Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 17:31, курсовая работа
Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры, перерабатываемых грузов склады относят к сложным системам.
Основные функции и задачи складов в логистической системе 3
Проблемы эффективного функционирования склада 5
собственный склад фирмы или склад общего пользования, 5
2.2 количество складов и размещение складской сети, 5
2.3 выбор места расположения склада, 7
разработка системы складирования. 8
Логистический процесс на складе 9
снабжение запасами, 10
контроль за поставками, 10
разгрузка и приемка грузов, 10
внутрискладская транспортировка, 10
складирование и хранение, 11
комплектация заказов и отгрузка, 11
транспортировка и экспедиция заказов, 12
сбор и доставка порожних товароносителей, 12
информационное обслуживание склада, 12
контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания
клиентов. 12
Система складирования как основа рентабельности работы склада 15
определение места склада в логистической системе и общая
направленность его технической оснащенности, 16
4.2 задача разработки системы складирования, 17
4.3 определение элементов складских подсистем «Здание», 17
4.4 складская грузовая единица, 19
4.5 виды складирования, 19
4.6 оборудование по обслуживанию склада, 20
4.7 комиссионирование, или система комплектации, 20
4.8 обработка информации. 21
Литература 24
Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем. Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы:
Каждая подсистема в себя целый ряд возможных элементов (табл. 1). При этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный выбор всех конкурентных вариантов должен осуществляться в определенной последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них.
Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:
Выбор
элементов складских подсистем
ведется с помощью схем и диаграмм
или разработанных программ на ЭВМ. Это
обеспечивает методический подход с учетом
всех возможных вариантов.
4.1.
Определение места
склада в логистической
системе и общая
направленность его
технической оснащенности
Место склада в логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада. Склады встречаются в различных функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной).
Склады в области снабжения с учетом их хозяйственной принадлежности (поставщика, посредника, производителя) условно можно разделить на две группы:
Склады производственной логистики связаны с обработкой груза относительно постоянной номенклатуры, поступающего и уходящего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.
Склады распределительной логистики, основное назначение которых – преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.
Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.
Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют товары очень широкой номенклатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезонные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). Все это делает нецелесообразным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку грузов, и возможно даже с ручной комплектацией.
Необходимо
помнить, что независимо от направленности
технической оснащенности переработки
груза обработка информационных
потоков должна быть автоматизированной.
Тем более что современные логистические
системы должны иметь единую информационную
систему для всех ее участников.
4.2.
Задача разработки
системы складирования
Следующим шагом при разработке системы складирования является определение задачи, на решение которой и направлена данная разработка, а именно:
Эти принципиальные отличия порождают различные подходы к разработке системы складирования. В первых двух случаях система складирования подчинена задаче выбора параметров складского здания и установления конструктивных его особенностей, обеспечивающих проведение оптимальных технологических процессов. В этих случаях отправной точкой при создании системы складирования должна стать подсистема «складируемая грузовая единица», а заключительной подсистемой будет «Здание», поскольку именно определение параметров склада и должно стать результатом всей разработки.
При
разработке системы для действующих
складов она должна быть ориентирована
на уже существующее здание и его
параметры. Поэтому подсистема «Здание»
будет определяющей для всех остальных
подсистем.
4.3.
Определение элементов
складских подсистем
«Здание»
Склады различаются по виду складских зданий (по конструкции): открытые площадки, полузакрытые (навес) и закрытые. Закрытые являются основным типом складских сооружений, представляя собой обособленное здание со складскими помещениями.
Само здание может быть многоэтажным и одноэтажным, при этом последние в зависимости от высоты делятся на обычные (высотой, как правило, 6 м), высотные1 (высотой свыше 6м)1 и смешанные с высотной зоной хранения (высота зоны хранения выше остальных рабочих зон). Приоритетным направлением является строительство одноэтажных складов. Одна из основных целей разработки системы – добиться максимального использования площадей и объемов склада. Поэтому в подсистеме «Здание» учитывают те особенности склада, которые непосредственно влияют на его вместимость по трем направлениям в пространстве: по ширине, длине, высоте.
Высота складских помещений в складах старой постройки колеблется от 4,5 до 5,6 м, отечественные типовые склады, как правило, имеют высоту 6 м (механизированные) и 12 м (автоматизированные склады). За рубежом эта высота достигает 18 м и выше. В современном складском хозяйстве предпочтение отдается одноэтажным складам, а с учетом удорожания стоимости земельных участков и достижений в области складской техники – складам с высотной зоной хранения. Общие затраты на высотный склад меньше в несколько раз, чем затраты на склад с тем же объемом, но с более низкой высотой, что видно из сравнения капитальных и эксплуатационных затрат, приведенных (табл.1).
На
практике различают следующие основные
«типоразмеры» складов: 600; 800; 1000; 1250; 2500;
5000; 7500; 10000; 25000 м2. При этом, чем больше
площадь складского помещения, тем легче
и рациональнее может быть размещено технологическое
оборудование под хранение груза и использованы
технические средства, а значит, имеются
возможности для повышения уровня механизации.
Сравнение капитальных
и эксплуатационных
затрат2
Показатели | Высота здания,h | ||
7,5 м | 12 м | 15 м | |
Площадь, м2 | 9270 | 5940 | 4410 |
Величина отклонения от показателя h = 7,5 м | - | 35,9% | 52,4% |
Мощность хранения товаров и тары, скл. гр. ед. | 11395 | 11395 | 11395 |
Капитальные затраты, млн. долл. | 3,7 | 3,3 | 2,9 |
Величина отклонения от показателя h = 7,5 м | - | 10,8% | 21,6% |
Ежегодные эксплуатационные затраты, т. долл. | 183 | 166 | 120 |
Величина отклонения от показателя h = 7,5 м | - | 9,3% | 34,4% |
Для
улучшения условий эксплуатации
современных
Эффективность использования складского
объема во многом зависит также и от высоты
складирования груза, которая должна максимально
приближаться к высоте склада.
4.4.
Складская грузовая
единица
Оптимальная
система складирования
Складской товароноситель увязывает между собой номенклатуру перерабатываемого груза, внешние и внутренние материальные потоки и все элементы системы. На выбор товароносителя влияют:
Основной
критерий правильности выбора товароносителя
– отсутствие возврата складской
грузовой единицы из зоны комплектации
в зону хранения при формировании
заказа покупателя.
4.5.
Виды складирования
Вид складирования предполагает выбор технологического оборудования, на котором складируется груз, и форму размещения его в пространстве складского помещения. На выбор оказывают влияние: складская площадь, высота склада, используемый товароноситель, объемы партий поставки, особенности комиссионирования груза, свободный доступ к товару, условия хранения товара, широта ассортимента товара, простота обслуживания и капитальные затраты.