Концепции и функции логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:49, курс лекций

Описание

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4
Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики 4
Тема 1.2. Этапы развития логистики 6
Тема 1.3. Факторы развития логистики 8
Тема 1.4. Логистические системы 9
Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек 10
Тема 1.6. Функции логистики 11
Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности 13
Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ 14
РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 18
Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения 18
Тема 2.2. Цели управления закупками 19
Тема 2.3. Планирование закупок 20
Тема 2.4. Выбор метода закупок 21
Тема 2.5. Выбор поставщика 22
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 29
Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики 29
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства 30
Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы 32
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ 35
Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов 35
Тема 4.2. Цели создания запасов 37
Тема 4.3. Управление запасами 39
Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 40
Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами 43
Тема 4.6. Прочие системы управления запасами 45
РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения 47
Тема 5.2. Логистические каналы распределения 48
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 53
Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики 53
Тема 6.2. Виды транспорта 56
Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 57
Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта 60
Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта 62
Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция 65
Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68
Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70
Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72
РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА 74
Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов 74
Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети 78
Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада 84
Тема 7.4. Кросс-докинг 86
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА 89
Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89
Тема 8.2. Информационные логистические системы 91
Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования 93
РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 95
Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания 95
Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 100
ЛИТЕРАТУРА 102

Работа состоит из  1 файл

Логистика.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать документ)

Как уже отмечалось ранее, значительное воздействие на развитие логистики  оказал переход от рынка продавца к рынку покупателя, который сопровождался существенными изменениями в стратегии производства и в системах товародвижения. Повышение конкуренции потребовало от производителей быстрой реакции на изменение условий рынка, результатом стало повышение качества обслуживания, прежде всего сокращение времени на выполнение заказов и соблюдение графика поставок. Фактор времени, наряду с ценой и качеством стал определять успех функционирования предприятия на рынке. Логистика стала важнейшим средством обеспечения конкурентного преимущества компании.

Помимо этого, одновременно происходило  усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения. Это вызвало у производителей аналогичную реакцию по отношению к качеству поставляемых материалов и сырья. В итоге образовалась сложная система связей в областях снабжения и распределения, что потребовало оптимизации отдельных направлений товародвижения. Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партий поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок.

Поставки больших партий сырья и материалов считаются неэкономичными, так как требуют значительных вложений оборотных средств. В связи с этим возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Возросшие расходы на перевозку покрываются за счет сокращения складских издержек.

До начала 1960-х гг. в странах  с развитой рыночной экономикой производители  и потребители продукции не придавали  серьезного значения созданию специальных  систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Система распределения, как правило, не планировалась. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.

Однако к началу 1960-х годов  резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это  вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений, оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства.

В логистически организованных материалопроводящих  цепях себестоимость товара, доставляемого  конечному потребителю, оказалось  ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс. Кроме того, поставщики, использующие логистические принципы, могли гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляли для потребителя большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивали. Таким образом, конкурентоспособность компаний, применяющих логистический принцип организации товародвижения, стала обеспечиваться за счет:

  • резкого снижения себестоимости товара;
  • повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, возможность поставки мелкими партиями).

Тема 1.4. Логистические системы

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных систем, с заданными параметрами материальных потоков на входе и выходе. Отличает эти системы высокая согласованность элементов.

Выделяют следующие элементы логистической  системы:

  • снабжение;
  • транспорт;
  • склады;
  • запасы;
  • управление внутрипроизводственными процессами;
  • информация;
  • финансы;
  • сбыт.

Логистической системе присуще 4 свойства.

  1. Логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Совместимость элементов обеспечивается единством цели.
  2. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные (целостные) качества системы. Примерами таких связей являются хозяйственные договоры, внутрипроизводственные связи.
  3. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. система имеет организацию.
  4. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменениями условий внешней среды.

Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции. Она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи со внешней средой. Границы логистической системы определяются границами обращения средств производства. Средства производства в виде материального потока поступают в логистическую систему, обрабатываются там и уходят в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Возможность планирования различных  операций и проведения анализа уровней  элементов логистической системы  предопределила ее разделение на макрологистику и микрологистику.

Макрологистика – область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов, с организацией транспортного процесса, с определением рациональных направлений движения материальных потоков, источников сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения. Примером макрологистической системы является промышленный комплекс.

Микрологистика – область логистики, решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными и информационными потоками на уровне предприятия. Микрологистика осуществляет планирование, управление и контроль в пределах предприятия таких логистических операций, как погрузочно-разгрузочные работы, транспортно-складские операции, организация работы склада. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке реализации и контролю за процессами перемещения продукции внутри предприятий. Примером микрологистической системы являются производственное или торговое предприятие.

Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек

До применения логистического подхода  издержки рассматривались фрагментарно. Компании стремились к сокращению издержек в каждом звене движения материального потока. Влияние уменьшения издержек в одном из звеньев на работу другого подразделения не учитывалось. Критерий оценки эффективности в системе "снабжение-производство-распределение" был таким, что целевая функция ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев:

L = min 3с + min 3п + min 3р,

где 3с, 3п,  3р – затраты соответственно на снабжение, производство, распределение.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек. Рассматривается совокупность издержек во всех звеньях движения материального потока, при этом внимание уделяется тем звеньям, где сокращение издержек приводит к более значительным результатам по сумме всех затрат. Ярким примером логистического подхода к рассмотрению издержек на движение материального потока является увеличение транспортных расходов (частые дробные перевозки) с одновременным значительным сокращением затрат на создание и хранение запасов.

Критерий логистического подхода к рассмотрению затрат - критерий минимума суммы указанных затрат, в котором применим критерий оптимальности В. Парето, что позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Этот критерий применяется при решении таких задач, когда оптимизация одних показателей считается достаточной при условии, что другие показатели при этом не ухудшаются. Оптимум (эффективная точка) по В. Парето - решение, которое не может быть улучшено с точки зрения одного из критериев без ухудшения другого критерия. В этом случае целевая функция принимает следующий вид:

L = min (3с +3п +3р).

Таким образом, логистика нацелена на рационализацию всей сферы обращения  и производства в совокупности.

В логистических решениях принимают участие производители товаров, поставщики, транспортные структуры, потребители, государственные структуры.

Тема 1.6. Функции логистики

Усложнение производства и обострение конкуренции в 1980-90-х годах потребовало  более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, увеличению ее рыночной доли и получению конкурентного преимущества.

В предпринимательской деятельности и экономической литературе выделяют два принципиальных направления  в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнить при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Логистика – это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Целью логистики является совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения максимального эффекта.

Совершенствование управления материальными  потоками имеет своей целью нахождение путей и методов минимизации расходов на осуществление логистической деятельности, что должно вести к увеличению прибыльности от оказания логистических услуг. Компании, для которых логистические процессы не являются самостоятельным видом предпринимательской деятельности, стремятся минимизировать свои расходы на логистику, чтобы увеличить прибыль от своей основной деятельности, по отношению к которой логистические процессы – элемент общих затрат. Предприятия, оказывающие логистические услуги, также стремятся минимизировать свои расходы при оказании услуг, так как это должно привести к максимизации их прибыли от ведения такого рода деятельности.

Одна из основных задач логистики  заключается также в совершенствовании  управлении товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции. С этой задачей сопряжено решение таких проблем, как:

  • контроль за движением материального потока и передача данных о нем в единый центр;
  • определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
  • соответствие друг другу материальных, информационных и финансовых потоков;
  • определение объема производства, транспортировки и складирования;
  • расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.

Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сферах снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции к производственным предприятиям и складам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывает оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-изготовителя к потребителям.

К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства, анализ рынков поставщиков и потребителей, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных, касающихся заказов и потребностей заказчиков. Также к координационной функции логистики относится оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть оперативного планирования состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны: маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует.

Информация о работе Концепции и функции логистики