Постоянные осуществляются на протяжении всего года, сезонные – только в определенное время года, временные носят эпизодический характер;
  • организационному признаку – централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателям, и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза.

 

Типы грузовых автомобилей, полуприцепов и прицепов (по функциям)

 

Тент, полуприцеп

Предназначен для перевозки  большинства видов грузов. Загрузка может производиться сверху, сбоку, сзади. Грузоподъемность: 20–25 тонн. Вместимость: 22–33 европаллета. Полезный объем: от 60–96 куб.м.

Рефрижератор, полуприцеп

Полуприцеп с холодильной установкой. Предназначен для перевозки скоропортящихся грузов. В грузовом отсеке от сохраняет температуру от +25 до -25°С. Грузоподъемность: 12–22 тонн. Полезный объем: 60–92 куб.м. Вместимость: 24–33 европаллета. "Евростандарт": 20 тонн, 82 куб.м, 32 паллета. Эксплуатация дороже обычных типов машин на 5–25%.

Автосцепка

Автомобиль плюс прицеп. Преимущество: быстрая погрузка/разгрузка и  большой полезный объем. Недостаток: не пригоден для перевозки длинномерных изделий. Грузоподъемность: 16–25 тонн. Полезный объем: 60–120 куб.м. Вместимость: 22–33 европаллета

"Jumbo"

Полуприцеп повышенной вместимости. Достигается за счет  
"Г"-образного пола и уменьшенного диаметра колес полуприцепа. Грузоподъемность: до 20 тонн. Полезный объем: 96–110 куб.м. Вместимость: 33 европаллета

Контейнеровоз

Пригоден для перевозки контейнеров  различных видов. Грузоподъемность: 20–30 тонн.

 

Автоцистерна

Предназначена для перевозки жидкостей. Грузоподъемность:  
12–22 тонн. Объем:8–40 куб.м.

 

Микроавтобус

Предназначен для перевозки  грузов малого объема и веса. Грузоподъемность: 1–3 тонн. Объем: 3–10 куб.м. Преимущества: низкая себестоимость перевозок, скорость доставки.

 

Автовоз

Предназначен для перевозки  легковых автомобилей. Грузоподъемность: 20–25 тонн. Вместимость напрямую зависит от длины прицепа в среднем 8–10 автомобилей.

Зерновоз

Применяется для перевозки зерновых культур. Грузоподъемность: 12–22 тонн..

Самосвал

Применяется для перевозки песка  и других сыпучих грузов. Грузоподъемность: 12–22 тонн.


 

 

Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция

В практике оказания транспортных услуг  используются различные модели (способы) организации перевозки грузов, конечной целью которых при прочих равных условиях всегда является минимизация  совокупных транспортных расходов. В  зависимости от количества видов транспорта, участвующих в процессе перевозки одного и того же груза различают:

  • монотранспортную перевозку (одним видом транспорта)
  • комбинированную (смешанную) перевозку (несколькими видами транспорта)

Мультимодальной (интермодальной) перевозкой называется перевозка, при которой управление перемещением грузовых мест из одного пункта в другой осуществляется из единого диспетчерского центра, что и дает фактическое основание предполагать возможность ответственности только одного лица за всю перевозку, при этом оформляется единый перевозочный документ. Ведь груз фактически может перемещаться на подвижном составе различных видов транспорта как последовательно, так и параллельно, а также и в комбинации этих приемов.

Мультимодальной перевозке противопоставляется сегментированная, или раздельная, перевозка, при которой ответственность за осуществление перевозки несет фактический перевозчик.

Для мультимодальных перевозок  за пределы страны (при осуществлении экспортно–импортных операций) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления грузов.

В последние годы технология транспортировки, особенно для мультимодальных перевозок, связана с использованием в логистических  цепях грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.

Одна из причин широкого распространения  мультимодальных перевозок в  логистике – существенное снижение себестоимости транспортировки при комбинировании нескольких видов транспорта. Если говорить о факторах, препятствующих развитию мультимодальных перевозок, то серьезным барьером остаются многочисленные таможенные формальности, приводящие в ряде стран к незапланированным простоям, задержкам, дополнительным расходам.

Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в транспортировке является транспортно–экспедиторская фирма (экспедитор). Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента–грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В договоре транспортной экспедиции предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

На нынешнем этапе развития транспортной логистики транспортно–экспедиторские компании выполняют следующие основные операции:

  • организацию и оформление перевозки; по поручению клиента компания бронирует места на транспортном средстве, а также ведет расчеты за перевозку. Экспедитор согласует с перевозчиком дату подачи соответствующего транспорта, оформляет товарораспорядительные и перевозочные документы, передает груз транспортному предприятию. Эти операции выполняются экспедитором при отправлении груза за счет отправителя и как правило, от его имени. При получении товара экспедитор обеспечивает все виды работ по приему груза от перевозчика в пункте назначения и доставке его на склад получателя. Если груз следует не по сквозному документу, то экспедитор осуществляет все операции по передаче груза от одного транспортного предприятия другому.
  • складские операции, связанные как непосредственно с процессом транспортировки груза, так и с его хранением. В первом случае груз сдается на склад в ожидании подвижного состава в пунктах отправления или назначения, когда он не может быть немедленно отправлен из–за отсутствия нужного вида транспорта. Во втором случае хранение груза на складе может быть вызвано: его задержанием по требованию соответствующих органов власти до разрешения спорных вопросов; хранением груза, не связанным с транспортировкой. Последнее является самостоятельным видом складирования и выполняется по специальному соглашению между заинтересованными предприятиями.
  • приведение товара в транспортабельное состояние; экспедитор, представляющий интересы товаровладельца, при сдаче груза перевозчику проверяет его внешний вид, обеспечивает упаковку и маркировку товара в соответствии с условиями перевозки и таможенными правилами страны – импортера. В случае повреждения тары, упаковки или контейнера экспедитор устраняет все дефекты. В противном случае при сдаче груза перевозчик может отказаться от приема или сделать в коносаменте специальные отметки о состоянии товара, что крайне нежелательно для грузовладельца, так как за этим обычно следует рекламация со стороны покупателя.
  • подготовку документов, представляемых таможенным органам, для перемещения товара через таможенную границу. К таможенным документам относятся: таможенная декларация, экспортные и импортные лицензии, сертификат о происхождении товара, консульская фактура, ветеринарные и санитарные свидетельства.

Информация о работе Концепции и функции логистики