Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 06:07, курсовая работа
Целью работы является определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.
Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач: изучение принципов управления закупками на основе концепции логистики; рассмотрение критериев выбора поставщиков; характеристика методов выбора поставщиков; оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии; разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические особенности логистического выбора поставщика…………
1.1Роль поставщика в процессе производства и определение характеристик……………………………………………………………………4
1.2Методика оценки систем качества поставщиков……………………11
2 Анализ процесса выбора поставщиков при осуществлении процесса закупки материально-технических в ООО «Фодеграль»……………………16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Фодеграль»……………………………………………………………..16
2.2 Выбор поставщиков в фирме ООО «Фодеграль»………………..31
2.3 Формирование рейтинга поставщиков……………………………34
3 Совершенствование формирования критериев выбора поставщика……43
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованных источников…………………………………………55
Перейдем к оценке поставщиков по трем рассмотренным выше критериям. В результате анализа основных критериев можно составить итоговый рейтинг по каждому критерию. Для оценки поставщиков по данным критериям были привлечены три специалиста фирмы «Фодиграль». Каждому эксперту был присвоен свой «весовой коэффициент», соответствующий уровню его квалификации (с точки зрения начальника отдела закупок). Весовые коэффициенты сведены в табл. 5.
Результаты экспертного анализа и рейтинговая оценка трех потенциальных поставщиков по основным критериям представлены в табл. 6, 7, 8.
Таблица 1 Комплексная экспертная оценка по критерию «Мода»
Критерий «Мода» |
Баллы |
Содержание оценки |
5 |
«В авангарде» западной моды, | |
4 |
Соответствует «последним веяниям» западной моды | |
3 |
Немного отстает от западной моды | |
2 |
Отстает от моды на Западе и
соответствует текущей | |
1 |
Следует за российской модой | |
Соответствие продукции данного поставщика вкусам местного населения |
5 |
«Придется по вкусу» россиянкам (и жительницам ближнего зарубежья) |
4 |
Почти все коллекции одежды данного поставщика вызовут интерес у российских покупательниц | |
3 |
Кое-что из предложенного данным поставщиком может понравиться российским покупательницам | |
2 |
Вероятность того, что продукция найдет спрос у российских покупателей, невелика | |
2 | ||
1 |
Вряд на это кто-нибудь посмотрит |
Таблица 2
Весовые категории параметров комплексной оценки по критерию «Мода»
Параметры оценки |
Оценка данного параметра |
Вес данного параметра |
Составляющие оценки |
Соответствие западной моде |
X |
0,7 |
Х*0,7 |
Соответствие продукции данного поставщика вкусам местного населения |
Y |
0,3 |
Y*0,3 |
Итого: |
Х*0,7+ Y*0,3 |
Таблица 3 Комплексная оценка по критерию «Качество продукции»
Параметры оценки |
Баллы |
Содержание оценки |
Качество изготовления и соответствие стандартам |
5 |
Нет непринятых или несоответствующих стандартам качества товаров |
4 |
Редко встречаются некачественные и несоответствующие стандартам товары (менее 2%) | |
3 |
Иногда встречаются | |
2 |
5-10% товаров не соответствует стандартам | |
1 |
Более 10% товаров не соответствует стандартам | |
Особые свойства (наличие «изюминки») |
5 |
Обладает уникальными свойствами (внешним видом и т.д.) |
4 |
Достаточно оригинален | |
3 |
Есть несколько выигрышных особенностей | |
2 |
Мало чем отличается от товаров конкурентов | |
1 |
Ничем не отличается от товаров конкурентов | |
Надежность и прочность продукции |
5 |
Носится долго и никаких претензий от покупателей не поступает |
4 |
Носится долго и претензии поступают редко | |
3 |
Иногда поступают претензии по поводу качества продукции Довольно часто поступают претензии от покупателей по поводу качества | |
1 |
Не предназначена для длительного использования и быстро приходит в негодность | |
Наличие брака * |
5 |
Брак в продукции не встречается |
4 |
Редко встречается мелкий брак (менее 2%) | |
3 |
С браком (мелким и средним) поступает 2-5% изделий | |
2 |
С браком (мелким и средним) поступает более 5% изделий | |
1 |
С крупным браком поступает более 2% изделий | |
«Ощущения при осязании» |
5 |
Все изделия данного поставщика приятны на ощупь |
4 |
Почти все товары данного поставщика приятны на ощупь | |
3 |
Большинство изделий данного поставщика приятны на ощупь | |
2 |
У данного поставщика есть приятные на ощупь изделия | |
1 |
Почти все изделия данного поставщика неприятны на ощупь | |
Обслуживание (легкость стирки и использования) |
5 |
Не требует специального ухода, ее просто стирать |
4 |
Достаточно проста и редко требует специального ухода | |
3 |
Иногда требуется специальный уход | |
2 |
Периодически требуется специальный уход. Не всегда удобна в использовании | |
1 |
Постоянно требуется специальное обслуживание, неудобна в использовании | |
Внешний вид |
5 |
Имеет безупречный внешний вид |
4 |
Имеет безупречный внешний вид | |
3 |
Внешний вид иногда вызывает сомнения у покупателей | |
2 |
Внешний вид часто вызывает сомнения у покупателей | |
1 |
Покупатель никогда не реагирует на внешний вид положительно | |
Общепризнанное качество («образ» в глазах клиента) |
5 |
С точки зрения клиентов, качество превосходит конкурентов |
4 |
С точки зрения клиентов,
качество немного превосходит | |
3 |
С точки зрения клиентов, качество не уступает конкурентам | |
2 |
С точки зрения клиентов, иногда качество уступает основным конкурентам | |
1 |
С точки зрения клиентов, часто качество оказывается на ступень ниже конкурентов | |
Состав изделия |
5 |
До 50% натуральных волокон, искусственные и синтетические волокна высокого качества |
4 |
Небольшой процент натуральных волокон, искусственные и синтетические волокна высокого качества | |
3 |
Искусственные и синтетические волокна высокого качества | |
2 |
Искусственные и синтетические волокна среднего качества | |
1 |
Синтетические волокна низкого качества |
* Отмеченные параметры
можно применять только для
оценки уже известных
Таблица 4 Весовые коэффициенты параметров комплексной оценки критерия «Качество продукции»
Параметры оценки |
Оценка по данному параметру |
Вес данного параметра |
Составляющие оценки |
Качество изготовления и соответствие стандартам |
A |
0,14 |
A*0,14 |
Особые свойства (наличие «изюминки») |
B |
0,20 |
B*0,20 |
Надежность и прочность продукции |
C |
0,08 |
C*0,08 |
Наличие брака * |
D |
0,13 |
D*0,13 |
«Ощущения при осязании» |
E |
0,10 |
E*0,10 |
Обслуживание |
F |
0,08 |
F*0,08 |
Внешний вид |
G |
0,15 |
G*О, 15 |
Состав изделия |
I |
0,05 |
I*0,05 |
Итоговый рейтинг поставщика по критерию «Качество продукции» |
1,00 |
Таблица 5 «Весовые категории» экспертов
Эксперты |
Должность специалиста в фирме «Фодиграль» |
«Весовой коэффициент» данного эксперта |
Эксперт 1 |
Генеральный директор |
0,45 |
Эксперт 2 |
Заместитель генерального директора |
0,30 |
Эксперт 3 |
Старший менеджер по продажам |
0,25 |
Итог: |
1,00 |
Таблица 6 Итоговый рейтинг по критерию «Мода»
Поставщик |
Баллы |
ООО“Примшина” |
4,09 |
ООО "Восточный полюс" |
4,00 |
ООО “АвтоШик” |
4,18 |
Таблица 7 Итоговый рейтинг по критерию «Цена»
Поставщик |
Цена в долларах США |
ООО“Примшина” |
23,30 |
ООО "Восточный полюс" |
18,55 |
ООО “АвтоШик” |
21,95 |
Таблица 8 Итоговый рейтинг по критерию «Качество продукции»
Поставщик |
Баллы |
ООО“Примшина” |
3,58 |
ООО "Восточный полюс" |
3,49 |
ООО “АвтоШик” |
3,71 |
3 Совершенствование формирования критериев выбора поставщика
3.2 Совершенствование методики оценки поставщиков на ООО“Фодеграль”
В рамках анализа, проведенного в предыдущей главе научного исследования, было определено, при оценке поставщиков используется балльный метод. Основными критериями, по которым оцениваются поставщики анализируемого предприятия, являются: наличие на предприятии поставщика СМК (сертифицированной, документированной), качество поставляемой продукции (по результатам входного контроля), соблюдение договорных обязательств, цена продукции, удаленность поставщика.
В результате анализа было обнаружено, что указанные выше критерии, не в полном объёме отражают фактическую оценку поставщиков предприятия. Используемая методика несколько субъективна, в результате чего, выявлена необходимость принятия участия в оценке поставщиков производственных подразделений предприятия.
В данной части работы будет рассмотрен балльный метод оценки изготовителей и поставщиков с участием структурных подразделений предприятия, а также предложены более расширенные, на наш взгляд, критерии оценки.
Рассмотрим критерии оценки изготовителей и поставщиков сырья и материалов, их определение и обозначение в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1 - Критерии оценки изготовителей и поставщиков сырья и материалов
Наименование критерия |
Определение |
Обозначение |
Уровень качества поставляемой продукции |
Количественная характеристика, отражающая уровень брака, обнаруженного при входном контроле, в производстве, у потребителя |
В1 |
Совокупный уровень качества поставляемой продукции |
Количественная характеристика,
отражающая суммарный уровень качества
поставляемой продукции при поставке
одним изготовителем и |
В1∑ |
Уровень организации поставок |
Количественная характеристика, отражающая надежность и ритмичность поставок, выполнение требований по замене продукции |
В2 |
Уровень перспективности поставщика |
Количественная характеристика, отражающая потенциал изготовителя и поставщика по обеспечению качества |
В3 |
Степень лояльности поставщика |
Количественная характеристика, отражающая приверженность поставщика к интересам ООО“Фодеграль” |
В4 |
Интегральная оценка поставщика |
Общая количественная оценка изготовителя и поставщика по всем показателям качества за определенный период времени |
В |
поставщик оценка предприятие закупка
Исходя из данных таблицы 3.2.1., видно, что оценка изготовителей и поставщиков осуществляется по следующим критериям:
- уровень качества поставляемой продукции В1 или В1∑ - при выпуске и поставке одним изготовителем и поставщиком несколько видов (марок) продукции;
- уровень организации поставок – В2;
- уровень перспективности изготовителя, поставщика – В3;
- степень лояльности
Критерии подсчитываются в баллах с выведением интегральной оценки – В.
По результатам оценки изготовители и поставщики классифицируются в зависимости от полученных баллов по четырем категориям, в соответствии с таблицей 3.2.2.
Таблица 3.2.2 - Определение категории поставщиков
№ п/п |
Категория поставщика |
Количество набранных баллов по результатам оценки |
1 |
Отличные |
В≥92 |
2 |
Надежные |
92>В>80 |
3 |
Ненадежные |
80>В>50 |
4 |
Неудовлетворительные |
В<50 |
В случае, если изготовитель
не имеет сертификата о
Рассмотрим показатели критериев оценки.
1. Уровень качества поставляемой продукции (В1). Оценивается по следующим показателям:
- качество продукции в состоянии поставки;
- качество продукции при переработке;
- отсутствие повторных претензий по одному и тому же дефекту;
- качество продукции, повлиявшее на качество продукции от потребителя.
Совокупный уровень
качества поставляемой
2. Уровень организации поставок (В2). Оценивается по следующим показателям:
- выполнение объема поставок;
- выполнение графика поставок;
- возмещение потерь от поставок бракованной продукции;