Концепции и функции логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:49, курс лекций

Описание

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4
Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики 4
Тема 1.2. Этапы развития логистики 6
Тема 1.3. Факторы развития логистики 8
Тема 1.4. Логистические системы 9
Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек 10
Тема 1.6. Функции логистики 11
Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности 13
Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ 14
РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 18
Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения 18
Тема 2.2. Цели управления закупками 19
Тема 2.3. Планирование закупок 20
Тема 2.4. Выбор метода закупок 21
Тема 2.5. Выбор поставщика 22
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 29
Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики 29
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства 30
Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы 32
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ 35
Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов 35
Тема 4.2. Цели создания запасов 37
Тема 4.3. Управление запасами 39
Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 40
Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами 43
Тема 4.6. Прочие системы управления запасами 45
РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения 47
Тема 5.2. Логистические каналы распределения 48
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 53
Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики 53
Тема 6.2. Виды транспорта 56
Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 57
Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта 60
Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта 62
Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция 65
Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68
Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70
Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72
РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА 74
Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов 74
Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети 78
Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада 84
Тема 7.4. Кросс-докинг 86
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА 89
Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89
Тема 8.2. Информационные логистические системы 91
Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования 93
РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 95
Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания 95
Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 100
ЛИТЕРАТУРА 102

Работа состоит из  1 файл

Логистика.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать документ)

С точки зрения таможенного оформления, необходимо четкое определение условий поставки в контракте и указание их названия согласно Инкотермс в предъявляемых в таможню документах. Это важно для проверки правильности заявляемой декларантом таможенной стоимости товара, так как основной метод определения таможенной стоимости (метод по цене сделки с ввозимыми товарами) предусматривает включение в таможенную стоимость фактических затрат по приобретению и доставке товара до места ввоза, независимо от того, кем затраты были понесены. По каждому заключенному внешнеторговому контракту для прохождения таможни представляется паспорт сделки.

Участник сделки предварительно оформляет  паспорт сделки в банке, где у  него открыт текущий счет. Для таможенного оформления товара необходимо предъявить таможенному инспектору следующие документы:

  • транспортные документы;
  • счет-фактуру от зарубежного продавца;
  • контракт на покупку товара;
  • зарубежные сертификаты – о происхождении товара, фитосанитарный и ветеринарный (при необходимости);
  • сертификат качества; российские сертификаты качества и соответствия;
  • свидетельство участника ВЭД для фирмы-покупателя;
  • справку из налоговой инспекции об Идентификационном номере налогоплательщика;
  • учредительные документы.

После обработки представленных документов и при отсутствии замечаний таможенный инспектор оформляет грузовую таможенную декларацию (ГТД) для выпуска товара в свободное обращение.

Декларирование товаров (подача декларации, предъявление декларируемых товаров, уплата таможенных пошлин) производится не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ.

До уплаты таможенных пошлин ввозимые товары находятся на временном хранении на уполномоченных складах временного хранения. Срок временного хранения товаров составляет 2 месяца.

Инкотермс – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и предпринимателями по всему миру, для определения наиболее применимых в международной торговле терминов. Сфера действия Инкотермс распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров.

Целью Инкотермс является обеспечение  комплекта международных правил по определению наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах. Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег. Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как «Инкотермс 1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли. На настоящий момент в международной торговле используют терминологию Инкотермс 2000.

Следует подчеркнуть, что сфера  действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров.

Наиболее распространенные виды условий  поставки, определяемые Инкотермс:

CIF (англ. Cost, Insurance and Freight – стоимость, страхование и фрахт) – торговый термин, который используется в международной торговле, когда используется морской транспорт. Поставка на условиях CIF означает, что продажная цена включает в себя стоимость товара, транспортные расходы, а также стоимость страховки для морских перевозок.

DDP (англ. Delivered, Duty Paid, букв. «доставлено, пошлина оплачена») – употребляется с указанием места прибытия; ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя; все риски, все расходы по доставке груза (налоги, пошлины), ответственность за порчу и потерю товара несёт продавец, также он несёт ответственность за таможенную очистку.

FOB (англ. Free On Board – франко борт, буквально – бесплатно на борт судна) – международный торговый термин Инкотермс, означающий «товар погружается на корабль заказчика». Указание на условия ФОБ в договоре значит, что продавец оплачивает доставку товара до момента погрузки, плюс саму погрузку на борт. Покупатель оплачивает перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировку в точку назначения. Передача рисков происходит в момент, когда груз пересекает борт судна. Как правило ФОБ, также указывает на порт погрузки; например «ФОБ порт Санкт-Петербург».

Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания  
на современном этапе

Благодаря внедрению  новых транспортно–технологических  систем, повышению грузоподъемности и специализации транспортных средств, а также созданию мощных автоматизированных перевалочных комплексов для массовых грузов производители стали совмещать в рамках одной компании производство и транспортировку товара. Так появились специализированный флот, поездные маршруты, специальные контейнеры, принадлежащие нефтяным монополиям, добытчикам угля, железной руды и других полезных ископаемых, компаниям по выпуску автомобилей и тракторов, торговцам – оптовикам мяса, пищевых масел, фруктов, овощей.

В целях оптимального решения логистических задач  произошло слияние агентского, экспедиторского и части транспортного капитала с промышленным и торговым, результатом которого стала передача операций самостоятельных экспедиторских и агентских фирм в транспортные подразделения отделов экспорта или импорта промышленных торговых предприятий. Однако это явление не стало всеобщим. Предприятия нефтехимии, элеваторной, мукомольной и других отраслей промышленности, имеющие разветвленную инфраструктуру, сочли разумным поступить иначе – передать на аутсорсинг специализированным экспедиторским фирмам весь комплекс транспортно–логистических операций. Такие фирмы в настоящий период являются владельцами собственного подвижного состава, специальных вагонов, автофургонов, цистерн, причалов, элеваторов в портах. Они непосредственно участвуют в производственном процессе и контролируют его, следят за движением вагонов, автомобилей и контейнеров, осуществляя, в случае необходимости, корректировку графиков перевозок, следят за наличием страховых резервов тоннажа, вагонов и контейнеров.

Вторым проявлением  научно-технической революции на транспорте явилась контейнеризация перевозок грузов, преимущественный вариант доставки которых известен как – «от двери до двери». В ходе контейнеризации произошла серьезная перегруппировка сил и позиции участников транспортного рынка. В США и Канаде произошло усиление позиции судоходных и железнодорожных монополий с одновременным ростом агентского обслуживания (75%) за счет экспедиторского (25%). Лишь конкуренция со стороны автомобильного транспорта не допустила роста морских и железнодорожных контейнерных тарифов. Немалое влияние на этот процесс оказал также новый вид предпринимательства – сдача контейнеров в краткосрочную и долгосрочную аренду (лизинг). В настоящее время почти половина мирового контейнерного парка принадлежит международным лизинговым компаниям, созданным за счет инвестиций банков и страховых фирм.

В Японии судоходные контейнерные монополии твердо удерживают позиции на главных международных транспортных коммуникациях. Но их власть заканчивается в портовых терминалах. Все перевозки находятся под экспедиторским контролем, в том числе доставка контейнеров мелкими автомобильными фирмами. Крупные японские экспедиторы – Nippon Express, Nissin – закрепились на «периферийных» направлениях перевозок грузов в контейнерах (страны Восточной Европы, Скандинавии, Африки, Латинской Америки). Именно они внедрили перевозки по варианту «от двери до двери» в сопровождении собственных перевозочных документов, именно они ввели понятия «оператор комбинированной (мультимодальной) перевозки», «оператор– несудовладелец».

В Европе главенствующими  в контейнерных перевозках грузов являются крупные экспедиторские компании. Таким образом, экспедиторы одержали победу над перевозчиками в борьбе за место оператора, организатора перевозки грузов в смешанном (мультимодальном) сообщении. Этому во многом способствовала и политика ограничения монополии океанских перевозчиков ряда развитых стран. И лишь на Североатлантическом, Тихоокеанском и Дальневосточном направлениях, там, где главенствует морской транспорт, экспедиторы уступили свое первенство судоходным компаниям.

Основная роль в обслуживании международного и внутреннего грузооборота принадлежит крупнейшим компаниям с численностью сотрудников до двух тысяч и более, располагающим разветвленной сетью филиалов или дочерних предприятий, широкой сетью корреспондентских связей с фирмами и представительствами во многих странах мира.

 

РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА

Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов

Перемещение материальных потоков  в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.

Современный крупный склад  – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

В каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Разброс гибких возможностей необходимо ограничить благоразумными практически выгодными показателями. Это означает, что любые затраты должны быть экономически оправданными, т.е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.

Любое предприятие, имеющее склад, а тем более складскую сеть, сталкивается с множеством логистических  проблем. Это проблемы как стратегического, так и оперативного характера. При  этом необходимо помнить, что все задачи в рамках этих проблем тесно связанны между собой и должны рассматриваться в четко определенной последовательности.

Главная стратегическая задача в логистике складирования –формирование складской сети. На данном этапе планирования предприятие практически создает оптимальную логистическую систему. Такая система с одной стороны, должна обеспечить минимальные затраты на доставку грузопотока до конечного потребителя, а с другой – гарантированное обслуживание каждого клиента на необходимом для него уровне. Этот этап также можно назвать этапом макропроектирования.

При формировании складской сети необходимо решить следующие задачи:

  • определить число складов, обеспечивающих обслуживание всего региона при бесперебойном снабжении клиентов. Задача решается методом экономических компромиссов с учетом совокупности всех затрат, связанных как со строительством, так и с дальнейшей эксплуатацией складской сети;
  • разместить складскую сеть, выбрать регион и конкретное место расположения каждого склада;
  • выбрать форму собственности складов (строительство нового склада, покупка существующего склада, лизинг складских помещений, аутсорсинг складских услуг – передача товаров на ответственное хранение);
  • выбрать форму снабжения складов и складской сети (централизованное или децентрализованное). Определяется по результатам анализа наиболее значимых факторов.

Оптимальное решение перечисленных  задач закладывает фундамент  эффективного функционирования самого предприятия и его конкурентоспособности  на рынке.

Вторая задача логистики складирования  связана с формированием складского хозяйства и инфраструктуры, которые и являются залогом эффективного функционирования складского хозяйства. На этом этапе решается вопрос микропроектирования, включающего разработку генплана, структуры складских зон и их объемно–планировочных решений, также необходимо сделать:

  • правильный выбор вида, размеров склада (здания или сооружения). Решается на основании анализа видов продукции, сроков хранения и среднесуточных грузопотоков.
  • расчет мощности склада с учетом перспективы развития фирмы;
  • оптимальный выбор системы складирования, обеспечивающей максимальное использование складских мощностей при условии минимизации общих затрат на ее создание.

Третья задача логистики складирования - это управление логистическим процессом на складе.

Решение этой проблемы связано:

Информация о работе Концепции и функции логистики