Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 06:07, курсовая работа
Целью работы является определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.
Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач: изучение принципов управления закупками на основе концепции логистики; рассмотрение критериев выбора поставщиков; характеристика методов выбора поставщиков; оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии; разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические особенности логистического выбора поставщика…………
1.1Роль поставщика в процессе производства и определение характеристик……………………………………………………………………4
1.2Методика оценки систем качества поставщиков……………………11
2 Анализ процесса выбора поставщиков при осуществлении процесса закупки материально-технических в ООО «Фодеграль»……………………16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Фодеграль»……………………………………………………………..16
2.2 Выбор поставщиков в фирме ООО «Фодеграль»………………..31
2.3 Формирование рейтинга поставщиков……………………………34
3 Совершенствование формирования критериев выбора поставщика……43
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованных источников…………………………………………55
- замечания по сопроводительной документации.
3. Уровень перспективности изготовителя (В3), его потенциальные возможности по обеспечению качества. Оценивается по следующим показателям:
- выполнение требований по сертификации системы менеджмента качества
- использование статистических методов управления процессами;
- уровень подготовки и обучения персонала.
4. Степень лояльности изготовителя и поставщика (В4). Оценивается по следующим показателям:
- полнота включения в контракт требований по качеству и выполнение требований контракта;
- оперативность реакции изготовителя и поставщика на письма, запросы, вызовы и требования ООО“Фодеграль”
Состав оцениваемых критериев и подразделения, предоставляющие информацию для оценки, представлены в Приложении 8.
Информация должна представляться
в отдел материально-
Далее, рассмотрим порядок расчета оценки поставщика. Расчет критериев В1, В2, В3, В4 (максимальное значение каждого критерия 100 баллов) осуществляется по формуле 2 и формуле 3:
(2)
, (3)
где ∑bj – полученная сумма баллов по оцениваемым характеристикам вычитается из оцениваемого критерия.
Рассчитаем, в качестве примера по формуле 5, критерий В1 поставщика ООО“Фодеграль”
В1 = 100 – (0 + 0 + 25 + 0) = 75
Исходя из результата расчета, можно сделать вывод, что критерий «Уровень качества поставляемой продукции» поставщика равен 75 баллам.
Расчет критерия В1∑ по формуле 4:
(4)
где n – количество видов (марок) продукции, поставляемых одним поставщиком.
Карта учета балльных показателей составляется ежеквартально. Оценка за 4-й квартал является годовой оценкой.
Отделу материально-
На основании полученных оценок отдел материально-технического снабжения составляет перечень изготовителей и поставщиков, одобренных к заключению договоров на закупку материалов по результатам оценки.
Присвоение изготовителю (поставщику) категории «ненадежный» из-за снижения баллов по критерию В1 в течении 2-х кварталов, является критерием для приостановления согласования поставок материалов.
Определение балльных значений составляющих критерия «Уровень качества поставляемой продукции» (В1) представлено в таблице 3.2.3.
Таблица 3.2.3 - Определение балльных значений составляющих критерия «Уровень качества поставляемой продукции» (В1)
Составляющие критерия |
Оцениваемая характеристика (bj) |
Шкала баллов, в зависимости от достигнутых показателей | |||||
Качество продукции в состоянии поставки |
а) В случае выборочного контроля: Отношение несоответствующей продукции к общему количеству проанализированной продукции, % В случае 100% контроля: Отношение несоответствующей продукции к общему количеству поставленной продукции, % Количество баллов |
0 0 0 |
0-0,1 0-0,1 5 |
0,15-0,2 0,15-0,2 8 |
0,3-0,5 0,3-0,5 10 |
0,6-1,0 0,6-1,0 12 |
Выше 1 Выше 1 15 |
б) качество тары, маркировки в состоянии поставки, % Количество баллов |
0
0 |
0,-0,1
5 |
0,2-1,0
8 |
1,1-1,5 10 |
1,6-2
12 |
Выше 2 15 | |
Качество продукции при переработке |
а) Отношение несоответствующей продукции к общему количеству переработанной продукции, % Количество баллов |
0
0 |
0,01-0,1
10 |
0,15-0,2
20 |
0,3-0,4
30 |
0,5-0,6
35 |
Выше 1
40 |
б) Несоответствия, выявленные в процессе переработки Количество баллов |
Не выявлены 0 |
Выявлены 25 | |||||
Отсутствие повторных претензий по одному и тому же дефекту |
Повторение претензий в течение 12 месяцев Количество баллов |
Не повторяются 0 |
Повторяются 5 | ||||
Качество продукции, повлиявшее на качество продукции у потребителя |
Наличие случаев возврата продукции от потребителя из-за качества продукции Количество баллов |
В1=0 |
Из данных таблицы видно, каким образом производится расчёт критерия «Уровень качества поставляемой продукции» (В1). В зависимости от степени выявленных несоответствий из максимальных 100 баллов вычитаются соответствующее несоответствию количество баллов.
Далее, рассмотрим определение балльных значений составляющих критерия «Уровень организации поставок продукции» (В2), которое представлено в таблице 3.2.4.
Таблица 3.2.4 - Определение балльных значений составляющих критерия «Уровень организации поставок продукции» (В2)
Составляющие критерия |
Оцениваемая характеристика (bj) |
Шкала баллов, в зависимости от достигнутых показателей | |||
Выполнение объема поставок |
Не выполнение объема поставок Количество баллов |
Выполнение 100% 0 |
Выполнение 80% 10 |
Выполнение менее 50% 20 | |
Выполнение графика поставок |
Нарушение графика поставок Количество баллов |
Нарушений нет 0 |
Нарушение графика поставок, не влияющие на работу предприятия 20 |
Нарушение графика поставок,
повлекшее остановку 50 | |
Возмещение потерь от поставки бракованной продукции |
Возмещение брака Количество баллов |
Возмещение произведено 0 |
Возмещение не произведено 10 | ||
Замечания по сопроводительной документации |
Замечания ОТК по сопроводительной документации Количество баллов |
Нет замечаний 0 |
Имеются замечания 20 |
Из данной таблицы, видно,
как производится расчёт критерия «Уровень
организации поставок продукции, а
именно, если в течение определенного
периода времени поставщик
Определение балльных значений составляющих критерия «Уровень перспективности изготовителя» (В3) представлено в таблице 3.2.5.
Таблица 3.2.5 - Определение балльных значений составляющих критерия «Уровень перспективности изготовителя» (В3)
Составляющие критерия |
Оцениваемая характеристика (bj) |
Шкала баллов, в зависимости от достигнутых показателей | |
Выполнение требований по сертификации СМК |
Сертификация СМК изготовителя Количество баллов |
СМК сертифицирована 0 |
Отсутствует сертификат на СМК 60 |
Использование статистических методов управления процессами |
Предоставление Количество баллов |
Предоставлено 0 |
Не предоставлено 20 |
Уровень подготовки и обучения персонала |
Наличие плана проведения обучения персонала Количество баллов |
Информация предоставлена 0 |
Информация не предоставлена, обучение не проводится 20 |
Из данной таблицы
видно, как происходит
Определение балльных значений составляющих критерия «Степень лояльности изготовителя и поставщика» (В4) представлено в таблице 3.2.6.
Таблица 3.2.6 - Определение балльных значений составляющих критерия «Степень лояльности изготовителя и поставщика» (В4)
Составляющие критерия |
Оцениваемая характеристика (bj) |
Шкала баллов, в зависимости от достигнутых показателей | |||
Полнота включения в контракт требований по качеству и выполнение требований контракта |
Наличие установленных ООО“Фодеграль”тр Количество баллов |
В контракт включены и выполняются все требования ООО“Фодеграль” |
В контракт включены не все требования по качеству. Условия контракта выполняются 30 |
Условия контракта не выполняются 60 | |
Реакция изготовителя и поставщика на письма, запросы, вызовы и требования ООО“Фодеграль” |
Наличие ответов Количество баллов |
Да 0 |
Нет 40 |
Из данной таблицы видно, как рассчитывается критерий «Степень лояльности изготовителя и поставщика» (В4).
Расчет интегральной оценки деятельности изготовителя и поставщика, В, осуществляется по формуле 5:
(5)
где: В1, В1∑, В2, В3, В4 – обозначение критериев деятельности изготовителя и поставщика;
К1, К2, К3, К4 – коэффициенты значимости соответствующего критерия:
К1=0,5; К2=0,25; К3=0,15; К4=0,10.
Полученные оценки и присвоенная категория заносятся в карту учета балльных показателей изготовителя и поставщика.
Проведем оценку поставщика, используя предложенный метод оценки, в качестве примера рассмотрим деятельность по поставке продукции в адрес ООО“Фодеграль”- ООО «АвтоШик».
Уровень качества поставляемой продукции (В1):
2. Уровень организации поставок продукции (В2):
Уровень перспективности поставщика (В3):
Степень лояльности поставщика (В4):
Наглядно полученные ООО «АвтоШик» баллы приведены на рисунке 3.2.1.
Рис. 3.2.1 - Сумма баллов при оценке, полученных ООО «АвтоШик»
На основе полученных баллов рассчитаем интегральную оценку деятельности (В) по поставке продукции ООО «АвтоШик»:
Таким образом, мы видим, что ООО «АвтоШик» набрав по результатам оценки 79,5 балла и соответственно данной организации присваивается категория «ненадежный поставщик», но максимально приближен к категории «надежный», т.к. для присвоения квалификации «надежный поставщик» ООО «АвтоШик» не хватило 0,5 балла.
Следовательно, можно сказать, что предложенная нами, в рамках данного параграфа, по более расширенным критериям методика оценки поставщиков, даст более чёткое представление о поставщиках. Получается так, что если ООО“Фодеграль” проводя оценку поставщиков только по тому методу, который они используют, могут столкнуться с проблемными и не совсем ненадёжными поставщиками. Для получения более чётких и правильных результатов оценки, предприятию необходимо совершенствовать используемую методику, внедрить новые критерии оценки поставщиков. Предложенная нами, более совершенная методика оценки поставщиков, позволит ООО“Фодеграль” выбирать не только самых достойных и надёжных поставщиков, но и улучшить сам процесс закупочной деятельности.
Заключение
В идеале законы рыночной экономики предполагают, что спрос рождает предложение. Однако довольно часто поставщики с помощью всевозможных уловок действуют по обратному принципу, пристраивая, таким образом, излишки своей далекой от совершенства продукции. Дабы впоследствии бухгалтеру не пришлось долго размышлять над тем, как ликвидировать некачественные товары, лучше заранее освоить приемы выявления недобросовестных партнеров.