2.3.
Выбор места расположения
склада
При
определении складских мощностей
необходимо учитывать требования, предъявляемые
к условиям и срокам хранения конкретного
вида сырья, материалов, готовой продукции
и т.д. Для хранения таких видов сырья,
как уголь или песок, требования к складским
мощностям могут быть удовлетворены предоставлением
открытой площадки, содержание которой
связано с незначительными затратами.
При этом учитывается, что ущерб, который
может быть нанесен сырью, оценивается
в соответствии с тем, что стоимость самого
сырья ниже стоимости готовой продукции.
В то же время для хранения комплектующих,
незаконченной и готовой продукции, стоимость
которых высока, требуются специальные
складские здания и сооружения, обеспечивающие
их сохранность от внешних атмосферных
воздействий, порчи, кражи. Естественно,
что эксплуатация таких площадей обходится
во много раз дороже.
Точность
в расчетах складского пространства
во многом зависит от правильного прогноза
спроса на продукцию данного склада и
определения необходимых запасов (выраженных
в натуральных величинах). Эта задача достаточно
просто решается с помощью существующих
компьютерных программ, которые анализируют
множество возможных ситуаций.
При
выборе места расположения склада из
числа возможных вариантов оптимальным
считается тот, который обеспечивает
минимум суммарных затрат на строительство
и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных
расходов по доставке и отправке грузов.
Затраты на транспорт включают первоначальные
капиталовложения на развитие транспортной
сети (на строительство и реконструкцию
подъездных дорог, приобретение подвижного
состава, строительство гаражей, объектов
ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные
расходы по доставке и отправке грузов
(расходы, связанные с транспортировкой
груза, содержанием и ремонтом транспортных
средств, устройств и объектов). Расходы
на строительство и эксплуатацию складов
включают в первую очередь затраты на
строительство здания (сооружения) и приобретение
оборудования, а также затраты, связанные
с их дальнейшей эксплуатацией (содержание
и ремонт здания и оборудования, расходы
на заработную плату, электроэнергию и
т.д.). При увеличении мощности и размеров
складов удельные капитальные затраты
на 1т грузооборота и запасы хранения сокращаются,
что говорит в пользу строительства более
крупных складов. Однако, с другой стороны,
это чаще всего влечет за собой сокращение
числа складов, а, следовательно, увеличение
транспортных расходов при доставке.
2.4.
Разработка системы
складирования
Эта
задача особенно актуальна в условиях
эксплуатации собственного склада предприятия,
поскольку правильный выбор системы складирования
позволяет добиться максимального использования
складских мощностей, а значит, сделать
функционирование склада рентабельным.
С такой задачей руководство фирмы сталкивается
не только в момент строительства склада,
но и в процессе его эксплуатации. Вопрос
о выборе системы складирования будет
рассмотрен ниже.
3.
Логистический процесс
на складе
Логистический
процесс на складе весьма сложен, поскольку
требует полной согласованности функций
снабжения запасами, переработки груза
и физического распределения заказов.
Практически логистика на складе охватывает
все основные функциональные области,
рассматриваемые на микроуровне. Поэтому
логистический процесс на складе гораздо
шире технологического процесса и включает
(рис. 2):
- снабжение
запасами;
-
контроль за поставками;
- разгрузку
и приемку грузов;
- внутрискладскую
транспортировку и перевалку грузов;
- складирование
и хранение грузов;
- комплектацию
(комиссионирование) заказов клиентов
и отгрузку;
- транспортировку
и экспедицию заказов;
- сбор и доставку
порожних товароносителей;
- контроль
за выполнением заказов;
- информационное
обслуживание склада;
- обеспечение
обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование
всех составляющих логистического процесса
должно рассматриваться во взаимосвязи
и взаимозависимости. Такой подход позволяет
не только четко координировать деятельность
служб склада, он является основой планирования
и контроля за продвижением груза на складе
с минимальными затратами. Условно весь
процесс можно разделить на три части:
1) операции, направленные на координацию
службы закупки; 2) операции, непосредственно
связанные с переработкой груза и его
документацией; 3) операции, направленные
на координацию службы продаж.
- Снабжение
запасами. Координация службы закупки
осуществляется в ходе операций по снабжению
запасами и посредством контроля за ведением
поставок. Основная задача снабжения запасами
состоит в обеспечении склада товаром
(или материалом) в соответствии с возможностями
его переработки на данный период при
полном удовлетворении заказов потребителей.
Поэтому определение потребности в закупке
запасов должно согласовываться со службой
продаж и имеющейся мощностью склада.
- Контроль
за поставками. Учет и контроль за поступлением
запасов и отправкой заказов позволяет
обеспечить ритмичность переработки грузопотоков,
максимальное использование имеющегося
объема склада и необходимые условия хранения,
сократить сроки хранения, сократить сроки
хранения запасов и тем самым увеличить
оборот склада.
- Разгрузка
и приемка грузов. При осуществлении
этих операций необходимо ориентироваться
на условия поставки заключенного договора.
Соответственно подготавливаются места
разгрузки под указанное погрузо-разгрузочное
оборудование. Разгрузка на современных
складах осуществляется на разгрузочных
автомобильных или железнодорожных рампах
и контейнерных площадках. Специальное
оснащение мест разгрузки и правильный
выбор погрузочно-разгрузочного оборудования
позволяют эффективно проводить разгрузку
(в кратчайшие сроки и с минимальными потерями
груза), в связи, с чем сокращаются простои
транспортных средств, а, следовательно,
и снижаются издержки обращения. Проводимые
на данном этапе операции включают:
- разгрузку
транспортных средств;
- контроль
документального и физического соответствия
заказов поставки;
- документальное
оформление прибывшего груза через информационную
систему;
- формирование
складской грузовой единицы.
- Внутрискладская
транспортировка.
Внутрискладская транспортировка предполагает
перемещение груза между различными зонами
склада: с разгрузочной рампы в зону приемки,
оттуда в зону хранения, комплектации
и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется
с помощью подъемно-транспортных машин
и механизмов. Транспортировка грузов
внутри склада должна осуществляться
при минимальной протяженности во времени
и пространстве по сквозным «прямоточным»
маршрутам. Это позволит избежать повторного
возвращения в любую из складских зон
и неэффективного выполнения операций.
Число перевалок (с одного вида оборудования
на другое) должно быть минимальным.
- Складирование
и хранение. Процесс складирования заключается
в размещении и укладке груза на хранение.
Основной принцип рационального складирования
– эффективное использование объема зоны
хранения. Предпосылкой этого является
оптимальный выбор системы складирования,
и в первую очередь складского оборудования.
Оборудование под хранение должно отвечать
специфическим особенностям груза и обеспечивать
максимальное использование высоты и
площади склада. При этом пространство
под рабочие проходы должно быть минимальным,
но с учетом нормальных условий работы
подъемно-транспортных машин и механизмов.
Для упорядоченного хранения груза и экономического
его размещения используют систему адресного
хранения по принципу твердого (фиксированного)
или свободного (груз размещается на любом
свободном месте) выбора места складирования.
Процесс складирования и хранения включает:
- закладку
груза на хранение;
- хранение
груза и обеспечение соответствующих
для этого условий;
- контроль
за наличностью запасов на складе, осуществляемый
через информационную систему.
- Комплектация
(комиссионирование)
заказов и отгрузка.
Процесс комплектации сводится к подготовке
товара в соответствии с заказами потребителей.
Комплектация и отгрузка заказов включают:
- получение
заказа клиента (отборочный лист);
- отбор товара
каждого наименования по заказу клиента;
- комплектацию
отобранного товара для конкретного клиента
в соответствии с его заказом;
- подготовку
товара к отправке (укладывание в тару,
на товароноситель);
- документальное
оформление подготовленного заказа и
контроль за подготовкой заказа;
- объединение
заказов клиентов в партию отправки и
оформление транспортных накладных;
- отгрузку
грузов в транспортное средство.
Комиссионирование
заказов клиентов проводится в зоне
комплектации. Подготовка и оформление
документации осуществляется через информационную
систему. Адресная система хранения позволяет
указывать в отборочном листе место отбираемого
товара, что значительно сокращает время
отборки и помогает отслеживать отпуск
товара со склада. При комплектации отправки
благодаря информационной системе облегчается
выполнение функции объединения грузов
в экономичную партию отгрузки, позволяющую
максимально использовать транспортное
средство. При этом выбирается оптимальный
маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется
на погрузочной рампе (требования к проведению
эффективной отгрузки аналогичны требованиям
к разгрузке).
- Транспортировка
и экспедиция заказов могут осуществляться
как складом, так и самим заказчиком. Последний
вариант оправдывает себя лишь в том случае,
когда заказ осуществляется партиями,
равными вместимости транспортного средства,
и при этом запасы потребителя не увеличиваются.
Наиболее распространена и экономически
оправдана централизованная доставка
заказов складом. В этом случае благодаря
унитизации грузов и оптимальным маршрутам
доставки достигается значительное сокращение
транспортных расходов и появляется реальная
возможность осуществлять поставки мелкими
и более частыми партиями, что приводит
к сокращению ненужных страховых запасов
у потребителя.
- Сбор
и доставка порожних
товароносителей
играют существенную роль в статье расходов.
Товароносители (поддоны, контейнеры,
тара-оборудование) при внутригородских
перевозках чаще всего бывают многооборотные,
а потому требуют возврата отправителю.
Эффективный обмен товароносителей возможен
лишь в тех случаях, когда достоверно определено
их оптимальное количество и четко выполняется
график их обмена с потребителями.
- Информационное
обслуживание склада
предполагает управление информационными
потоками и является связующим стержнем
функционирования всех служб склада. В
зависимости от технической оснащенности
управление информационными потоками
может быть как самостоятельной системой
(на механизированных складах), так и составной
подсистемой общей автоматизированной
системы управления материальными и информационными
потоками (на автоматизированных складах).
Информационное обслуживание охватывает:
- обработку
входящей документации;
- предложения
по заказам поставщиков;
- оформление
заказов поставщиков;
- управление
приемом и отправкой;
- контроль
наличия товаров на складе;
- прием заказов
потребителей;
- оформление
документации отправки;
- диспетчерскую
помощь, включая оптимальный выбор партий
отгрузки и маршруты доставки;
- обработку
счетов клиентов;
- обмен информацией
с оперативным персоналом и верхним иерархическим
уровнем организации;
- различную
статистическую информацию.
- Контроль
за выполнением заказов
и обеспечение обслуживания
клиентов. На обеспечение координации
деятельности службы продаж в первую очередь
направлены операции контроля за выполнением
заказов и оказание услуг клиентам, от
выполнения которых зависит уровень обслуживания.
Успешно осуществляемое логистическое
обслуживание покупателей может легко
стать важнейшим, к тому же стратегическим
признаком, выгодно отличающим данную
фирму от конкурентов. Выделяют три основные
категории элементов обслуживания: допродажное,
во время продажи и послепродажное. Осуществлением
допродажных услуг занимается служба
продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает
выполнение как продажных, так и послепродажных
услуг. К продажным
услугам относят:
- сортировку
товаров;
- полную проверку
качества поставляемых товаров;
- фасовку и
упаковку;
- замену заказанного
товара (изменение заказа);
- экспедиторские
услуги с осуществлением разгрузки;
- информационные
услуги;
- заключение
договора с транспортными агентствами.
Послепродажные
услуги охватывают спектр услуг, оказываемых
потребителям продукции:
- установку
изделий;
- гарантийное
обслуживание;
- обеспечение
запасными частями;
- временную
замену товаров;
- прием дефектной
продукции и замену ее.
Рациональное
осуществление логистического процесса
на складе – залог его рентабельности.
Поэтому при организации логистического
процесса необходимо добиваться:
- рациональной
планировки склада при выделении рабочих
зон, способствующей снижению затрат и
усовершенствованию процесса переработки
груза;
- эффективного
использования пространства при расстановке
оборудования, что позволяет увеличить
мощность склада;
- использования
универсального оборудования, выполняющего
различные складские операции, что дает
существенное сокращение парка подъемно-транспортных
машин;
- минимизации
маршрутов внутрискладской перевозки
с целью сокращения эксплуатационных
затрат и увеличения пропускной способности
склада;
- осуществления
унитизации партий отгрузок и применения
централизованной доставки, что позволяет
существенно сократить транспортные издержки;
- максимального
использования возможностей информационной
системы, что значительно сокращает время
и затраты, связанные с документооборотом
и обменом информацией, и т.д.
Иногда
резервы рациональной организации
логистического процесса, пусть и
не столь значительные, заключаются
в весьма простых вещах: расчистке
загроможденных проходов, улучшении освещения,
организации рабочего места. В поиске
резервов эффективности функционирования
склада нет мелочей, все должно анализироваться,
а результаты анализа – использоваться
для улучшения организации логистического
процесса.
4.
Система складирования
как основа рентабельности
работы склада
Общая
концепция решения складской
системы в первую очередь должна
быть экономичной. Экономический успех
обеспечивается в случае, если планирование
и реализация складской системы
рассматриваются с точки зрения интересов
всей фирмы, являясь лишь частью общей
концепции склада. А рентабельность склада
и будет, в конечном счете, основным критерием
выбранной общей концепции.